Дело № 2-677/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2014 года город Бикин Хабаровского края
Бикинский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего федерального судьи Андреевой Е.Э.,
при секретаре Чермёнёвой А.И.,
с участием заявителя Цмакалова ФИО6
заинтересованных лиц- <адрес> <адрес> ФИО3, председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № <данные изъяты>
помощника Бикинского городского прокурора ФИО4,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цмакалова ФИО7 о нарушении избирательных прав и признании результатов досрочного голосования недействительными,
У С Т А Н О В И Л:
Цмакалов ФИО8 являясь кандидатом в депутаты Законодательной <адрес> шестого созыва, обратился в суд с заявлением о признании недействительным досрочного голосования в территориальной избирательной комиссии <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ
По утверждению заявителя, данное голосование проведено с грубыми нарушениями избирательного законодательства.
Так, он располагает информацией, что голосование было проведено не по паспортам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, а по военным билетам военнослужащих срочной службы, что, по его мнению, является нарушением порядка голосования на избирательном участке на выборах в органы власти субъекта Федерации. Военный билет не содержит сведений о регистрации по месту жительства военнослужащего, хотя данные сведения необходимы, если выборы проводятся в представительные ( законодательные) органы субъекта РФ, муниципальные органы власти.
Кроме того, досрочное голосование в нарушение требований ст. 81.1 Избирательного кодекса <адрес> ( после 16. 00 по местному времени) проведено с 10.00 часов по местному времени.
Заявитель Цмакалов ФИО9 в судебном заседании заявление поддержал и пояснил суду, что данные нарушения закона отразились на итогах голосования, вследствие чего нарушены были и его права как кандидата Законодательной <адрес>. В то же время пояснить суду, в чем конкретно заключается нарушение его прав как кандидата Законодательной <адрес>, Цмакалов ФИО10. не мог.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании не согласилась с доводами Цмакалова ФИО11 и просила в удовлетворении заявления отказать. Суду пояснила суду, что никаких нарушений действующего законодательства при досрочном голосовании ДД.ММ.ГГГГ в территориальной избирательной комиссии допущено не было. Военнослужащие срочной службы <адрес> голосовали досрочно в помещении территориальной избирательной комиссии <адрес> при предъявлении военного билета, который для военнослужащих срочной службы является документом, удостоверяющим личность.
Что касается времени проведения досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии, статья 81.1 Избирательного кодекса <адрес> не устанавливает запрет на проведение досрочного голосования более четырех часов день, более того, территориальная избирательная комиссия пошла навстречу избирателям, предоставив дополнительное время для голосования.
ФИО3 считает, что Цмакалов ФИО12 оспаривает действия, которые не затрагивают его права, свободы или законные интересы как кандидата.
Заинтересованное лицо ФИО13. также не согласилась с заявлением Цмакалова, полагая, что никаких нарушений избирательных прав Цмакалова ФИО14 при досрочном голосовании ДД.ММ.ГГГГ допущено не было.
В своем заключении помощник Бикинского городского прокурора ФИО4 полагает, что в удовлетворении заявления Цмакалова ФИО15 следует отказать, поскольку доводы заявления не содержат оснований для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования.
Выслушав объяснения заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 12.06.2002г. № «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / далее- ФЗ № 67-ФЗ/ определено, что демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права на участие в референдуме.
Данным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 ФЗ №67-ФЗ, выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица; избиратель- это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом; избирательные права граждан – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 ФЗ №67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействия) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, согласно которому суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии заявления на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежит применению в совокупности с нормами, содержащимися в статьях 3,4,134,259 ГПК РФ.
В соответствии с положениями статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 260 ГПК РФ заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит в силу прямого указания об этом в Законе.
Как установлено судом, заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования подано заявителем в установленные сроки.
Материалами дела подтверждается, что Цмакалов ФИО16 является <данные изъяты> Законодательной <адрес> шестого созыва, включенным в зарегистрированный общекраевой список кандидатов <данные изъяты>, о чем выдано удостоверение <адрес>.
Полномочия привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц также проверены судом и подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № председателем территориальной избирательной комиссии <адрес> назначена ФИО3
Постановлением избирательной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № назначена <данные изъяты>
В статье 77 ФЗ № 67-ФЗ предусмотрены основания для отмены судом решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
Исходя из положений пункта 1 статьи 77 1 ФЗ № 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Избирательного кодекса <адрес> сведения об избирателях, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части или зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. При проведении выборов депутатов <адрес> список избирателей по соответствующему избирательному участку, в границы которого включена воинская часть, составляется территориальной комиссией на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях-военнослужащих.
Согласно части 4 статьи 16 Избирательного кодекса основанием для включения в список избирателей военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву, является приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части.
В список избирателей включаются все военнослужащие, обладающие активным избирательным правом, в том числе и военнослужащие по призыву, у которых местом жительства на период прохождения военной службы является расположение воинской части.
Таким образом, все избиратели- военнослужащие, зачисленные в штат воинской части либо зарегистрированные при воинской части по месту службы, обладают активным избирательным правом и голосуют на избирательном участке, в границы которого включена воинская часть, вне зависимости от того, где находилось их место жительства до призыва на службу.
Статья 2 Избирательного кодекса <адрес> определяет перечень документов, заменяющих паспорт гражданина. К таким документам, в том числе, относится и военный билет.
Согласно п. 1 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана» военный билет солдата является основным документом персонального учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается заявителем, ДД.ММ.ГГГГ в помещении территориальной избирательной комиссии <адрес> <данные изъяты> голосовали досрочно при предъявлении военного билета. Как было указано выше, у военнослужащих срочной службы местом жительства на период прохождения военной службы является расположение воинской части, следовательно, в военном билете имеется отметка, что данный военнослужащий приписан именно при <данные изъяты>
Материалами дела подтверждается, что в/ч 46102 включена в границы избирательного участка № №
В соответствии со статьей 17 ФЗ № 67-ФЗ на командира воинской части возложена ответственность за достоверность и полноту сведений, а также за своевременность их предоставления; за нарушение данных требований закона предусмотрена административная ответственность ( статья 5.4 КоАП РФ).
Судом исследовались в судебном заседании списки личного состава <данные изъяты>, допущенных к досрочному голосованию на выборах <данные изъяты> Законодательной <адрес> шестого созыва в связи с несением военнослужащими службы в суточном наряде ДД.ММ.ГГГГг., а также акты передачи сведений об избирателях для составления территориальной избирательной комиссией <адрес> списка избирателей и с достоверностью установлено, что каких-либо нарушений при составлении списков избирателей на избирательном участке № допущено не было.
Что касается установления территориальной избирательной комиссией времени досрочного голосования, суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 81.1 Избирательного кодекса <адрес> досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время ( после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы комиссии для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, или по ее поручению нижестоящими комиссиями, размещается на сайте избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» ( при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом.
Согласно постановлению Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О графике работы территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий <адрес> в период подготовки и проведения выборов депутатов Законодательной <адрес> шестого созыва» установлен график работы территориальных избирательных комиссий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в рабочие дни ДД.ММ.ГГГГ; обеденный перерыв с ДД.ММ.ГГГГ. В праздничные и выходные дни ( суббота, воскресенье) ДД.ММ.ГГГГ
Помимо ежедневного графика работы установлен график работы избирательных комиссий для обеспечения досрочного голосования избирателей, которые в день голосования ( ДД.ММ.ГГГГ) по уважительным причинам будут отсутствовать по месту жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования в территориальных избирательных комиссиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежедневно, включая выходные дни, с ДД.ММ.ГГГГ
Аналогичный график работы установлен и в постановлении территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №
Данный график работы избирательной комиссии был обнародован в установленном законом порядке и данный факт заявителем не оспаривается.
Как пояснила в судебном заседании ФИО3, так как территориальная избирательная комиссия согласно графику работала с 10.00, то, пойдя навстречу избирателям, досрочное голосование проводилось в период работы избирательной комиссии, включая вечернее время до 20.00.
Статья 81.1 Кодекса не устанавливает запрет на проведение досрочного голосования более четырех часов в день, более того, территориальная избирательная комиссия предоставила дополнительное время для голосования для реализации гражданами своего избирательного права в удобное для них время.
Оценивая все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ни одно из обстоятельств, являющихся основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, в судебном заседании установлено не было, и избирательные права заявителя Цмакалова ФИО17. никаким образом нарушены не были.
Таким образом, исходя из принципа правовой определенности, учитывая вышеуказанные положения закона и собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2014 ░.