Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1856/2020 ~ М-1103/2020 от 05.03.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2020 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи     Осьмининой Ю.С.,

при секретаре                 Пугачевой Н.Е.,

при участии:

представителя истца Х., действующей на основании доверенности от 04.03.2020 года,

представителя ответчика Казаковой С.В., действующей на основании доверенности от 16.07.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барабановой Е.С. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Барабанова Е.С. обратилась в суд с искомк ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии, впоследствии уточнив исковые требования, просила обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное), включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы с 01.03.1991года по 01.09.1997год (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 09.09.1992года по 21.06.1995год) в должности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории вспомогательного лечебно-диагностического подразделения ТМО2, указав, что в ноябре 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». 12.02.2020 года ответчиком было принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа, при этом ответчик не включил в специальный страховой стаж вышеуказанные периоды работы. Истица не согласна с решением об отказе в назначении ей пенсии, полагает, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж период ее работы с 01.03.1991года по 01.09.1997год (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 09.09.1992года по 21.06.1995год) в должности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории вспомогательного лечебно-диагностического подразделения ТМО2, поскольку в указанные периоды она работала в медицинском учреждении в должности, замещение которой предусматривает досрочное назначение пенсии. Факт ее работы подтверждается записями в трудовой книжке и справками, выданными работодателем.

В судебном заседании представитель истца Х., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Казакова С.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что Барабанова Е.С. в ноябре 2019 года обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Рассмотрев заявление и представленные документы, УПФР вынесло решение от 12.02.2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года в специальный стаж не засчитан периоды работы с 01.03.1991года по 01.09.1997год (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 09.09.1992года по 21.06.1995год) в должности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории вспомогательного лечебно-диагностического подразделения ТМО2 г. Тольятти так как разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Территориальные медицинские объединения не предусмотрены. На основании изложенного просила отказать в иске.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон № 400-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении № 11-П от 03.06.2004 года «По делу о конституционности положений подпунктом 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктом 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ…» указывал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав, свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных условиях).

Согласно пункту 1 "н" постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются: Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года; а для учета деятельности, имевшей место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; для учета деятельности, имевшей место с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464; для учета деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года - Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 ноября 2019 г. Барабанова Е.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти и в Ставропольском районе Самарской области от 12.02.2020 Барабановой Е.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специального стажа работы, при имеющемся стаже 23 года 11 месяцев 24 дня.

В стаж Барабановой Е.С. на соответствующих видах работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 ответчиком не засчитан, период с 01.03.1991года по 01.09.1997год (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 09.09.1992года по 21.06.1995год) в должности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории вспомогательного лечебно-диагностического подразделения ТМО2 г. Тольятти так как разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Территориальные медицинские объединения не предусмотрены.

Стаж Барабановой Е.С. на соответствующих видах работ составил - 23 года 11 месяцев 24 дня, при требуемом стаже - 30 лет.

Не согласившись с указанным решением, Барабанова Е.С. обратилась с настоящим иском, ссылаясь на то, что факт ее работы подтверждается записями в трудовой книжке и справками, выданными работодателем.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусматривалось право врачей и среднего медицинского персонала на пенсию за выслугу лет независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрена должность "фельдшер-лаборант" в медико-санитарной части, больницах всех наименований, поликлиниках всех наименований.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27.

Из материалов дела следует, что с 01.03.1991 года Барабанова Е.С. принята на работу в Территориальное медицинское объединение №2 г. Тольятти на должность фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории вспомогательного лечебно-диагностического подразделения, где проработала до 01.09.1997 года.

Также материалами дела установлено, что согласно справке «О переименованиях больницы» 1 очередь на 200 коек стационара Второй городской больницы им. В.В. Баныкина введена с 18.01.1962 года на основании решения Ставропольского исполкома городского Совета депутатов трудящихся № 17 от 18.01.1962 года, вторая очередь, включающая в себя стационар и поликлиническое отделение введена с 07.06.1962 года на основании решения Ставропольского городского Совета депутатов трудящихся № 152 от 07.06.1962 года. С 01.07.1975 года на основании решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся наименование больницы – Городская больница №2 им. В.В. Баныкина. с 04.01.1988 года на основании приказа №5 от 05.01.1988 года отдела здравоохранения г. Тольятти на базе Городской больницы № 2 им. В.В. Баныкина организовано Территориальное медицинское объединение №2, с 03.12.1993 года на основании постановления администрации г. Тольятти № 1896 от 03.12.1993 года ТМО № 2 переименовано в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Территориальное медицинское объединение №2», которое в свою очередь с 02.09.1997 года на основании постановления мэра г. Тольятти № 1061 от 01.08.1997 года переименовано в муниципальное лечено-профилактическое учреждение здравоохранения «Городская больница №2 им. В.В. Баныкина». С 21.02.2000 года на основании постановления мэра г. Тольятти № 2679 от 01.12.1999г. изменено наименование на Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 2 им. В.В. Баныкина». С 16.11.2007 года на основании постановления мэра г.о. Тольятти № 3585-1/п от 16.11.2007 года переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения городского округа Тольятти «Городская больница № 2 им. В.В. Баныкина». С 09.11.2011 года на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти № 12400-р/з от 16.11.2011 года переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти «Городская больница № 2 им. В.В. Баныкина». С 27.12.2012 года на основании приказа № 662 от 17.12.2012 Министерства здравоохранения Самарской области переименована в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Городская больница № 2 им. В.В. Баныкина». В настоящее время указанное учреждение на основании приказа № 1136 от 03.06.2015 года Министерства имущественных отношений Самарской области имеет наименование ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница №2 им. В.В. Баныкина».

Территориальное медицинское объединение (ТМО) является лечебно-профилактическим учреждением и включено в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. N 395, п. 1.2.2. Согласно п. 8 Номенклатуры - ТМО это комплекс лечебно-профилактических и других учреждений и подразделений, головной организацией которых является больница или поликлиника, т.е. структурным подразделением. Работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединениях засчитывается на общих основаниях, в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

По мнению суда, в данном случае, то обстоятельство, что изменилось наименование учреждения, являющегося государственным (муниципальным) учреждением здравоохранения, не может являться основанием для отказа засчитать в стаж оспариваемые периоды работы, так как данное учреждение осталось государственным (муниципальным) лечебным учреждением, предоставляемым услуги квалифицированной медицинской помощи населению. Кроме того, истица в оспариваемый период работала в должности фельдшера-лаборанта, данная должность предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в медицинский спецстаж, что также подтверждается справкой, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения № 683 от 20.02.2020 г. В противном случае были бы нарушены положения ст. 19 Конституции РФ, гарантирующие равенство граждан перед законом. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В этой связи период работы истца с 01.01.1991 года по 01.09.1997 года в должности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории вспомогательного лечебно-профилактического подразделения ТМО №2 г. Тольятти подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом, указанный период работы подлежит включению в специальный стаж в полном объеме, включая отпуск по уходу за ребенком 21.06.1992 г.р. с 09.09.1992 года по 21.06.1995 года, поскольку по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5).

Согласно архивной справке от 20.02.2020 г. Барабановой Е.С. был предоставлен отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 09.09.1992 г. по 21.12.1993 г., то есть в период действия данной нормы закона, а потому с учетом положений статей 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагающий правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Аналогичные разъяснения, содержатся в п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить Барабановой Е.С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения период работы в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории вспомогательного лечебно-диагностического подразделения в Территориальном медицинском объединении № 2 с 01.03.1991 г. по 01.09.1997 г., в том числе отпуск по уходу за ребенком с 09.09.1992 г. по 21.06.1995 г., назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права с 25.11.2019 г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2020 года.

Председательствующий:                 Ю.С.Осьминина

2-1856/2020 ~ М-1103/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Барабанова Е.С.
Ответчики
Управление ПФ РФ в Центральном районе г.Тольятти Самарской области
Другие
Хамзина Э.И.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
05.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2020Передача материалов судье
12.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Подготовка дела (собеседование)
30.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.04.2020Предварительное судебное заседание
28.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.05.2020Предварительное судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее