Дело № 2-5389/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2014 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в составе председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О., при секретаре судебного заседания Данюковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Транспортный прокурор г.Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере государственной собственности на предприятиях железнодорожного транспорта Комсомольского территориального управления Дальневосточной железной дороги, в ходе которой выявлен факт незаконного использования администрацией Центрального городского округа г. Комсомольска-на-Амуре земельного участка полосы отвода железной дороги без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов. В ходе проверки выявлено противоправное, виновное бездействие, состоящее в неисполнении администрацией г. Комсомольска-на-Амуре обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-Ф3; «Земельный кодекс Российской Федерации» (далее ЗК РФ), Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 «О порядке установления и использования полосы отвода и охранных зон железных дорог» (далее Правила), приказом МПС РФ от (дата) № 26Ц «О порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» (далее Положение). В ходе проведения проверки установлено, что полоса отвода железной дороги, кадастровый номер (№), в который входит кадастровый квартал (№) являются федеральной собственностью и переданы на праве аренды в ОАО «РЖД». В границах полосы отвода железнодорожного пути № 31Т в пассажирском парке ст. Комсомольск-на-Амуре, в кадастровом квартале 27:22:0011702, находящегося на балансе Комсомольской дистанции пути - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - ОАО «РЖД», (адрес) Указанный земельный участок, на котором расположен светофорный объект используется администрацией г. Комсомольска-на-Амуре без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Уполномоченным органом федеральной власти, специальный распорядительный акт о передаче части земельного участка полосы отвода железной дороги администрацией г. Комсомольска-на-Амуре не принимался, из чего следует, что в настоящее время у администрации г. Комсомольска-на-Амуре отсутствуют законные основания для использования имущества - земельного участка, являющегося федеральной собственностью. Кроме того, светофорный объект, на указанном участке расположен в нарушение ст. ст. 1, 15, Федерального закона «О железнодорожном транспорте» от 10 января 2003 года № 17-ФЗ, п.п. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.10.2006г. № 611 в границах полосы отвода на расстоянии 167 см от головки крайнего рельса (от оси пути 243 см) указанного железнодорожного пути, т.е., в не габарите приближения строений, что создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Таким образом, использование администрацией г. Комсомольска-на-Амуре земельного участка в границах полосы отвода ст. Комсомольск-на-Амуре осуществляется с нарушениями требований действующего законодательства Российской Федерации, что нарушает права Российской Федерации на распоряжение указанным земельным участком и препятствует пользованию им со стороны ОАО «Российские железные дороги», нарушается безопасность движения на железнодорожном транспорте, что создает угрозу транспортного происшествия, причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. Статья 60 ЗК РФ предусматривает восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка. Проведенной проверкой данных об изъявлении воли собственника либо иного управомоченного лица в предоставлении земельного участка под установку светофорного объекта в кадастровых кварталах номер (№) и (№) расположенного в границах полосы отвода железнодорожного пути № 31Т в пассажирском парке ст. Комсомольск-на-Амуре, находящегося на балансе Комсомольской дистанции пути - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - ОАО «РЖД», по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, не выявлено. Из чего следует вывод, что администрация г. Комсомольска-на-Амуре самовольно заняла указанный земельный участок и разместила на нем светофорный объект. Таким образом, действия администрации г. Комсомольска-на-Амуре по использованию земельного участка личные нужды необходимо признать незаконными, и обязать администрацию городского округа г. Комсомольска-на-Амуре устранить нарушения действующего законодательства путем освобождения самовольно занятого земельного участка и сноса (демонтажа) светофорного объекта. Государственная и муниципальная собственность призваны обеспечивать интересы как лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования, так и народа, проживающего на территории Российской Федерации, в целом, то есть неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконными действия администрации г. Комсомольска-на-Амуре, по использованию земельного участка в кадастровом квартале 27:22:0011702, расположенного в границах полосы отвода железнодорожного пути № 31Т в пассажирском парке ст. Комсомольск-на-Амуре, находящегося на балансе Комсомольской дистанции пути - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - ОАО «РЖД», по адресу(адрес) Обязать администрацию г. Комсомольска-на-Амуре освободить самовольно занимаемый земельный участок под светофорный объект, в срок до (дата) за счет собственных средств убрать с указанного участка, находящегося на пересечении улицы (адрес), (в восточном направлении от примыкания (адрес), часть светофорного объекта (столб с электрооборудованием и дорожным знаком);
Старший помощник Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора - Маханкин С.В., действующий на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства полностью поддержал исковые требования, уточнив, что спорный земельный участок расположен в кадастровом квартале (№), также пояснил, что кадастровый инженер на место не выходил, заключения о том, что светофорный объект находится в именно на территории, находящейся в ведении Российской Федерации, не имеется. Просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель МОГО «Город Комсомольск-на-Амуре» Гапченко Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что указанная опора светофора фактически расположена ориентировочно на расстоянии 50 м от тупика железнодорожного пути, в кадастровом квартале (№), т.е. расположена за границей кадастрового квартала (№), и соответственно за границей земельного участка с кадастровым номером (№), находящегося в федеральной собственности, занимаемого полосой отвода железной дороги. В соответствии с «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», дорожный светофор относится к дорожным знакам и сигналам и является техническим средством и устройством организации и обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с принятыми и введенными в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 17 марта 2004 г. № ОС-28/1270-ис, методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования - устройство дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений и других средств выполняют в соответствии с проектом автомобильных дорог общего пользования и схемой организации движения. Светофор расположен на земельном участке - (адрес), отнесенном федеральным законодательством к землям общего пользования. Отвод земельного участка для размещения средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения на землях общего пользования действующим законодательством не предусмотрен. Таким образом, размещение дорожного светофора на земельном участке общего пользования - (адрес), не является использованием земельного участка без правоустанавливающих документов. Кроме того, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером (№), занимаемого полосой отвода железной дороги не соответствуют требованиям государственного кадастрового учета земельных участков, установленным Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» и федеральному закону от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно кадастровый паспорт не содержит величину погрешности при определении площади земельного участка, в особых отметках кадастрового паспорта указано, что «возможно имеет место быть кадастровая ошибка», что не позволяет установить на местности местоположение границ земельного участка полосы отвода железной дороги. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» какие либо кадастровые работы, уполномоченным лицом - кадастровым инженером, по установлению на местности границ части земельного участка, непосредственно занимаемого опорой спорного светофора не проводились. Полагает, что доказательств, в каком конкретно месте расположен светофорный объект суду не представлено. Полагает, что светофорный объект расположен на территории, находящейся в ведении органов местного самоуправления.
Суд, выслушав представителей сторон, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В порядке ст. 60 ГПК РФ - обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства земельный участок, на котором расположена часть светофорного объекта (столб с электрооборудованием и дорожным знаком) находится в полосе отвода железной дороги, которая имеет кадастровый номер (№)
Согласно кадастровому паспорту, границы земельного участка с кадастровым номером (№) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером (№), возможно имеет место быть кадастровая ошибка.
Учитывая, что достаточных и достоверных доказательств того, что администрация г.Комсомольска-на-Амуре незаконно использует земельный участок в кадастровом квартале (№) не представлено, суд полагает необходимым отказать в данной части исковых требований.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, что часть светофорного объекта, расположенного на расстоянии 167 см. от головки крайнего рельса указанного железнодорожного пути (от оси пути 243 см.) на пересечении (адрес)
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» от 10 января 2003 года № 17-ФЗ, Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
В силу ст. 15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
п.п. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.10.2006г. № 611 предусмотрено, что в границах полосы отвода на расстоянии 167 см от головки крайнего рельса (от оси пути 243 см) указанного железнодорожного пути, т.е., в не габарите приближения строений, что создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В разделе 2 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее Приказ Минтранса № 286), указано, что габарит приближения строений - это предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
Габариты приближения строений должны соблюдаться у всех эксплуатируемых железнодорожных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств.
В соответствии с требованиями п. 6 Приказ Минтранса № 286, расстояние от оси крайнего железнодорожного пути до внутреннего края опор контактной сети на перегонах и железнодорожных станциях должно быть не менее 3100 мм.
В п. 2.4.4 «Отраслевых строительных норм, нормы и правила проектирования отвода земель для железнодорожных дорог» (ОСН 3.02.01-97), Принятые указанием МПС России от 24 ноября 1997 г. N С-1360у, приближение опор воздушных линий связи, расположенных у крайних путей на станциях и перегонах, должно соответствовать требованиям ГОСТа 9238-83 и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и быть не менее 3,10 м от оси пути.
В соответствии с п. 2.3.1. Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83 № ЦП 4425, утвержденной МПС от 18.11.1986, при эксплуатации на расстоянии от оси пути 3100 мм в пределах высоты до 3200 мм, считая от уровня верха головок рельсов, должны размещаться все сооружения и устройства (кроме пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей и платформ).
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось представителем МОГО г.Комсомольска-на-Амуре то обстоятельство, что светофорный объект является собственностью МОГО г.Комсомольска-на-Амуре, а также учитывая, что его расположение не отвечает требованиям безопасности как при осуществлении железнодорожным транспортом своих функций, так и населения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в части возложения обязанности в срок до 01.04.2015 года за счет собственных средств убрать часть светофорного объекта, расположенного на пересечении (адрес) (в восточном направлении от примыкания (адрес) столб с электрооборудованием и дорожным знаком).
Руководствуясь ст.ст.194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными действий по использованию земельного участка – оставить без удовлетворения.
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Возложить на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре в срок до 01.04.2015 года за счет собственных средств убрать часть светофорного объекта, расположенного на пересечении улиц (адрес) (в восточном направлении от примыкания (адрес) столб с электрооборудованием и дорожным знаком).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева