Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-180/2014 ~ М-143/2014 от 20.01.2014

2-180/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2014 года г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи     Палатовой Т.В.

при секретаре          Фомичевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Простокишиной В. В. к администрации Новопетровского сельсовета Благовещенского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании факта постоянного проживания в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л :

Простокишина В.В. обратилась в суд с иском к администрации Новопетровского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, заявляя следующие требования: признать факт ее постоянного проживания в утраченном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В августе 2013 года принадлежащий ей дом в результате чрезвычайной ситуации был затоплен и признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ она как собственник была признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и внесена в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. На момент чрезвычайной ситуации она находилась в отпуске и проживала в <адрес>, что подтверждается справкой с места работы, справкой с администрации Новопетровского сельсовета Благовещенского района.

Истец Простокишина В.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, дополнительно пояснила суду, что она фактически постоянно проживает в <адрес>, в <адрес> она проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> – это квартира ее умершего супруга, где она проживает в силу необходимости, поскольку работает в <адрес>. В <адрес> работы нет, поэтому она вынуждена вот уже на протяжении семи лет мотаться между городом и селом, проживая в селе, а работая в городе. Поскольку у нее имеется автомобиль, больших затруднений это не вызывает. Признание факта постоянного проживания по адресу: <адрес> необходимо ей для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.

Представитель ответчика администрации Новопетровского сельсовета Благовещенского района Амурской области ФИО11 в судебном заседании возражений относительно заявленных исковых требований не высказал, пояснил суду, что он с 1999 года проживает в <адрес>, в должности главы администрации Новопетровского сельсовета находится относительно недавно, в силу чего затрудняется пояснить, действительно ли истец постоянно проживает в <адрес>.

Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО12 в судебном заседании пояснила, что механизм предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья урегулирован Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520. Для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья граждане должны обратиться с письменным заявлением в государственное казенное учреждение – управление социальной зашиты населения по месту жительства и предоставить определенный Правилами пакет документов. Простокишина В.В. обратилась с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение жилья в ГКУ-УСЗН по г. Благовещенск и Благовещенскому району в октябре 2013 года, в заявлении указал состав семьи из трех человек. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья министерства (далее – Комиссия) ее заявление было рассмотрено и вынесено решение об отказе в предоставлении социальной выплаты Простокишиной В.В. и членам ее семьи. Основанием для отказа в предоставлении истцу социальной выплаты послужило то обстоятельство, что Простокишиной В.В. не были представлены документы, подтверждающие факт ее постоянного проживания в утраченном жилом помещении на день объявления режима ЧС, что противоречит требованиям пункта 2 Правил. Пунктом 2 раздела I Правил определено, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания. Согласно пункту 3 раздела I Правил, факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке. Вышеизложенные обстоятельства подтверждают, что министерство социальной защиты населения Амурской области, при рассмотрении заявления Простокишиной В.В. на получение социальной выплаты на приобретение жилья действовало в соответствии с нормами действующего законодательства и принимало законные и обоснованные решения об отказе в предоставлении истцу и членам его семьи социальной выплаты. В силу ст. 56 ГПК РФ, истцы должны доказать те обстоятельства, на которых они ссылаются в обосновании своих доводов, а следовательно представить в суд неопровержимые доказательства проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС, подкрепив их показаниями свидетелей. Также сообщила суду, что в случае удовлетворения заявленных исковых требований об установлении факта проживания на момент ЧС, и при условии повторного обращения Простокишиной в установленном порядке в министерство, вопрос о предоставлении ей и членам ее семьи социальной выплаты на приобретение жилья будет повторно рассмотрен на заседании Комиссии.

Выслушав истца, представителей ответчиков, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской области № 520от 28 октября 2013 года (далее по тексту – Правила), право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

    Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья при условии отказа гражданами – собственниками утраченного жилья от прав на утраченное жилье и земельный участок, на котором такое жилье расположено.

    Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются однократно и в отношении одного жилого помещения.

    В соответствии с п. 3 Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

    Пунктом 4 установлено, что в целях настоящих Правил члены семьи, совместно проживавшие с собственником утраченного жилого помещения, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае если собственник жилого помещения не проживал по состоянию на день объявления режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

    Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

    Разделом II Правил установлено, что размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления пострадавшим гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из 2 человек и по 18 кв.м. – на одного человека при численности членов семьи 3 и более человек и средней рыночной стоимости одного кв.м. общей площади жилья, установленной правовым актом органа местного самоуправления на территории муниципального образования, на которой проживал гражданин, но не более: 25000 рублей для сельских поселений Архаринского, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Ромненского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского и Шимановского районов и 30000 рублей для городских округов (городов), поселков городского типа, поселений Благовещенского, Ивановского и Тамбовского районов – на цели в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 2 настоящего раздела; 30000 рублей – на цели в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего раздела.

    При расчете размера социальной выплаты не учитываются граждане, имеющие в собственности или на условиях социального найма иное жилье, пригодное для проживания.

    Для получения социальной выплаты гражданин-собственник утраченного жилья либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Правил (далее-заявитель), подает в государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (далее – ГКУ УСЗН) по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения Амурской области (далее – министерство).

    Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):

    а) документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении;

    б) заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации);

    в) правоустанавливающие документы на утраченное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

    г) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении);

    д) документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени или отчества (в случае наличия соответствующего факта);

    е) документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости - решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения);

    ж) справка о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении (с указанием даты регистрации граждан в жилом помещении), выданная уполномоченным органом (организацией) (если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления, справка представляется по инициативе заявителя).

    Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации из регистрационной службы организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты (далее – комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются министерством.

    По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты заявителю.

    В случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство в течение 3 рабочих дней с момента его принятия в письменной форме запрашивает у гражданина документы, подтверждающие отказ от прав собственности на утраченное жилье (и от прав на земельный участок) (зарегистрированный в установленном порядке договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилья (земельного участка); либо справку бюро технической инвентаризации об отсутствии утраченного жилья на земельном участке и документы, подтверждающие отказ от прав на указанный земельный участок).

В течение 10 дней со дня получения от гражданина запрашиваемых документов министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан-получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. В проект распоряжения не включаются граждане, не представившие запрошенные документы.

Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются: а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пункта 2 раздела I настоящих Правил; б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего раздела Правил; в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения).

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (далее - свидетельство) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Как установлено судом, Простоктшина В.В. является собственником трехкомнатной квартиры, площадью 47,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 28 <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению администрации Новопетровского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № 48 с 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на территории Новопетровского сельсовета введен режим «Чрезвычайная ситуация».

Как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № 546 и заключения межведомственной комиссии № 546 от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, в результате подтопления признаны аварийными и подлежащими сносу.

Согласно письму Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 06-57, а так же выписке из протокола заседания комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ, Простокишиной В.В. отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, ввиду несоответствия заявителя требованиям п. 2 раздела I Правил, поскольку ею документально не подтвержден факт ее постоянного проживания на момент объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении – <адрес>.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

    Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны четкие определения места пребывания и места жительства гражданина. Так, место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

    Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Из анализа приведенной нормы следует, что критерий постоянного проживания для целей предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации может включать в себя следующие аспекты: наличие оснований, предусмотренных законом, для проживания в жилом помещении; длительность проживания в данном жилом помещении; ведение хозяйства по указанному адресу; посещение образовательных, медицинских, иных социальных учреждений, обслуживающих данную территорию и иные, заслуживающие внимания аспекты.

Как установлено судом, Простокишина В.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой ПВС УВД <адрес> в паспорте Простокишиной В.В.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 01/018/2014-984 в едином государственном о реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателях жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют.

Вместе с тем, как установлено судом, истец фактически проживает в <адрес>, что подтверждается совокупностью следующих доказательств: справкой администрации Новопетровского сельсовета <адрес> № 386 от ДД.ММ.ГГГГ; копией решения Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в мотивировочной части которого присутствуют выводы суда о том, что на момент чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года Простокишина В.В. проживала по адресу: <адрес>; показаниями свидетеля ФИО13, пояснившей в судебном заседании, что она проживает в <адрес> на протяжении 11 лет, Простокишина В.В. со своими родителями проживает в <адрес>, номер дома ей не известен. При этом Простокишина В.В. работает в <адрес>, у нее в собственности имеется автомобиль – микрогрузовик. Свидетель часто видит Простокишину В.В. в <адрес>, в том числе и в будние дни, поскольку работает в магазине в <адрес>.

Согласно справке ООО «Сервис-Лаваль» Простокишина В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в данной организации, в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Простокишина В.В, находилась в очередном отпуске.

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 01/015/2014-1453 за Простокишиной В.В. не зарегистрировано права собственности на какие-либо иные объекты недвижимости – жилые помещения, помимо квартиры в <адрес>.

Согласно справки администрации Новопетровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 314, а так же сведений МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № 01-17/4145 Простокишина В.В. не являются нанимателем каких-либо жилых помещений.

Учитывая изложенное, суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств, того, что Простокишина В.В., постоянно проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, иного пригодного для проживания жилого помещения она не имеет, в силу чего требования Простокишиной В.В. о признании факта постоянного проживания в утрачено жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Простокишиной В. В. к администрации Новопетровского сельсовета Благовещенского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании факта постоянного проживания в жилом помещении – удовлетворить.

Признать факт постоянного проживания Простокишиной В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на день объявления чрезвычайной ситуации на территории Новопетровского сельсовета – 05 августа 2013 года.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий:         

2-180/2014 ~ М-143/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Простокишина Валентина Викторовна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения
Адм-я Новопетровского сельсовета
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Палатова Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2014Передача материалов судье
22.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2014Судебное заседание
08.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее