Дело № 2а-162/2020
40RS0004-01-2019-002063-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Боровский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего федерального судьи Битнер Н.Н.
при секретаре Ковалевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Боровске
23 января 2020 года
административное дело по административному исковому заявлению административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Калужской области к Рыловой О.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по обязательным страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №6 по Калужской области (МИФНС России №6 по Калужской области) обратилась в Боровский районный суд с административным исковым заявлением к Рыловой О.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ за 2018г. в сумме 1395руб.17коп., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018г. в сумме 5840руб., пени на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, за 2018г. в сумме 386руб.86коп., в обоснование которого ссылаясь на то, что Рылова О.В. осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии со ст.419 НК РФ является плательщиком страховых взносов. Положениями ст. 430 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование. Рылова О.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и в силу ст.432 НК РФ обязана была уплатить страховые взносы не позднее 15календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, однако, за период осуществления предпринимательской деятельности своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страховании не уплатила, в результате чего, задолженность по страховым взносам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ за 2018г. составила в сумме 1395руб.17коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018г. составила в сумме 5840руб. исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пеней, которая по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018г. составила в сумме 386,86руб. Ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым износам и пени, однако, несмотря на истечение сроков уплаты, суммы задолженности в срок ответчиком не уплачены. В установленный законом срок налоговый орган не имел возможности обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. В связи с чем, в соответствии со ст.48 НК РФ истец просил признать данную причину пропуска срока уважительной, восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ за 2018г. в сумме 1395руб.17коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018г. в сумме 5840руб., пени на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, за 2018г. в сумме 386руб.86коп.
Административный истец МИФНС России №6 по Калужской области, административный ответчик Рылова О.В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие данных лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Рылова О.В. являлась индивидуальным предпринимателем с 20 мая 2004г., 26 февраля 2019года она снята с учета, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.19).
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1). страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно статьи 19 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, вступившем в законную силу 01 января 2017 года, передача органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В результате несвоевременной уплаты обязательных платежей на лицевом счете административного ответчика, как налогоплательщика числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, начиная с 1 января 2017г. в сумме 5840руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 1395руб.17коп., пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего начисляемые в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017. в сумме 386руб.86коп. (л.д.20).
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик уже прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем у налогового органа отсутствует возможность взыскания задолженности по страховым взносам в соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ.
Согласно ст.69НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).
В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
25 января 2019г. административным истцом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 5840руб., 21 сентября 2016г. направлено требование об оплате пени на обязательное медицинское страхование в сумме 386,86руб. и пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 1395,17руб. (л.д.7,9-17).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (п.1).
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование имела место по состоянию на 1 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом. Последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В требовании об уплате налога, направленном в адрес Рыловой О.В. 25 января 2019г. не содержится срок его исполнения, в связи с чем, в соответствии со ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно было быть исполнено не позднее 8 февраля 2019г. (в течение восьми дней с даты получения требования, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма)
Применительно к положениям ст. 48 НК РФ шестимесячный срок предъявления иска в суд истек 8 августа 2019 года.
Административное исковое заявление поступило в суд 5 декабря 2019года.
То есть, срок подачи административного искового заявления налоговым органом пропущен.
Согласно ст. 48 НК РФ пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные п. п. 2, 3 ст. 48 Кодекса, могут быть восстановлены судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Однако, уважительных причин пропуска срока для обращения в суд налоговый орган не представил.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административному истцу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Калужской области в удовлетворении исковых требований к административному ответчику Рыловой О.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Калужского областного суда в течение месяца через Боровский районный суд.
Председательствующий: