Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1872/2016 ~ М-922/2016 от 25.02.2016

гр. дело № 2-1872/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» июня 2016 годаЦентральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Телегиной Е.В.,

с участием истца Шевцовой С.С., представителя истца по доверенности Сенченко Р.В.,

представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафоновой А.Ю.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Шевцовой Т.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевцовой ФИО9 к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, площадью не менее 27,1 кв.м, возложении обязанности принять в собственность за счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления другого жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Шевцова ФИО10 обратилась в суд с настоящим иском к администрации городского округа <адрес>, указав, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 27.1 кв.м, жилой – 18,9 кв.м.

Согласно заключению городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной в соответствии с постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания <адрес> непригодной для проживания в связи с тем, что квартира расположена в цокольном этаже здания.

Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилье истцу, занимающему непригодное для проживания жилье.

В связи с чем, истец обратилась в суд с настоящим иском, с учетом уточнений, принятых к производству, просит:

1.Обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, общей площадью не менее 27,1 кв. м, жилой площадью не менее 18,9 кв. м, находящиеся в границах городского округа <адрес> на состав семьи два человека.

2. Обязать администрацию городского округа <адрес> принять в собственность в счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления в собственность благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, общей площадью не менее 27,1 кв. м, жилой площадью не менее 18,9 кв. м, находящегося в границах городского округа <адрес> (л.д.159-160).

Истец Шевцова С.С., представитель истца по доверенности Сенченко Р.В. иск поддержали, просили его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> по доверенности Сафонова А. Ю. иск не признала, поддержала ранее приобщенные к материалам дела возражения (л.д.145-146).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Шевцова Т.Н. иск поддержала, просила его удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Шевцов С.П. о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора определением суда от 14.06.2016 г., занесенным в протокол судебного заседания Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, не направило своего представителя в судебное заседание, о месте и времени судебного заседания извещено. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> и письменные пояснения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих; достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).

Судом установлено, что Шевцовой ФИО11 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общая площадь 27.1 кв.м, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10); Договором на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).

Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания в связи с тем, что расположена в цокольном этаже (л.д.11).

Согласно заключению городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной в соответствии с постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за , выявлены основания для признания <адрес> непригодной для проживания в связи с тем, что квартира расположена в цокольном этаже здания (л.д.12-14).

В выводах Акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ФБУ «ФИО12», отражено, что <адрес> расположена в цокольном этаже данного жилого дома (л.д.16-17).

Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ «О соответствии санитарно-эпидемиологичеким требованиям условий проживания гр. Шеацовой С.С. по адресу: <адрес>», протокола испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных ФБУЗ «ФИО13», следует, что условия проживания в вышеуказанной квартире не соответствуют требованиям ст.23 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; температура воздуха кухни не соответствует требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д.20-24).

Из письма Управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Шевцовой С.С., следует, что последняя в составе семьи своего отца Шевцова С.П. состоит на учете граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ их очередь по Центральному району городского округа <адрес> – 429 (л.д.37).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Исходя из положений ст. ст. 85, 86, 87 ЖК РФ, гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, признанных непригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по договору социального найма.

Основания и порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения установлены ст. 32 ЖК РФ, согласно ч. 1 которой, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Пленум Верховного Суда РФ в пп. "и" п. 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, из содержания положений ст. 32 ЖК РФ в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Поскольку ответчиком решение об изъятии спорного жилого помещения истца не принималось и соглашения между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не заключалось, суд приходит к выводу, что в данном случае у ответчика отсутствует обязанность предоставить истцу вне очереди в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, площадью не менее 27,1 кв.м.

Кроме того, судом также учитывается то, что законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со статьей 52 этого же Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Оценив пояснения истца, представленные истцом справки о доходах физического лица за 2015, 2016 г. (л.д.48-49), а также другие представленные по делу доказательства, суд считает, что Шевцова С.С., имея постоянное место работы, соответствующий доход, малоимущим гражданином не признана, что позволяет сделать вывод о том, что она объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения бесплатно по договору социального найма (в том числе и в собственность) не имеет.

В связи с изложенным, заявленные Шевцовой С.С. исковые требования являются не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевцовой ФИО14 к администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, площадью не менее 27,1 кв.м, возложении обязанности принять в собственность за счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления другого жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья: Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме составлено 04 июля 2016 г.

гр. дело № 2-1872/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» июня 2016 годаЦентральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Буслаевой В.И.,

при секретаре Телегиной Е.В.,

с участием истца Шевцовой С.С., представителя истца по доверенности Сенченко Р.В.,

представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафоновой А.Ю.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Шевцовой Т.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевцовой ФИО9 к администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, площадью не менее 27,1 кв.м, возложении обязанности принять в собственность за счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления другого жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Шевцова ФИО10 обратилась в суд с настоящим иском к администрации городского округа <адрес>, указав, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 27.1 кв.м, жилой – 18,9 кв.м.

Согласно заключению городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной в соответствии с постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания <адрес> непригодной для проживания в связи с тем, что квартира расположена в цокольном этаже здания.

Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилье истцу, занимающему непригодное для проживания жилье.

В связи с чем, истец обратилась в суд с настоящим иском, с учетом уточнений, принятых к производству, просит:

1.Обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, общей площадью не менее 27,1 кв. м, жилой площадью не менее 18,9 кв. м, находящиеся в границах городского округа <адрес> на состав семьи два человека.

2. Обязать администрацию городского округа <адрес> принять в собственность в счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления в собственность благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, общей площадью не менее 27,1 кв. м, жилой площадью не менее 18,9 кв. м, находящегося в границах городского округа <адрес> (л.д.159-160).

Истец Шевцова С.С., представитель истца по доверенности Сенченко Р.В. иск поддержали, просили его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> по доверенности Сафонова А. Ю. иск не признала, поддержала ранее приобщенные к материалам дела возражения (л.д.145-146).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Шевцова Т.Н. иск поддержала, просила его удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Шевцов С.П. о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора определением суда от 14.06.2016 г., занесенным в протокол судебного заседания Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, не направило своего представителя в судебное заседание, о месте и времени судебного заседания извещено. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> и письменные пояснения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих; достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).

Судом установлено, что Шевцовой ФИО11 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общая площадь 27.1 кв.м, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10); Договором на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).

Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания в связи с тем, что расположена в цокольном этаже (л.д.11).

Согласно заключению городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданной в соответствии с постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за , выявлены основания для признания <адрес> непригодной для проживания в связи с тем, что квартира расположена в цокольном этаже здания (л.д.12-14).

В выводах Акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ФБУ «ФИО12», отражено, что <адрес> расположена в цокольном этаже данного жилого дома (л.д.16-17).

Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ «О соответствии санитарно-эпидемиологичеким требованиям условий проживания гр. Шеацовой С.С. по адресу: <адрес>», протокола испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных ФБУЗ «ФИО13», следует, что условия проживания в вышеуказанной квартире не соответствуют требованиям ст.23 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; температура воздуха кухни не соответствует требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д.20-24).

Из письма Управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Шевцовой С.С., следует, что последняя в составе семьи своего отца Шевцова С.П. состоит на учете граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ их очередь по Центральному району городского округа <адрес> – 429 (л.д.37).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Исходя из положений ст. ст. 85, 86, 87 ЖК РФ, гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, признанных непригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по договору социального найма.

Основания и порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения установлены ст. 32 ЖК РФ, согласно ч. 1 которой, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Пленум Верховного Суда РФ в пп. "и" п. 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, из содержания положений ст. 32 ЖК РФ в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Поскольку ответчиком решение об изъятии спорного жилого помещения истца не принималось и соглашения между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не заключалось, суд приходит к выводу, что в данном случае у ответчика отсутствует обязанность предоставить истцу вне очереди в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, площадью не менее 27,1 кв.м.

Кроме того, судом также учитывается то, что законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со статьей 52 этого же Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Оценив пояснения истца, представленные истцом справки о доходах физического лица за 2015, 2016 г. (л.д.48-49), а также другие представленные по делу доказательства, суд считает, что Шевцова С.С., имея постоянное место работы, соответствующий доход, малоимущим гражданином не признана, что позволяет сделать вывод о том, что она объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения бесплатно по договору социального найма (в том числе и в собственность) не имеет.

В связи с изложенным, заявленные Шевцовой С.С. исковые требования являются не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевцовой ФИО14 к администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, площадью не менее 27,1 кв.м, возложении обязанности принять в собственность за счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после предоставления другого жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья: Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме составлено 04 июля 2016 г.

1версия для печати

2-1872/2016 ~ М-922/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шевцова Светлана Сергеевна
Ответчики
АГО г.Воронеж
Другие
Шевцов Сергей Павлович
Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области
Шевцова Татьяна Николаевна
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
25.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2016Передача материалов судье
29.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.03.2016Предварительное судебное заседание
23.03.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.04.2016Предварительное судебное заседание
14.06.2016Судебное заседание
28.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2016Дело оформлено
19.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее