РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Безденежной И.Ю.,
с участием:
представителя административного истца Воронина Д.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя административного ответчика Донгаузер А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Лысякова И.В. к мэрии г.о. Тольятти об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Лысяков И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские ведомости» № мэрией г.о. Тольятти была опубликована информация о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый № для целей, не связанных со строительством, на праве аренды сроком на 5 лет, для размещения открытого места оказания услуг- ночная автостоянка.
Административный истец обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ мэрия г.о. Тольятти сообщила ему, что указанный земельный участок можно приобрести на торгах, либо получить разрешение на его использование (исх. №).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административный истец в очередной раз обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым №, по основаниям, предусмотренным ст. 34 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015 года, поскольку схема расположения данного земельного участка была утверждена ДД.ММ.ГГГГ постановлением мэрии г.о. Тольятти №, т.е. до 01.03.2015 года.
На данные обращения мэрия г.о. Тольятти ответила отказом от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №, мотивировав свое решение тем, что в настоящее время оформление прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, производится в соответствии с положениями ст.ст. 39.6, 39.11 Земельного кодекса РФ, передача таких земельных участков в аренду производится на торгах, проводимых в форме аукциона.
Административный истец полагает указанный отказ мэрии г.о. Тольятти незаконным, полагает, что в силу п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» он имеет право приобрести спорный земельный участок в аренду в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, просит признать незаконным отказ мэрии г.о. Тольятти в предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый № для целей, не связанных со строительством, на праве аренды сроком на 5 лет, для размещения открытого места оказания услуг- ночная автостоянка, отраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать мэрию г.о. Тольятти устранить допущенные нарушения в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда: включить указанный земельный участок в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти; внести земельный участок в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством; опубликовать информационное сообщение о планируемом предоставлении в аренду сроком на 5 лет указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оснований для их удовлетворения не имеется. Административный истец требует предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым № на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ. Между тем, в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 01.03.2015 года, ст.ст. 28-34 Земельного кодекса РФ признаны утратившими силу.
С 01.03.2015 года предоставление земельных участков осуществляется на торгах в соответствии со ст.ст. 39.11-39.13 Земельного кодекса РФ и без проведения торгов в соответствии со ст.ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10, 39.14, 39.16, 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Вместе с тем, поскольку схема земельного участка, утвержденная постановлением мэрии г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ, была утверждена в целях его предоставления иному лицу- ООО «СТО-Сервис», оснований для применения указанных переходных положений не имеется.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Лысякову И.В. было сообщено, что земельный участок не может быть ему предоставлен в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно письму Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № переходные положения, установленные ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 года № 171-ФЗ распространяются на вновь образуемые земельные участки, предоставляемые для целей, не связанных со строительством, каким спорный земельный участок не является.
Кроме того, полагают, что административным истцом пропущен, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении ему спорного земельного участка в аренду. Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, при этом, административному истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ письмом от ДД.ММ.ГГГГ № и письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента отказа до момента обращения в суд прошло более трех месяцев. Письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, на которое ссылается административный истец, не является самостоятельным отказом в удовлетворении поданного Лысмяковым И.В. заявления о предоставлении в аренду земельного участка, а лишь разъясняет причину ранее принятого решения об отказе, в связи с обращением Лысякова И.В. ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что обращение в мэрию г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ было совершено исключительно с целью восстановления срока для обжалования ранее полученного отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские ведомости» № мэрией г.о. Тольятти была опубликована информация о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый № для целей, не связанных со строительством, на праве аренды сроком на 5 лет, для размещения открытого места оказания услуг- ночная автостоянка
ДД.ММ.ГГГГ Лысяков И.В. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты>, для целей, не связанных со строительством, на праве аренду сроком на 5 лет, для размещения открытого места оказания услуг- ночная автостоянка (вх. Мэрии №).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Лысякову И.В. было сообщено о предоставлении земельного участка на торгах в связи с тем, что обращение его обращение о предоставлении в аренду земельного участка не было единственным, что предусматривалось п. 19 Положения об установлении процедур и критериев предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Думы г.о. Тольятти от 17.09.2014 года № 405 и п. 17 постановления мэра г.о. Тольятти от 21.09.2007 года № 2835-1/п «Об утверждении Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти».
С ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков осуществляется на торгах в соответствии со ст.ст. 39.11-39.13 Земельного кодекса РФ и без проведения торгов в соответствии со ст.ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10, 39.14, 39.16, 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, рассматривая все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока и не допуская установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 этой статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Из системного толкования положений статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одной из стадий, предшествующих формированию и предоставлению земельного участка для целей, не связанных со строительством. Следовательно, положения п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ в отношении административного истца могли бы быть применены, если бы схема расположения спорного земельного участка была утверждена до 01.03.2015 года в связи с обращением именно Лысякова И.В. о предоставлении данного земельного участка в аренду.
Вместе с тем, поскольку схема спорного земельного участка, утвержденная постановлением мэрии г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ, была утверждена в целях его предоставления иному лицу- ООО «СТО-Сервис», оснований для применения указанных переходных положений при рассмотрении заявления Лысякова И.В. не имеется.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Лысякову И.В. было сообщено, что земельный участок не может быть ему предоставлен в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно письму Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № переходные положения, установленные ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 года № 171-ФЗ распространяются на вновь образуемые земельные участки, предоставляемые для целей, не связанных со строительством, каким спорный земельный участок не является.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Лысякову И.В. было сообщено о возможности предоставления спорного земельного участка в аренду только по основаниям и в порядке, установленном ст. 39.6, 39.11 Земельного кодекса РФ. Таким образом, об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ административному истцу было сообщено ДД.ММ.ГГГГ. Обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением последовало ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском, установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ срока для подачи административного искового заявления об оспаривании действий (решений) органов местного самоуправления. Указание в административном исковом заявлении о том, что административным истцом оспаривается отказ, выраженный в письме мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №, не свидетельствует о том, что срок для оспаривания принятого мэрией г.о. Тольятти решения не пропущен, поскольку в указанном письме от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обращением административного истца, лишь разъясняются причины ранее принятого решения, о котором Лысяков И.В. был поставлен в известность письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок для обжалования, принятого мэрией г.о. Тольятти решения о возможности предоставлении административному истцу в аренду спорного земельного участка только по основаниям и в порядке, установленном ст. ст. 39.6, 39.11 Земельного кодекса РФ, административным истцом пропущен.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Лысякова И.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Судья: