Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7213/2017 от 31.07.2017

Дело № 2-7213/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Базылевой О.В.,

с участием представителя ответчика Дмитриева Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Томаринского района в интересах муниципального образования «Томаринский городской округ» к Ткаченко О. В. о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Томаринского района, действующий в интересах муниципального образования «Томаринский городской округ» обратился в суд с иском к Ткаченко О. В. о взыскании неосновательного обогащения, в обоснование указал, что в период нахождения ответчика на должности главы администрации МО «Томаринский городской округ» Собранием городского округа было принято решение от 02 сентября 2015 года № 17/145, которым статья 13 «Положения о денежном содержании выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Томаринский городской округ» (утв. Решением Собрания городского округа от 25 октября 2012 года № 27/269) была дополнена п. 9, установившим, что главе администрации и его заместителям, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе не менее трёх лет и имеющим общий стаж муниципальной службы не менее 10 лет, досрочно прекратившим свои полномочия в случае увольнения по собственному желанию, прекратившим полномочия по истечении трудового договора, выплачивается единовременное поощрение в размере полугодового денежного содержания за последний год работы. Постановлением Собрания МО «Томаринский городской округ» от 16 сентября 2015 года с ответчиком прекращены трудовые отношения с 10 октября 2015 года. Постановлением главы МО «Томаринский городской округ» от 05 октября 2015 года № 08 в связи с досрочным прекращением полномочий Ткаченко О.В. выплачено единовременное денежное поощрение в размере 1370487 рублей 26 копеек. Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки, проведённой в сентябре 2015 года, установлено, что решение от 02 сентября 2015 года № 17/145 принято в отсутствие необходимого большинства голосов депутатов, в связи с чем, 28 сентября 2015 года в адрес депутатов Собрания городского округа прокурором внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Решением Собрания городского округа от 16 октября 2015 года № 19/153 названное представление было удовлетворено в полном объёме, решение от 02 сентября 2015 года № 17/145 - отменено. По мнению прокурора, изложенное свидетельствует о том, что единовременное поощрение выплачено Ткаченко О.В. на основании недействующего нормативного акта, и является неосновательным обогащением ответчика. С учётом изложенного истец просит суд взыскать с Ткаченко О.В. в бюджет МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области сумму неосновательного обогащения в размере 1370487 рублей 26 копеек.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 03 августа 2016 года заявленные прокурором Томаринского района требования удовлетворены, с Ткаченко О.В. в бюджет МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области взыскано неосновательное обогащение в сумме 1370487 рублей 26 копеек.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда 02 ноября 2016 года данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Амурского областного суда от 24 июля 2017 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 03 августа 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда 02 ноября 2016 года отменены, дело направлено дело на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд Амурской области.

В настоящем судебном заседании представитель ответчика Дмитриев Ю.Л. просил рассмотреть дело по существу, возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что денежная компенсация выплачена законно и не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. Кроме того, решение, на основании которого было вынесено постановление о выплате денежной суммы Ткаченко О.В. в установленном законом порядке не признанно незаконным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении заявления не поступало. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 25-ФЗ), правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона № 25-ФЗ).

В ст. 34 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением муниципального образования «Томаринского городского округа» от 01.11.2013 года № 2/12, на основании п. 6 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 11 п. 2 ст. 26 Устава муниципального образования «Томаринского городского округа» (далее по тексту Устав), Ткаченко О.В. назначен главой местной администрации муниципального образования «Томаринского городского округа», с ним заключен контракт.

Решением Собрания городского округа МО «Томаринский городской округ» от 25.10.2012 года № 27/296 утверждено Положение о денежном содержании выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Томаринского городского округа» (далее по тексту Положение), которым установлен порядок и размер выплаты денежного содержания муниципальных служащих муниципального образования «Томаринского городского округа» (далее по тексту МО «Томаринского городского округа»).

2 сентября 2015 года Собранием городского округа МО «Томаринский городской округ» принято решение № 17/145 «О внесении изменений в решение Собрания городского округа от 25.10.2012 года № 27/269, которым статья 13 Положения дополнена пунктом 9, устанавливающим, что единовременное поощрение главе администрации и его заместителям, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и имеющих общий стаж муниципальной службы не менее 10 лет, досрочно прекративших свои полномочия в случае увольнения по собственному желанию, прекративших полномочия по истечении трудового договора, в размере полугодового денежного содержания за последний год работы.

17.09.2015 года Ткаченко О.В. подал заявление об увольнении его по собственному желанию с 10.10.2015 года.

Постановлением № 06-к от 16.09.2015 с Ткаченко О.В. прекращены трудовые отношения с 10.10.2015 года.

Постановлением главы МО «Томаринский городской округ» от 05 октября 2015 года № 08 в связи с досрочным прекращением полномочий Ткаченко О.В. выплачено единовременное денежное поощрение в размере полугодового денежного содержания за последний год в сумме 1370487 рублей 26 копеек (платежное поручение от 08.10.2015 № 1429).

Решением Собрания городского округа от 16 октября 2015 года № 19/153 решение от 02 сентября 2015 года № 17/145 отменено.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из указанной нормы следует, что необходимым условием для признания полученного имущества неосновательным обогащением является получение данного имущества в отсутствие установленных правовыми актами оснований.

Как видно из материалов дела, постановление главы МО «Томаринскш городской округ» от 05 октября 2015 года № 08 было вынесено на основании п. 9 ст. 13 «Положения о денежном содержании выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Томаринский городской округ» (пункт введён решением Собрания городского округа от 02 сентября 2015 года № 17/145).

Тем самым, выплата осуществлена на основании нормативно-правового акта и принятого в соответствии с ним распоряжения.

Нормативный характер правового акта предполагает его общеобязательность, неоднократность применения и действие в отношении неопределенного круга лиц. В связи с этим процессуальное законодательство предусматривает специальный порядок и правовые последствия удовлетворения заявления об оспаривании такого нормативного акта.

Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, следствием установления незаконности нормативного правового акта является признание его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Как указывалось Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 1998 года № 19-Г1 «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации», нормативный характер правового акта предопределяет невозможность прекращения действия любых его положений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан без официального опубликования для всеобщего сведения судебных решений, аннулирующих такие нормы.

Таким образом, утрата нормативно-правовым актом юридической силы, в том числе, с момента его принятия, на основании судебного решения возможна только при вынесении соответствующего решения в рамках специальной процедуры рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов.

Сведений о том, что решение Собрания МО «Томаринский городской округ» от 02 сентября 2015 года № 17/145 было признано недействующим на основании какого-либо судебного акта в материалах дела не содержится.

Согласно п. 3 ст. 31 Устава МО «Томаринский городской округ», решения Собрания вступают в силу со дня их подписания главой муниципального образования - председателем Собрания, если иное не оговорено самим актом, а решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их опубликования.

В силу п. 4 ст. 31 Устава, нормативно-правовые акты Собрания утрачивают силу в случаях: истечения срока их действия; фактического исполнения; их отмены собранием; признания их недействительными в судебном порядке.

Таким образом, решение от 02 сентября 2015 года № 17/145 «О внесении изменений в решение Собрания городского округа от 25.10.2012 года № 27/269 Об утверждении Положения о денежном содержании выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Томаринский городской округ»» являлось действующим до вступления в силу решения Собрания городского округа от 16 октября 2015 года № 19/153, которым оно было отменено.

Также судом учитывается, что решение Собрания городского округа от 16 октября 2015 года № 19/153 об отмене ранее принятого решения № 17/145, не содержит положений, позволяющих распространять его действие на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

Кроме того, выплата спорной денежной суммы была произведена на основании постановления главы муниципального образования «Томаринский городской округ» от 05 октября 2015 года № 08, которое в установленном законом порядке не оспаривалось и не отменялось.

Таким образом, требования прокурора Томаринского района о взыскании с Ткаченко О. В. в бюджет муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области суммы неосновательного обогащения в размере 1370487,26 рублей удовлетворению не подлежат.

руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Томаринского района в интересах муниципального образования «Томаринский городской округ» к Ткаченко О. В. о взыскании неосновательного обогащения в размере 1370487,26 рублей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Коршунова Т.А.

Решение в окончательной форме составлено 6 октября 2017 года.

Судья Коршунова Т.А.

2-7213/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Томаринского р-она в интересах муниципального образования Томаринского Городского округа
Ответчики
Ткаченко Олег Васильевич
Другие
Афанасьев Дмитрий Николаевич
Администрация МО Тамаринского городского округа
Министерство финансов Сахалинской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Коршунова Т.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
31.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.08.2017Передача материалов судье
03.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2017Судебное заседание
28.09.2017Судебное заседание
06.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее