Решение по делу № 2-691/2021 ~ М-490/2021 от 24.05.2021

Мотивированное решение составлено 20 июля 2021 года

66RS0020-01-2021-000836-05

Дело № 2-691/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года                             пгт. Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коняхиным А.А.,

с участием представителя истца Харлапа С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусева В. В. к Администрации Белоярского городского округа о возложении обязанности оборудовать площадку для разворота пожарной техники,

установил:

Гусев В.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит обязать Администрацию Белоярского городского округа организовать дополнительную площадку для разворота пожарной техники на расстоянии 135-140 метров от тупиковой части <адрес> в пгт. Белоярский Свердловской области – между северной границей земельного участка с кадастровым номером <номер>, находящегося по адресу: Свердловская область, <адрес> и южной границей земельного участка с кадастровым номером <номер>, находящегося по адресу: Свердловская область, <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований иска указано, что Гусев В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, <адрес>. Указанная улица не имеет сквозного проезда, является тупиковой, середина и часть улицы, которая находится в конце тупика, заужены, что не позволяет при необходимости развернуться в этих местах на грузовом автомобиле и специальной технике. В силу положений пожарных норм, Положения «Об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории Белоярского городского округа» тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники не менее 15 на 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. Опасаясь за свой жилой дом в случае возникновения пожара, 07 апреля 2021 года Гусев В.В. обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением об организации напротив его дома дополнительной площадки для разворота пожарной техники. Письмом от 07 мая 2021 года ответчиком в обустройстве дополнительной площадки было отказано. Вместе с тем, на обращения истца в ГУ МЧС России по Свердловской области, данным органом был дан ответ, что Администрации Белоярского городского округа даны рекомендации о необходимости устройства дополнительных площадок для разворота специальной техники по ул. Сиреневая в пгт. Белоярский.

Поскольку при возникновении пожара на земельном участке истца, он имеет право рассчитывать на беспрепятственный проезд к его земельному участку пожарной техники, разворот данной техники, который должен осуществляться в определенных местах, Гусев В.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании представитель истца Харлап С.П., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Указал, что Администрацией Белоярского городского округа неверно толкуются Свод правил 4.13130.2013, нормы Федерального закона «О пожарной безопасности». Вопреки доводам ответчика основания для организации дополнительной площадки для разворота пожарной техники имеются. Размещение дополнительной площадки для разворота пожарной техники именно в испрашиваемом месте обусловлено тем, что чем ближе будет расположена указанная площадка к дому Гусева В.В., тем быстрее будет реагирование пожарной техники после пожара.

Представитель ответчика Администрации Белоярского городского округа, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Белоярского городского округа, городского округа Верхнее Дуброво, городского округа Заречный УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, – электронной почтой, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Белоярского районного суда Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представитель ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель третьего лица о причинах неявки суд не уведомил.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Администрации Белоярского городского округа просит в удовлетворении требований Гусева В.В. отказать за необоснованностью. Не оспаривая требования положения абз. 2 п.8.13 СП 4.13130.2013, указал, что в испрашиваемом истцом месте оборудовать дополнительную площадку для разворота пожарной техники не представляется возможным, поскольку ширина улицы на данном участке дороги составляет 13,2 м. При этом истцом не учтено, что п. 8.6 Свода правил СП 4.13130.2013 установлены требования к ширине проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий. Фактическая ширина проезда по ул. Сиренева в пгт. Белоярский составляет не менее 10 метров, что соответствует требованиям указанного пункта. Также обращает внимание, что Свод правил утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 года № 288 с 29 июля 2013 года, то есть после согласования и утверждения Генерального плана р.п. Белоярский, который был утвержден решением Думы Белоярского городского округа от 20 февраля 2013 года, и которым учтены были требования пожарной безопасности. Кроме того Свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара, в связи с чем не подлежит применению к объектам защиты, запроектированным, построенным и эксплуатирующимся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности. Письмо Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Белоярского городского округа, городского округа Верхнее Дуброво, городского округа Заречный УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области Администрации Белоярского городского округа было рекомендовано принять меры к устранению нарушений п. 8.13 СП 4.13130.2013 по организации площадки для разворота пожарной техники в конце тупика ул. Сиреневая, при этом письмо не содержало выводов о необходимости оборудования дополнительной площадки, каких-либо предписаний в адрес Администрации Белоярского городского округа не поступало.

С учетом наличия сведений о надлежащем извещении ответчика, третьего лица, а также заявленного ходатайства, суд в соответствии с положениями ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности») граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В силу положений ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

К таким полномочиям относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Пунктом 6 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Согласно п. 8.13 Свода правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (СП 4.13130.2013), утвержденного Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ул. Сиреневая пгт. Белоярский не имеет сквозного проезда, является тупиковой, ее длина составляет 240 метров. Указанная улица включена в реестр муниципальной собственности и реестр автомобильных дорог местного значения Белоярского городского округа.

Гусев В.В. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: Свердловская область, Белоярский район, <адрес>, вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома.

В обоснование исковых требований об оборудовании дополнительной площадки для разворота пожарной техники истец указывает, что при возникновении пожара на принадлежащем ему земельном участке он вправе рассчитывать на беспрепятственный проезд к его земельному участку пожарной техники, разворота данной техники.

Действительно, исходя из анализа вышеуказанных требований, норм и правил, в случае если длина тупикового проезда для пожарных автомобилей превышает 150 метров, то необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушения прав Гусева В.В. на беспрепятственный проезд к его жилому дому и земельному участку в случае возникновения пожара.

Так, из представленных выписок из публичной кадастровой карты, фрагмента ортофотоплана следует, что земельный участок истца находится в 110 – 120 метрах от тупика ул. Сиреневая в пгт. Белоярский, что сторонами не оспаривается.

Ранее, Гусев В.В. обращался в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению Белоярского городского округа «Административно-транспортное управление», Администрации Белоярского городского округа, Муниципальному казенному учреждению Белоярского городского округа «Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности по оборудованию улицы площадкой для разворота пожарной техники.

31 марта 2021 года решением Белоярского районного суда Свердловской области удовлетворены частично указанные исковые требования Гусева В.В., на Администрацию Белоярского городского округа возложена обязанность оборудовать ул. Сиреневая пгт. Белоярский Белоярского района Свердловской области площадкой для разворота пожарной техники в конце тупика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанное решение суда вступило в законную силу 08 мая 2021 года.

Пунктом 8.6 СП 4.13130.2013 предусмотрено, что ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно; 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно.

Ширина дороги ул. Сиреневая в испрашиваемой истцом части составляет 12,45 метров, при этом в соответствии с положениями Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, вид разрешенного использования, установленный для земельного участка истца, разрешает размещение жилого дома, отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований.

Исходя из общих принципов гражданского законодательства, конституционного права на судебную защиту, положений ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, защите подлежит лишь нарушенное право.

Избрав в качестве способа защиты своего права на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара требование о возложении обязанности оборудовать дополнительную площадку для разворота пожарной техники, Гусев В.В. в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств реальности нарушения его прав тем, что в испрашиваемой им части дороги дополнительная площадка для разворота пожарной техники не оборудована.

Организация дополнительной площадки для разворота пожарной техники, которая по требованию истца должна быть расположена до его земельного участка целей ее организации, указанных истцом, а именно: для беспрепятственного подъезда к месту пожара и его ликвидации на территории земельного участка истца, не обеспечивает.

В силу пункта 3.29.1 СП 4.13130.2013 подъезд для пожарных автомобилей - участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), предназначенный для передвижения и установки пожарных автомобилей с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов, устройств, выполнения действий по тушению пожара.

Каких-либо доказательств невозможности ликвидировать пожар на земельном участке истца, в случае его возникновения с учетом достаточной ширины дороги, а также с учетом расположения в конце тупика ул. Сиреневая в пгт. Белоярский площадки для разворота пожарной техники, которая расположена на расстоянии 110-120 метров от земельного участка Гусева В.В., последним не представлено, в материалах дела отсутствует.

Также необходимо учитывать действие норм права во времени. Так, по общему правилу, акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно п. 1.1 вышеуказанного Свода правил СП 4.13130.2013, он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара, в связи с чем можно сделать вывод, что к ранее возникшим правоотношениям, в том числе, в отношении уже существующих объектов, созданных до введения в действие указанного Свода правил, требования, изложенные в нем, не являются общеобязательными и подлежат применению при условии возможности выполнения таких требований.

Очевидно, что при ширине дороги по ул. Сиреневая в 12-13 м оборудование площадки для разворота пожарной техники между домами №№ 5 и 7 по ул. Сиреневая пгт. Белоярский размером 15 х15 метров вне земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, не представляется возможным, обратного стороной истца не доказано.

Ссылка представителя истца на ответы ГУ МЧС России по Свердловской области от 17 июня 2021 года № ИГ-226-1955, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Белоярского городского округа, городского округа Верхнее Дуброво, городского округа Заречный УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 05 апреля 2021 года № ГИ-226-687 судом не могут быть приняты во внимание как доказательства, обязывающее Администрацию Белоярского городского округа выполнить требования абз. 2 п. 8.13 СП 4.13130.2013, поскольку как следует из информационного письма Отдела надзорной деятельности, Администрации Белоярского городского округа даны рекомендации при капитальном ремонте, реконструкции или техническом перевооружении линейного объекта (автомобильной дороги, расположенной по ул. Сиренева в пгт. Белоярский) учитывать требования абз. 2 п. 8.13 СП 4.13130.2013. Однако такие работы в настоящее время Администрацией не ведутся и не запланированы. При этом указанные письма не содержат выводов о том, что указанная площадка должна находиться напротив домов №№ 5 и 7 по ул. Сиреневая в пгт. Белоярский.

Таким образом, с учетом совокупности установленных при рассмотрении дела обстоятельств, оснований для удовлетворения требований Гусева В.В. не имеется, в связи с чем в их удовлетворении надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Гусева В. В. к Администрации Белоярского городского округа о возложении обязанности оборудовать площадку для разворота пожарной техники – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.

Судья                  /подпись/             Т.А. Пархоменко

2-691/2021 ~ М-490/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гусев Вячеслав Владимирович
Ответчики
Администрация Белоярского городского окргуа
Другие
отдел надзорной деятельности и профилактической работы Белоярского ГО, ГО Верхнее Дуброво, ГО Заречный УНД и ПР главного управления МЧС России по СО
Суд
Белоярский районный суд Свердловской области
Судья
Пархоменко Татьяна Александровна
Дело на странице суда
beloyarsky--svd.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2021Судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее