Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1813/2011 ~ М-1646/2011 от 08.04.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2011 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Волковой М.В.,

при секретаре Хасановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюгашкиной Л.А., Тюгашкиной Е.Ю. к мэрии г.о.Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Истцы Тюгашкина Л.А. и Тюгашкина Е.Ю. обратились в суд с иском к мэрии г.о.Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение.

В судебном заседании представитель истцов Полукариков А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил признать право собственности за истцами в равных долях в порядке приватизации. Суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ истцы приехали в г.Тольятти из Казахстана. ДД.ММ.ГГГГ им в ОАО «Волгоцеммаш» был выдан ордер на проживание в комнате общежития, расположенного по адресу: <адрес>. В г.Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года они были зарегистрированы по адресу <адрес>, общежитие, однако фактически проживали в общежитии по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Тюгашкина Л.А. зарегистрировалась по адресу проживания, а свою дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрировала ДД.ММ.ГГГГ, хотя та весь период с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время проживала с ней. Факт проживания ФИО1 в г.Тольятти в период, когда она официально не была зарегистрирована, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждается справкой школы г.Тольятти, где она обучается, а также записями истории болезни детской поликлиники. С 2001 года по настоящее время истцы не участвовали в приватизации жилья в г.Тольятти, что подтверждается справкой БТИ и уведомлениями Федеральной службы госрегистрации. В настоящее время истцы желают приватизировать вышеуказанную комнату, поскольку она является изолированным жильем и пользуются ею истцы на условиях договора социального найма. Просит признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение по ? за истцами.

Представитель ответчика ОАО «Волгоцеммаш» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило.

Представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований и пояснила, что истцу правомерно отказано в приватизации жилого помещения, поскольку дом имеет статус общежития. В соответствии с ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда. В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Нормы ЖК РФ о договоре социального найма применяются только к жилым помещениям, находящимся в жилых домах (в виде отдельных квартир, подъездов), которым придавался статус общежитий, и которые используются в качестве таковых.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Судом установлено, что истице Тюгашкиной Л.А. была предоставлена для проживания изолированная жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>, на состав семьи <данные изъяты> человека: Тюгашкина Л.А., ФИО1ДД.ММ.ГГГГр., что ответчиками не оспаривается и подтверждается ордером , выданном на основании разрешения администрации завода «Волгоцеммаш» ДД.ММ.ГГГГ. Указанный ордер недействительным не признан.

Из пояснений представителя истцов и материалов дела видно, что в <адрес> истец Тюгашкина Л.А. зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ. Ни ОАО «Волгоцеммаш», ни мэрия не воспользовались своим правом на вселение в комнату иных лиц, что свидетельствует о том, что истцы владеют и пользуются данным изолированным жилым помещением.

Согласно карточки прописки истцы прибыли из <адрес> Р.Казахстан в г.Тольятти ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрированы по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что по указанному адресу истцы были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тюгашкина Л.А. зарегистрирована по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки МОУ средняя школа г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 обучается в указанной школе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, согласно записей из истории болезни ФИО1 наблюдается в детской поликлинике с 2002 года.

Пояснения представителя истцом также подтверждаются:

Показаниями свидетеля ФИО2, которая суду пояснила, что проживает по адресу <адрес>. С 2001 года Тюгашкина въехала вместе с дочкой в указанный дом, они снимали жилье – <адрес>. Их дети дружили, они все время общались друг с другом, занимались танцами. По адресу <адрес> они прожили 2-3 месяца.

Показаниями свидетеля ФИО3, которая суду пояснила, что является подругой Тюгашкиной Л.А. с 2002 года, когда истица въехала в квартиру <адрес>. Дочь истицы пошла в школу.

Справкой МП «Инвентаризатор», сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области подтверждается, что истцы право на приватизацию в г.Тольятти не использовали.

Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено – пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно всилу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект – общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.03 Указом Президента РФ от 26.03.03 № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти указанного здания общежития, по адресу: <адрес>, чем нарушены вышеуказанные положения закона.

Кроме того, указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Россий­ской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая преду­сматривает право каждого гражданина, занимаю­щего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на привати­зацию данных помещений, не допускалось вклю­чение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируе­мого имущества государственных и муниципаль­ных предприятий. Эти объекты подлежали пере­даче в муниципальную собственность.

Включение жилищного фонда в состав прива­тизируемого имущества государственного и му­ниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и про­живавших в данных жилых помещениях до при­ватизации, в том числе и на право бесплатной пе­редачи жилья в собственность граждан на осно­вании ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса принадлежавшего ПО «Волгоцеммаш», жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцы занимают изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. 7 Федерально­го закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введе­нии в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилы­ми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или му­ниципальным предприятиям либо государствен­ным или муниципальным учреждениям и исполь­зовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, приме­няются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или му­ниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачи­вают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по до­говорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специа­лизированного жилищного фонда не может пре­пятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору со­циального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформ­ления названных документов.

Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помеще­ние в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Поскольку судом установлено, что ранее истцы правом на приватизацию жилого помещения не воспользовались, законных оснований для отказа им в праве на приобретение занимаемого жилого помещения не имеется. Поэтому их требования о признании права общей долевой собственности на <адрес> доме по <адрес> (по 1/2 доли за каждым) являются обоснованными.

В связи с чем, законных оснований для отказа истцам в праве на приобретение ими занимаемого жилого помещения в собственность не имеется.

Факт принадлежности <адрес> муниципалитету установлен, отсутствие государственной регистрации на данный объект недвижимости не является основанием для сомнений в принадлежности данного имущества городу.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что Тюгашкина Л.А. и ФИО1 занимают изолированное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> на условиях договора социального найма, заключенного с момента вселения и имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Таким образом, за Тюгашкиной Л.А. и ФИО1 должно быть признано право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.245 ГК РФ Тюгашкина Л.А. и ФИО1 являются собственниками общей долевой собственности, доли являются равными в силу закона. В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Тюгашкиной Л.А. и ФИО1 удовлетворить.

Признать за Тюгашкиной Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.Тольятти.

Председательствующий М.В.Волкова

2-1813/2011 ~ М-1646/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тюгашкина Е.Ю.
Тюгашкина Л.А.
Ответчики
ОАО "ВЦМ"
мэрия г.о.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Волкова М. В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
08.04.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2011Передача материалов судье
12.04.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2011Подготовка дела (собеседование)
22.04.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2011Судебное заседание
13.05.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее