УИД 36RS0010-01-2021-001620-97
Дело № 2а-1067/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2021 г. г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Гринцевич И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Чернышовой Светлане Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Представитель МИ ФНС России № 3 по Воронежской области обратился в суд с административным иском, указывая, что на налоговом учёте в качестве налогоплательщика состоит Чернышова Светлана Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН: №, который обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно Выписке из ЕГРИП от 31.03.2021 Чернышова С.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.07.2009 и прекратила предпринимательскую деятельность 13.01.2021.
В административном иске также указано, что Чернышова С.В. имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог за 2015-2020 гг. в размере 52 002,86 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10 833,67 руб.
По утверждению административного истца, Чернышова С.В. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ, имеет задолженность в размере 188 рублей.
Административный истец также указывает в административном иске, что налогоплательщику выставлены требования: от 29.08.2018 № 15048, от 29.08.2018 № 15009, от 16.10.2018 № 18368, от 19.01.2019 № 41938, от 16.01.2020 № 3317 об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
Как указывает истец в административном исковом заявлении, до настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Также в иске указано, что МИ ФНС № 15 по Воронежской области на основании доверенности от 01.12.2020 № 04-06/01/03466 в лице представителя МИ ФНС № 3 по Воронежской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 3 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области в отношении Чернышовой С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2015-2020гг., страховым взносам на обязательное медицинское страхование, налога на имущество физических лиц.
24 мая 2021г. было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с истечением срока подачи заявления о взыскании задолженности.
По утверждению представителя административного истца, сроки на взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, установленные ст. 48 НК РФ, истекли 10.08.2020. В качестве уважительности причины пропуска срока на обращение в суд, административный истец указывает нестабильную работу технических программ и сервисов.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 4, 9, 19, 286-287 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, представитель административного истца просит:
1. Восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности.
2. Взыскать с Чернышовой Светланы Владимировны, ИНН №:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог за 2015-2020 гг. в размере 49 945,00 руб., пеня в размере 2 057,86 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10 430,00 руб., пеня в размере 403,67 руб.;
- налог на доходы физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 188,00 руб., пеня в размере 3,49 руб.,
а всего на общую сумму 63 028,02 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие.
Чернышова С.В. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась судом повесткой по адресу регистрации. Согласно справке отделения почтовой связи, повестка возвращена обратно в суд в связи с истечением срока хранения.
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (ред. от 13.02.2018), ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
На основании изложенного ответчик считается извещенным надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Истцом заявлено требование о взыскании с Чернышовой С.В. задолженности на общую сумму 63 028,02 руб.
В судебном заседании установлено, что административному ответчику были направлены налоговые требования об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме, начисленной на сумму недоимки пени:
от 29.08.2018 - № 15048, срок исполнения до 13.09.2018,
от 29.08.2018 - № 15009, срок исполнения до 13.09.2018,
от 16.10.2018 - № 18368, срок исполнения до 06.11.2018,
от 20.11.2018 - № 19007, срок исполнения до 24.12.2018,
от 19.01.2019 - № 41938, срок исполнения до 08.02.2019,
от 09.01.2020 - № 1206, срок исполнения до 11.02.2020,
от 16.01.2020 - № 3317, без указания срока исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов,
А, согласно ч. 3 указанной статьи, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что определением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области мировым судьей судебного участка № 3 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области от 24.05.2021 МИ ФНС № 3 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о взыскании недоимки по налогам и сборам в размере 63 028,02 руб. с должника Чернышовой С.В. в связи с истечением срока для обращения в суд. При этом определением установлено, что последний срок для добровольного погашения задолженности установлен Чернышовой С.В. требованием № 3317 от 16.01.2020 - до 29.01.2020. То есть, в суд инспекция с заявлением о выдаче судебного приказа должна была обратиться не позднее 29.07.2020. Заявление о вынесении судебного приказа, согласно почтовому штемпелю на конверте, направлено в адрес судебного участка 14.05.2021 – за пределами срока.
Подача административного иска в суд 29.09.2021 также произошла с существенным пропуском сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, срок, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса РФ для обращения налогового органа о взыскании задолженности в судебных органах, истек.
Абзацем 4 части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В качестве уважительности причины пропуска срока для обращения с настоящим иском в суд административный истец указывает на нестабильную работу технических программ и сервисов.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Вместе с тем, каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления о вынесении судебного приказа и обращения в суд с иском в установленный законом срок, административным истцом не приведено,
Учитывая длительность пропуска срока для обращения в суд (более года), отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу о том, в удовлетворении заявления о пропуске срока должно быть отказано.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Чернышовой Светлане Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий:
УИД 36RS0010-01-2021-001620-97
Дело № 2а-1067/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2021 г. г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Гринцевич И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Чернышовой Светлане Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Представитель МИ ФНС России № 3 по Воронежской области обратился в суд с административным иском, указывая, что на налоговом учёте в качестве налогоплательщика состоит Чернышова Светлана Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, ИНН: №, который обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно Выписке из ЕГРИП от 31.03.2021 Чернышова С.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.07.2009 и прекратила предпринимательскую деятельность 13.01.2021.
В административном иске также указано, что Чернышова С.В. имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог за 2015-2020 гг. в размере 52 002,86 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10 833,67 руб.
По утверждению административного истца, Чернышова С.В. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ, имеет задолженность в размере 188 рублей.
Административный истец также указывает в административном иске, что налогоплательщику выставлены требования: от 29.08.2018 № 15048, от 29.08.2018 № 15009, от 16.10.2018 № 18368, от 19.01.2019 № 41938, от 16.01.2020 № 3317 об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
Как указывает истец в административном исковом заявлении, до настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Также в иске указано, что МИ ФНС № 15 по Воронежской области на основании доверенности от 01.12.2020 № 04-06/01/03466 в лице представителя МИ ФНС № 3 по Воронежской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 3 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области в отношении Чернышовой С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2015-2020гг., страховым взносам на обязательное медицинское страхование, налога на имущество физических лиц.
24 мая 2021г. было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с истечением срока подачи заявления о взыскании задолженности.
По утверждению представителя административного истца, сроки на взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, установленные ст. 48 НК РФ, истекли 10.08.2020. В качестве уважительности причины пропуска срока на обращение в суд, административный истец указывает нестабильную работу технических программ и сервисов.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 4, 9, 19, 286-287 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, представитель административного истца просит:
1. Восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности.
2. Взыскать с Чернышовой Светланы Владимировны, ИНН №:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог за 2015-2020 гг. в размере 49 945,00 руб., пеня в размере 2 057,86 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10 430,00 руб., пеня в размере 403,67 руб.;
- налог на доходы физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 188,00 руб., пеня в размере 3,49 руб.,
а всего на общую сумму 63 028,02 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие.
Чернышова С.В. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась судом повесткой по адресу регистрации. Согласно справке отделения почтовой связи, повестка возвращена обратно в суд в связи с истечением срока хранения.
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (ред. от 13.02.2018), ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
На основании изложенного ответчик считается извещенным надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Истцом заявлено требование о взыскании с Чернышовой С.В. задолженности на общую сумму 63 028,02 руб.
В судебном заседании установлено, что административному ответчику были направлены налоговые требования об уплате страховых взносов, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и (или) о сумме, начисленной на сумму недоимки пени:
от 29.08.2018 - № 15048, срок исполнения до 13.09.2018,
от 29.08.2018 - № 15009, срок исполнения до 13.09.2018,
от 16.10.2018 - № 18368, срок исполнения до 06.11.2018,
от 20.11.2018 - № 19007, срок исполнения до 24.12.2018,
от 19.01.2019 - № 41938, срок исполнения до 08.02.2019,
от 09.01.2020 - № 1206, срок исполнения до 11.02.2020,
от 16.01.2020 - № 3317, без указания срока исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов,
А, согласно ч. 3 указанной статьи, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что определением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области мировым судьей судебного участка № 3 в Борисоглебском судебном районе Воронежской области от 24.05.2021 МИ ФНС № 3 по Воронежской области было отказано в принятии заявления о взыскании недоимки по налогам и сборам в размере 63 028,02 руб. с должника Чернышовой С.В. в связи с истечением срока для обращения в суд. При этом определением установлено, что последний срок для добровольного погашения задолженности установлен Чернышовой С.В. требованием № 3317 от 16.01.2020 - до 29.01.2020. То есть, в суд инспекция с заявлением о выдаче судебного приказа должна была обратиться не позднее 29.07.2020. Заявление о вынесении судебного приказа, согласно почтовому штемпелю на конверте, направлено в адрес судебного участка 14.05.2021 – за пределами срока.
Подача административного иска в суд 29.09.2021 также произошла с существенным пропуском сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, срок, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса РФ для обращения налогового органа о взыскании задолженности в судебных органах, истек.
Абзацем 4 части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В качестве уважительности причины пропуска срока для обращения с настоящим иском в суд административный истец указывает на нестабильную работу технических программ и сервисов.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Вместе с тем, каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления о вынесении судебного приказа и обращения в суд с иском в установленный законом срок, административным истцом не приведено,
Учитывая длительность пропуска срока для обращения в суд (более года), отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу о том, в удовлетворении заявления о пропуске срока должно быть отказано.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области к Чернышовой Светлане Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий: