Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4468/2020 ~ М-4026/2020 от 16.09.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Серикова А.В.,

при секретаре Гарькавой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4468/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Борисову В.Б. о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Борисова В.Б. недоимки по пени по налогу на доходы физических лиц и пени по транспортному налогу по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 120,96 руб., из которых: пени по транспортному налогу – 28,57 руб., пени по НДФЛ- 92,39 руб.

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что согласно данным, полученным от органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, за Борисовым В.Б. в налоговый период - 2017 год были зарегистрированы следующие транспортные средства: Nissan Juke госномер , Datsun On-Do госномер и LADA 111730 LADA Kalina госномер , на которые налоговым органом начислен транспортный налог за 2017 год в общей сумме 3492 руб. В адрес налогоплательщика направлялось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет суммы налога. В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44,29 руб. Налогоплательщиком была произведена оплата недоимки по транспортному налогу за 2017 год в полном размере с нарушением установленного срока оплаты.

Согласно данным, полученным от органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, за Борисовым В.Б. в налоговый период - 2018 год были зарегистрированы следующие транспортные средства: Nissan Juke госномер , Datsun On-Do госномер , на которые налоговым органом начислен транспортный налог за 2018 год в общей сумме 4176 руб. В адрес налогоплательщика направлялось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее расчет суммы налога. В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогу и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15,24 руб. Налогоплательщиком была произведена оплата недоимки по транспортному налогу за 2018 год в полном размере с нарушением установленного срока оплаты.

Таким образом, налогоплательщиком частично не были оплачены пени, начисленные в связи с просрочкой уплаты транспортного налога за 2017 и 2018 года в общей сумме 28,57 руб.

Также административный истец указал, что Борисовым В.Б. не была исполнена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц ввиду чего налоговым органом налогоплательщику были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 92,39 руб. и в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате недоимки по пени от ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено.

Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о взыскании в приказном порядке указанной задолженности по пени, такой судебный приказ был вынесен, но впоследствии отменен ввиду поступивших от должника возражений.

На основании изложенного административный истец просил удовлетворить заявленные требования.

В ходе рассмотрения дела ввиду поступившей от налогоплательщика частичной оплаты задолженности по пени, административный истец уточнил требования и окончательно просил взыскать с административного ответчика пени по НДФЛ по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5,22 руб.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Административным ответчиком представлен письменный отзыв на уточненное административное исковое заявление, из которого следует, что административный ответчик возражает против уточненного требования, ссылаясь на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с требованием о принудительном взыскании пени по НДФЛ.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения, заявленного административным истцом требования, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ст. 207 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации

Согласно ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Порядок исчисления налога и подачи декларации установлен ст. 228 Налогового кодекса РФ, которой в частности установлено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.

В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из уточненного административного искового заявления следует, что административный истец просит взыскать с административного ответчика пени по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5, 22 руб., при этом административный истец ссылался, что ввиду неуплаты НДФЛ Борисову В.Б. были начислены пени по налогу за указанный период в размере 92,39 руб. и в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате недоимки по пени от ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено. После предъявления административного искового заявления поступила оплата, однако внесенная налогоплательщиком сумма лишь частично была засчитана в погашение пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, остаток задолженности составил 5,22 руб.

Судом установлено, что в ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком была произведена оплата пени в размере 92,39 руб. по чек ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из того, что оплата поступила после предъявления в суд административного искового заявления, сумма оплаты точно совпадает с изначально заявленной административным истцом суммой недоимки по пени по НДФЛ, чек-ордера были представлены в суд как доказательства по данному делу, суд полагает, что административным ответчиком по указанному чек-ордеру была произведена оплата именно пени по НДФЛ в размере 92,39 руб. и оснований для направления части поступившей суммы в погашение какой-либо иной задолженности у административного истца не имелось. Таким образом, к моменту рассмотрения дела административным ответчиком была полностью погашена сумма пени по НДФЛ по требованию от ДД.ММ.ГГГГ. Из поступившего в суд заявления административного ответчика явствует, что им подано в налоговый орган заявление о возврате ему оплаченной суммы пени в размере 92,39 руб. ввиду того, что налоговым органом пропущен срок для взыскания указанной недоимки по пени и оплата данной суммы пени произведена им ошибочно. Однако, к моменту рассмотрения дела суду не было представлено доказательств того, что административному ответчику возвращен указанный платеж, административный истец свои требования не уточнял, ввиду чего оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по пени по НДФЛ, о взыскании которой просил административный истец в уточненном административном исковом заявлении, не имеется.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного ответчика о пропуске административным истцом, установленного ст. 70 НК РФ срока направления налогоплательщику требования об уплате пени по НДФЛ, начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного административным истцом требования.

Помимо этого, в нарушение ч.4 ст. 289 КАС РФ административным истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие оснований для начисления Борисову В.Б. налога на доходы физических лиц на недоимку по которому начислены пени (налоговая декларация, подписанная и поданная налогоплательщиком или сообщение от налогового агента о наличии у налогоплательщика дохода, с которого налоговый агент не имел возможности удержать налог по установленной форме (ч.5 ст. 226, ст. 229 НК РФ)).

Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П, изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу п.п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 Налогового кодекса РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.

В связи с вышеизложенным, ввиду отсутствия в деле доказательств, подтверждающих обоснованность начисления налогоплательщику налога на доходы физических лиц, утраты к моменту рассмотрения дел административным истцом возможности принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц и отсутствия в деле доказательств, подтверждающих, что ранее налог по НДФЛ, на который административный истец начисляет пени, был взыскан или оплачен налогоплательщиком, по вышеуказанным основаниям, пени, начисленные на указанную недоимку, не могут более обеспечивать принудительное исполнение данных обязательств и не подлежат взысканию.

Согласно п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и залоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе: в случая принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Согласно положению, закрепленному в абз. 4 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, а также в Обзоре судебной практики Верховного суда № 4 (2016), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ 20.12.2016 года, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В силу положений п.п.4 п.1 ст. 59 Налогового кодекса РФ указанную задолженность по уплате пени по налогу на доходы физических лиц по требованию от ДД.ММ.ГГГГ следует признать безнадежной к взысканию.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Борисову Владимиру Борисовичу о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц по требованию № 61653 от 10.07.2019 года отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 16 декабря 2020 года.

Председательствующий:

2а-4468/2020 ~ М-4026/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19по Самарской области
Ответчики
Борисов В.Б.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сериков В. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация административного искового заявления
16.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2020Подготовка дела (собеседование)
03.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.11.2020Предварительное судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее