Дело № 2-4176/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
При секретаре Коваленко Е.Г.,
С участием истца Маслова С.Н., представителя ответчика УМВД России по Амурской области Никифоровой О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова С. Н. к УМВД России по Амурской области об обязании учитывать классность при расчете пенсии, выплатить ущерб в результате неверного начисления пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Маслов С.Н. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением к УМВД России по Амурской области, в обоснование заявленных требований указал, что в период с 20.04.1992 года по 29.05.2006 года проходил службу в ГУ ЦУС ФПС по Амурской области. 29.05.2006 года уволен из органов внутренних дел с должности мастера-пожарного в звании прапорщика по состоянию здоровья с небольшими ограничениями. Выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 01 месяц 12 дней, в льготном – 21 год 02 месяца 03 дня. Маслову С.Н. назначена пенсия без учета классности, которая имелась у него на момент увольнения. Классность в размере 10 % подтверждается денежным аттестатом. О наличии классности истец впервые узнал 27.07.2018 года при ознакомлении с материалами проверки. Полагает, что ответчик должен начислять пенсию с учетом классности. В виду неверного начисления пенсии Маслову С.Н. причинен ущерб.
На основании изложенного, истец Маслов С.Н. просил суд обязать УМВД России по Амурской области при начислении ему пенсии учитывать классность; обязать УМВД России по Амурской области возместить ущерб, причиненный в результате неправильного начисления пенсии без учета классности, за период с марта 2016 года по март 2019 года в сумме 42310 рублей 26 копеек.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, указал, что из ответа прокуратуры Амурской области следовало, что при увольнении у него имелась классность в размере 10 %. Указанное также следует из денежного аттестата. Однако пенсия выплачивается истцу без учета классности, чем нарушаются его пенсионные права. В связи с чем просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования Маслова С.Н. не признала, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указала, что пенсионное обеспечение сотрудников органов МЧС России и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1. Пунктом 8 Постановления Совет Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, ГПС, учреждений и органов УИС, войск национальной гвардии РФ исчисляются из суммы их денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. Размер пенсии складывается из оклада по последней штатной должности, оклада по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуга лет). Никакие другие доплаты, надбавки в размер пенсии не включаются. Истцу неоднократно разъяснялось, из чего складывается размер его пенсии. Денежный аттестат, на который ссылается истец, свидетельствует лишь о том, что с сотрудником при увольнении был произведен окончательный расчет, и о составляющих частях окончательного расчета. Представитель ответчика полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований Маслова С.Н. не имеется, просила в иске отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации).
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется, в том числе в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В соответствии со ст. 51 Закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2), с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31 мая 2006 года Маслов С.Н. обратился с заявлением на имя начальника ЦПО УМВД России по Амурской области, в котором просил назначить ему пенсию по выслуге лет.
Заключением ЦПО УМВД России по Амурской области от 13 июня 2006 года № 106/9947 Маслову С.Н. назначена пенсия за выслугу лет, которая исчислена исходя из должностного оклада, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за специальные условия работы, стоимости продовольственного пайка.
18 мая 2017 года, 26 июня 2017 года, 08 декабря 2017 года Маслов С.Н. обращался с письменными заявлениями на имя прокурора Амурской области, в которых просил рассмотреть вопрос о правильности начисления и расчета пенсии по выслуге лет.
Обращения истца была перенаправлены из прокуратуры Амурской области в УМВД России по Амурской области для рассмотрения по существу.
В своих ответах на обращения Маслова С.Н. УМВД России по Амурской области неоднократно разъяснялось истцу, что пенсии, назначаемые лицам, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ГПС, и складываются из должностного оклада, оклада по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячной надбавки или процентной надбавки за выслугу лет (стаж службы). Оклад по занимаемой истцом на день увольнения должности «мастер-пожарный специализированной части по тушению крупных пожаров ЦУС ФПС при ГУ МЧС России по Амурской области» с 01 января 2012 года составляет 12500 рублей в месяц, оклад по специальному званию – 8000 рублей в месяц. Учитывая, что календарная выслуга лет н момент увольнения со службы Маслова С.Н. составила 14 лет 01 месяц 12 дней, размер ежемесячной процентной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы установлен в размере 20 %. Размер пенсии истца за выслугу лет по линии МВД России по состоянию на 01 июня 2017 года составляет 11300 рублей 82 копейки в месяц.
Рассматривая обоснованность требований истца Маслова С.Н. об обязании УМВД России по Амурской области при расчете пенсии учитывать классность, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
Согласно п. 8 указанного Постановления пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Пунктом 9 Постановления № 941 предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, в числе прочего, следует включать уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации (кроме указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов (пп. «б»).
Уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, получавшим перед увольнением персональные должностные оклады либо оклады денежного содержания, повышенные за службу в отдаленных, высокогорных местностях и определенных регионах в связи с выполнением особых задач, пенсии исчислять исходя из обычных, а не из персональных или повышенных окладов (п. 10).
Таким образом, законом четко определен порядок исчисления пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Анализируя положения выше приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что расчет пенсии за выслугу лет складывается из оклада по последней штатной должности, оклада по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). При этом положений о том, что при расчете пенсии должен учитываться специальный класс или иные надбавки к денежному содержанию сотрудника органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ни Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, ни Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 не содержат.
В судебном заседании установлено, что расчет пенсии Маслову С.Н. производился и производится в соответствии с вышеприведенными нормами закона исходя из суммы оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, надбавки за стаж службы (выслугу лет), районного коэффициента.
При этом, каких-либо допустимых и относимых доказательств неверного расчета пенсии стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ не приведено, ссылка Маслова С.Н. на денежный аттестат № 16 таким доказательством не является, поскольку указанный аттестат не свидетельствует о неверном расчете пенсии по выслуге лет, а лишь подтверждает размер денежного довольствия истца на момент увольнения, в который, в числе должностного оклада, оклада по званию, районного коэффициента, процентной надбавки за выслугу лет, спецкласса, также входят льготы за отдаленность, премия по итогам работы, единовременное вознаграждение, пайковые выплаты, ЕДП.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные по делу обстоятельства, в совокупности с приведенными положениями закона, суд приходит к выводу об отсутствии фактических и правовых оснований для возложения на УМВД России по Амурской области обязанности производить начисление пенсии за выслугу лет Маслову С.Н. с учетом классности в размере 10 процентов.
Поскольку оснований для установления обязанности ответчика производить начисление пенсии истцу в большем размере судом не установлено, не подлежат также удовлетворению и требования Маслова С.Н. о возмещении ущерба, причиненного в результате неправильного начисления пенсии без учета классности, за период с марта 2016 года по март 2019 года.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Маслову С.Н. в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Амурской области в полном объеме.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, не подлежат распределению судебные расходы в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в виде уплаченной ей государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Маслову С. Н. в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Амурской области об обязании учитывать классность при начислении пенсии, возместить ущерб, причиненный в результате неверного начисления пенсии без учета классности, за период с марта 2016 года по март 2019 года в сумме 42310 рублей 26 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, то есть 29 апреля 2019 года.
Председательствующий судья Е.А. Фирсова