Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1225/2022 (2-10187/2021;) ~ М-9397/2021 от 06.12.2021

Производство№ 2-1225/2022

УИД 28RS0004-01-2021-014076-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Гоковой И.В.,

при секретаре Демьяненко И.В.

с участием истца – АН, представителя прокуратуры города Благовещенска – ЕЕ, представителя Управления образования г. Благовещенска -

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АН к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Управлению образования администрации города Благовещенска о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

АН обратился в суд, с настоящим иском, в обоснование указав, что родился он в с. ***, после смерти родителей направлен для обучения в школу-интернат № 4 г. Благовещенска, администрация которого должна была предпринять меры для получения статуса сироты, с правом на получение жилого помещения, но администрация учебного заведения указанные действия не произвела. Органы опеки и попечительства не осуществили должный контроль за действиями представителей сирот, направленных на подачу ими заявлений о включении него в списки нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что со стороны органов опеки (Управления образования города Благовещенска), допущено бездействие, что повлекло нарушение его конституционных прав и свобод, выразившихся в не включении в категорию детей-сирот и в списки на получение жилья.

Также указывает, что ему государственными органами не были разъяснены права, возникающие вследствие смерти родителей, что создало препятствие к реализации административным истцом его прав. Из ответов министерства социальной защиты населения Амурской области, Управления образования администрации г. Благовещенска, прокуратуры г. Благовещенска, данных в 2018, 2019 годах на его обращения следует, что АН не был присвоен статус сироты, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он не состоял и не состоит. Полагает, что в большей степени в отсутствии его постановке на учет в качестве нуждающегося является орган опеки и попечительства – Управление образования города Благовещенске, поскольку законом возложена обязанность на

На основании изложенного, просит суд:

1)                Признать незаконным бездействие, органа опеки и попечительства в сфере своей детальности незаконным.

2)                Взыскать в счет компенсации причиненного истцу морального вреда 5000000 рублей.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Полагал, что его требования являются обоснованным, поскольку на государственные органы возложена обязанность по оказанию содействия лицам, оставшимся без опеки или попечительства по выявлению таких детей и постановки их на учет.

Поскольку данные требования ответчиками не были произведены, учитывая, что его жилищные права на приобретение жилого помещения нарушены, полагает, что ответчики должны нести ответственность в виде оплаты ему компенсации морального вреда в размере 5000 000 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика Управления образования администрации города Благовещенска, с предъявленными требованиями не согласилась, в обоснование, указав, что истец уже обращался с требованиями о признании бездействий, действий администрации города Благовещенска, Министерству социальной защиты и Управления образования администрации города Благовещенска незаконными. Данным решением АН отказано в удовлетворении исковых требований. Полагает, что истцом не представлено доказательств незаконности действий либо бездействий государственных органов, вследствие чего оснований для взыскания компенсации морального вреда также не имеется.

Представитель прокуратуры города Благовещенска также пояснила, что оснований ко взысканию компенсации морального вреда не имеется, ввиду отсутствия доказательств свидетельствующих о незаконности действий сотрудников государственных органов.

В судебное заседание не явился представитель Министерства финансов Российской Федерации, администрации города Благовещенска, о времени и месте рассмотрения спора уведомлялись надлежащим образом, о причинах не яви в суд не сообщили, суд с учетом положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящий спор при данной явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса РФ, относится, в частности, компенсация морального вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса РФ) и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно пункту 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

На основании статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в том числе, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

По смыслу пункта 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Обращаясь в суд, истец приводит доводы о нарушении ответчиками его неимущественных права, а именно на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и незаконном бездействии работников Управления образования города Благовещенска, прокуратуры города Благовещенска по отсутствию сведений о выявлении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, АН, ***.р., родился в ***. Мать АФ ***.р., умерла 28.09.1984г., отец НА, ***.р., умер 29.07.1986г.

Из доводов истца усматривается, что он был направлен для обучения в общеобразовательную школу-интернат № 4 г. Благовещенска

Период его обучения в вышеназванном учреждении составляет - 25.11.1984г., дата выбытия -1990г. (согласно архивной справке от 25.12.2019г.)

С 11.10.1991г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, в отметке о снятии с регистрационного учета дата отсутствует.

На дату 16.03.1992 года АН исполнилось 18 лет.

21.04.1995г. АН осужден Амурским областным судом по ч. 2 ст. 144, ч. 4 ст. 117, ст. 40 УК РСФСР к *** годам лишения свободы. 15.09.2000г. условно-досрочно освобожден на основании определения Сковородинского районного суда Амурской области от 12.09.2000г., убыл из ИК-5 Амурской области в Ромненский район.

03.11.2003г. осужден Ромненским районным судом Амурской области по п. «в, д» ч. 2 ст. 132 УК РФ к *** месяцем лишения свободы. 15.09.2010г. был условно-досрочно освобожден на основании постановления Ивановского районного суда от 08.09.2010г., убыл в Ромненский район, ст. ***.

27.02.2013г. осужден Амурским областным судом по п. «б» ч. 4 ст. 132, п. «в, к» ч. 2 ст. 105, ст. 69 УК РФ к *** годам лишения свободы. 26.02.2014г. осужден Благовещенским городским судом по ч. 1 ст. 105 УК РФ с присоединением приговора от 27.02.2013г. на срок *** месяца лишения свободы.

Из ответов управления образования администрации г. Благовещенска от 14.10.2019г. № Н-3422, от 05.07.2019г. № 06558 следует, что сведения о АН (*** г.р.) как о сироте или оставшимся без попечения родителей, на учете в органах опеки и попечительства управления образования администрации г. Благовещенска как об опекаемом отсутствуют. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе по категории детей-сирот, при администрации г. Благовещенска не состоял.

Согласно ответу Министерства социальной защиты населения Амурской области от 09.09.2019г. № 17-38/7205 по информации органа опеки и попечительства Ромненского района АН в книге (журнале) первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, не значится. В государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, информация о АН отсутствует. На запрос суда поступила информация аналогичного содержания из отдела образования администрации Ромненского муниципального округа Амурской области (ответ от 13.02.2021г.).

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственностидля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с последующими изменениями и дополнениями, определены общие принципы для:детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Ст. 8 указанного Федерального закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль, за условиями их содержания, воспитания и образования.

Согласно ст.3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Деятельность прокуратуры Российской Федерации осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

При этом в случае обращения прокурора, с иском в суд в интересах гражданина с целью защиты его конституционного права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином в силу состояния здоровья, возраста, недееспособности и других уважительных причин не требуется.

Из анализа указанных ранее норм права следует, что необходимость постановки на учет в качестве нуждающегося, в жилом помещении, носит заявительный характер.

Также из представленных доказательств усматривается, что АН, полагая свое право нарушенным, обратился в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению образования администрации г. Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия.

Решением Благовещенского городского суда от 14 января 2021 года требования АН к Управлению образования администрации г. Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации г. Благовещенска, о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей оставлено без удовлетворения.

При этом основанием к отказу в удовлетворении исковых требований является то, что АН не предоставлено доказательств, свидетельствующих о заявлении им требований о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на условиях специализированного найма.

Указанное ранее решение суда принимается при рассмотрении настоящего спора в качестве одного из письменных доказательств, в соответствии с положениями ст.55 ГПК РФ.

В ходе судебного разбирательства истцом по делу заявлено о том, что до момента рассмотрения настоящего спора он не обратился с требованиями о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, учтивая положения ст.ст. 56,67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности действий бездействий ответчиков в период с момента вынесения решения Благовещенского городского суда от 14 января 2021 года до момента рассмотрения настоящего спора.

Доводы истца о том, что он не имеет возможности обращения в муниципальные органы ввиду его нахождения в местах лишения свободы, а потому государственные органы самостоятельно должны были инициировать процедуру постановки его на учет не могут быть приняты во внимание, поскольку реальное отбывание наказания не лишает возможности обращения АН в различные органы.

Ссылку истца на ст.123 Семейного кодекса не может быть принято во внимание, поскольку как указано ранее истец достиг возраста совершеннолетия в 1992 году, ввиду чего имел возможность предъявить требования.

Следует отметить, что в силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении требований АН к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Управлению образования администрации города Благовещенска о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Гокова И.В.

Решение в окончательной форме составлено 01.02.2022 года

2-1225/2022 (2-10187/2021;) ~ М-9397/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никонов Алексей Николаевич
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
прокурор города Благовещенска
Управление образования администрации г. Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Гокова И.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
06.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее