Дело № 2-1907/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.,
при секретаре Хасановой А.В.,
с участием истца Ишаманова М., его представителя Каримпидиса А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишаманова Мурата к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Оренбурга о признании права собственности на наследуемое имущество в виде денежной суммы,
установил:
Ишаманов М. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование, что 27.03.2019 года умерла его супруга ФИО1, он является наследником после ее смерти. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, наследство состоит из суммы имущественного налогового вычета в размере 46 538 рублей, принадлежащей наследодателю ФИО1 на основании справки №, выданной ИФНС по Центральному району г. Оренбурга 09.12.2019 года в связи с представленной декларацией по форме 3-НДФЛ за 2018 год. 17.01.2020 года он получил от ИФНС по Центральному району г. Оренбурга ответ №, в котором сообщалось, что возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы, излишне уплаченного им ранее налога не предусмотрен действующим законодательством, вместе возможность возврата суммы излишне уплаченного налога может быть реализована на основании решения суда. Просит включить в наследственную массу после смерти ФИО1 наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета, в размере 46 538 рублей, признать за ним право собственности наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета, в размере 46 538 рублей; обязать ИФНС по Центральному району г. Оренбурга выплатить ему денежную сумму в счет налогового имущественного вычета в размере 46 538 рублей, предоставленного ФИО1 и не полученного ею в связи со смертью. Взыскать с ИФНС по Центральному району г. Оренбурга расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 596 рублей.
Определением суда к участию в деле привлечена в качестве третьего лица нотариус Шахова В.Е..
Истец Ишаманов М., его представитель Каримпидис А.Х. в судебном заседании требования иска поддержали, просили удовлетворить, дали пояснения, аналогичные, изложенным в иске.
Представитель ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных заявлениях просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо нотариус Шахова В.Е. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Ишаманов М. является супругом ФИО1, умершей 27.03.2019 года.
Из сведений ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга следует, что ФИО1 13.03.2019 года представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год с приложением документов, подтверждающих право на имущественный налоговый вычет. Сумма имущественного налогового вычета, подлежащая возврату из бюджета в размере 46 538 рублей подтверждена в полном объеме.
02.04.2019 года нотариусом Шаховой В.Е. заведено наследственное дело № года, открытое к имуществу после смерти ФИО1, умершей 27.03.2019 года.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону № <адрес>5 от 00.12.2019 года наследником после смерти ФИО1, умершей 27.03.2019 года является муж – Ишаманов М.. Наследство состоит из суммы имущественного налогового вычета в размере 46 538 рублей, принадлежащей наследодателю на основании справки №, выданной ИФНС по Центральному району г. Оренбурга, 09.12.2019 года, в связи с представленной ФИО1 налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ за 2018 год.
Судом установлено, что Ишаманов М. обращался в ИФНС по Центральному району г. Оренбурга с заявлением о предоставлении ему как наследнику ФИО1 налогового вычета.
Письмом от 17.01.2020 года ИФНС по Центральному району г. Оренбурга Ишаманову М. в удовлетворении заявления отказано, в связи с тем, что возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы, излишне уплаченного им ранее налога не предусмотрен действующим законодательством.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, недвижимое и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется.
В состав наследства входит только имущество, принадлежавшее наследодателю на гражданско-правовых основаниях, не связанное неразрывно с личностью наследодателя, на которое не распространяется запрет наследования.
В соответствии с п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них; в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме направленной на погашение процентов по целевым займам/кредитам, полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на приобретение на территории Российской Федерации квартиры.
В пункте 3 статьи 210 НК РФ указано, что если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В то же время, сам по себе налоговый вычет, действительно, непосредственно связан с личностью налогоплательщика, поскольку именно на сумму налогового вычета уменьшается размер налоговой базы при доказанности несения налогоплательщиком расходов по приобретению недвижимого имущества.
Размер налогового вычета не может превышать размер ставки налогообложения, установленного п.1 ст.224 НК РФ на доходы физических лиц (13%).
Вместе с тем, налоговое законодательство не содержит ограничений для получения налогового вычета наследниками после смерти налогоплательщика, если последний при жизни воспользовался своим правом на получение налогового вычета.
Таким образом, право на налоговый вычет за конкретный налоговый период может быть реализовано наследником при условии обращения в налоговый орган наследодателем с соответствующим заявлением в установленном законом порядке.
Судом установлено, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО1 при жизни воспользовалась предоставленным ей в силу подпункта 2 части 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации правом на имущественный налоговый вычет, которое было ею реализовано.
Таким образом, принимая во внимание, что при жизни ФИО1 реализовала своё право на получение имущественного налогового вычета за 2018 год в размере 46 538 рублей, ею были соблюдены все условия для получения указанного выше имущественного налогового вычета, а именно поданы соответствующие документы, однако по независящим от нее причинам, а именно в связи с ее смертью, решение о возврате налога налоговым органом принято не было, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае сумма неполученного налогового вычета подлежит признанию на праве собственности за истцом Ишамановым М. и выплате ему, как наследнику после смерти ФИО1.
При этом суд принимая во внимание, что на указанную сумму имущественного налогового вычета нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство по закону Ишаманову М., не находит оснований для включения указанного наследственного имущества в состав наследственной массы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 46 538 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 46 538 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 27.03.2019 ░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04.07.2020 ░░░░.