Дело № 2-235/2014 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Бурла 22 декабря 2014 года
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего – судьи Е.Н. Климук,
с участием помощника прокурора Бурлинского района Меденцева И.В.,
заявителя Герингер Н.Ф.,
представителя заинтересованного лица – заместителя председателя Бурлинского РСНД Брак В.В.,
при секретаре Ворониной Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Герингер ФИО19 о признании недействующим и неподлежащим применению нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Герингер Н.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным и неподлежащим применению нормативно - правового акта – <адрес> ФИО3 народных депутатов «О внесении изменений и дополнений в решении ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № 36-РС «Об утверждении Положения о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы» от 17.12.2013, указав на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по п.10 ст.77 Трудового Кодекса Российской Федерации, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и записью в трудовой книжке. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ № 1, замещающей должность муниципальной службы ведущего специалиста комитета по социальной защите населения 15 лет, составляющую суммарно с учетом трудовой пенсии по старости – 45% среднемесячного содержания, в размере базовой части пенсии по старости в сумме 1950 руб. с 01.07.2009. Данная пенсия назначалась, начислялась, индексировалась и выплачивалась, в ноябре и декабре 21013 года в размере 3610,31 рублей.
Согласно «Положения о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы», утвержденном решением ФИО2 края № от ДД.ММ.ГГГГ п.2.8 пенсия за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой части трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ районный ФИО3 народных депутатов принял решение «О внесении изменений и дополнений в решении ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № 36-РС «Об утверждении Положения о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы», исключив из положения п.п.2.6.,2.7, 2.8, статьи 2, п.п.3.9., 3.10 статьи 3, и п.2.5. статьи 2 изложил в новой редакции: «Размер пенсии за выслугу лет, устанавливаемый лицам, указанным в ч.2.4 настоящей статьи, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, составляет в сумме 1000 рублей.» Опубликование ДД.ММ.ГГГГ № (1022) «<данные изъяты> газета». В связи с этим произошло ухудшение ее материального положения, что для заявителя значительно. Представительный орган – <адрес> ФИО3 народных депутатов, взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения трудовой пенсии муниципальным служащим, не может действовать произвольно, и при изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан должен руководствоваться принципом социальной справедливости. ФИО3 народных депутатов по принятию данного решения заявитель считает неправомерными, поскольку в связи с принятым решением нарушается ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», определение Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ № 332-ОП п.2.3., ч.1 и 2 ст. 39 Конституции РФ.
Заявитель Герингер Н.Ф. в судебном заседании уточнила заявление, просила признать оспариваемый нормативно-правовой акт недействующим, считать дату принятия – 18.12.2013, наставала на удовлетворении заявления, указав на доводы заявления, пояснив, что пенсия за выслугу лет муниципального служащего является частью государственной пенсии, одной из гарантий, продекларированных ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и не может вольно истолковываться представительным органом муниципального образования, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации. Муниципальное образование взяло на себя обязательство по выплате пенсии за выслугу лет и обязано соблюдать социальный баланс интересов, поскольку еще ни разу пенсия в Российской Федерации не уменьшалась, то оснований для уменьшения размера пенсии за выслугу лет не усматривается.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 В.В. возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на сессии присутствовали 19 депутатов, что составляет кворум, от главы района ФИО11 на сессии ФИО6 поступило предложение включить в повестку вопрос об уменьшении размера пенсии муниципальных служащим до <данные изъяты> рублей, вопрос с обоснованием инициативы главы администрации района докладывал начальник правового отдела администрации района ФИО12, при обсуждении начальник финансового отдела администрации ФИО13 подтвердила, что бюджет района сможет исполнять обязанности по выплате пенсии муниципальным служащим в размере <данные изъяты> рублей. Единогласно принято решение о внесении изменений в п.2.5, исключены п.п. 2.6., 2.7, 2.8, 3.9, 3.10 Положения. Представительный орган муниципального образования действовал в рамках предоставленных ему федеральным и муниципальным законами полномочий.
Представитель заинтересованного лица – администрации ФИО3 <адрес> ФИО14 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще – судебной повесткой, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ возражала против заявления Герингер Н.Ф., указав, что ни в одном из действующих федеральных или субъекта федерации актах не ограничена возможность представительного органа муниципального образования на уменьшение размера пенсии за выслугу лет муниципальному служащему.
Прокурор Меденцев И.В. полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав пояснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, прокурора, приходит к следующему.
Судом установлено, что решением ФИО3 <адрес> ФИО3 народных депутатов ФИО8 края «О внесении изменений и дополнений в решение ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № 36-РС «Об утверждении Положения о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим должности муниципальной службы» № С РФ от 18.12.2013, пункт 2.5. статьи 2 изложен в иной редакции: «размер пенсии за выслугу лет, устанавливаемый лицам, указанным в части 2.4. настоящей статьи, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, составляет в сумме <данные изъяты> рублей» (п.1 решения). Исключены пункты 2.6, 2.7., 2.8 статьи 2, пункты 3.9, 3.10. статьи 3. Настоящее решение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п.3 Решения).
Из протокола двенадцатой сессии шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на сессии из установленного числа депутатов - 19, присутствовало 18, вопрос на обсуждение был внесен на обсуждение по инициативе главы администрации (главы района) ФИО3 <адрес> ФИО11, после обсуждения решение принято единогласно, ДД.ММ.ГГГГ подписано главой района, опубликовано в газете «<данные изъяты> газета» от ДД.ММ.ГГГГ № (1022).
Суд приходит к выводу, что <адрес> ФИО3 народных депутатов соблюден порядок принятия, подписания и опубликования решения, предусмотренный положениями ч.2 ст. 6, ст. 55, ч.2 ст. 56, ст. 59 Устава муниципального образования <адрес> ФИО8 края.
Распоряжением администрации ФИО3 <адрес> ФИО8 края № 12-р от ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет Герингер Н.Ф., замещавшей должность муниципальной службы ведущего специалиста комитета по социальной защите населения 15 лет, в размере базовой пенсии по старости с 01.07.2009.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральным законом.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ).
В силу ст. 9 Закона ФИО8 края от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ЗС «О муниципальной службе в ФИО8 крае» на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами ФИО8 края. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего ФИО8 края по соответствующей должности государственной гражданской службы ФИО8 края с учетом соотношения должностей муниципальной службы в ФИО8 крае и должностей государственной гражданской службы ФИО8 края, установленного статьей 3 настоящего Закона. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период замещения лицом государственных должностей и муниципальных должностей, нахождения лица на государственной службе или на муниципальной службе, а также лицам, которым в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом назначены пенсия за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание.
Иных условий предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим указанная статья не содержит.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый Герингер Н.Ф.. нормативно-правовой акт не противоречит положениям Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона ФИО8 края от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ЗС «О муниципальной службе в ФИО8 крае» (в редакции, действующей на момент принятия решения).
Довод заявителя об ограничении его социальных прав на получение пенсии за выслугу лет является несостоятельным, поскольку предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы (выслуги лет) являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших муниципальных служащих, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
При этом, суд исходит из обстоятельств дела и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в своих определениях, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от ДД.ММ.ГГГГ № 88-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 332-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ № 107-О-О и № 108-О-О).
Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 698-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ № 1190-О-О).
Касательно довода Герингер Н.Ф. о противоречии оспариваемой нормы Конституции РФ суд полагает, что данный довод не подлежит рассмотрению в рамках данного дела, так как проверку законов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляет Конституционный Суд РФ.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Герингер Н.Ф.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Герингер ФИО20 в удовлетворении заявления о признании решения ФИО3 народных депутатов «О внесении изменений и дополнений в решение ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № 36-РС «Об утверждении Положения о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы» от ДД.ММ.ГГГГ № 20-РС недействующим и неподлежащим применению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Климук
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2014.