Дело №2-90/2014
Поступило 16.10.2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2014 г. г.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Шефер Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бердска к администрации города Бердска Новосибирской области, Моисееву В. Ф. о применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Бердска обратился с иском к муниципальному образованию города Бердска Новосибирской области и Моисееву В.Ф. о применении последствий недействительности ничтожной сделки к договору №1149-д от 18.11.2010 г. купли-продажи права собственности земельного участка с местоположением: г.Бердск, <адрес> заключенного между ответчиками. В обоснование иска указано, что прокуратурой города Бердска в сентябре 2013 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории города. В ходе проверки было установлено, что 18.11.2010 между муниципальным образованием города Бердска в лице главы муниципального образования и Моисеевым В.Ф. заключен договор № 1149-д купли-продажи права собственности земельного участка с местоположением: г.Бердск, <адрес> Согласно пункту 1.1 договора Моисеев В.Ф. приобрел право собственности на земельный участок для строительства базы отдыха с местоположением: г.Бердск, <адрес>, площадью 10405,0 кв. м, кадастровый номер земельного участка №. Данная сделка является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ как несоответствующая требованиям закона. Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно ст.7 ЗК РФ одной из категорий земель Российской Федерации являются земли населенных пунктов. На основании ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к рекреационным территориальным зонам, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами. В силу статей 6, 23 Лесного кодекса РФ на землях населенных пунктов произрастают городские леса. Согласно ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса. В соответствии со ст.ст.23, 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, проводится лесоустройство. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч.2 ст.69 ЛК РФ). Спорный земельный участок относится к категории земель - земли поселений. В то же время согласно материалам Лесоустройства г.Бердска 2003 он находится на территории, занятой городскими лесами (лесной квартал 32 выдел 15). Согласно ст.6 ЛК РФ городские леса являются лесами, не входящими в лесной фонд, однако в силу ст.ст.3, 5 Лесного кодекса РФ на отношения, связанные с их использованием, распространяется действие лесного законодательства. В соответствии со ст.3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Статьёй 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» введён запрет предоставлять после 01.01. 2009 года лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Городские леса являются категорией защитных лесов, выполняют функции защиты природных и иных объектов и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ст. 12, 102 ЛК РФ). В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством, относятся к землям природоохранного назначения (ч.1 ст.97 ЗК РФ). Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, трудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ч.9 ст.85 ЗК РФ). В силу ст.11 JIK РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Часть 1 ст. 262 ГК РФ, определяя гражданско-правовой режим земельных участков общего пользования, устанавливает, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Приватизация земельных участков общего пользования запрещена (ч.12 ст.85 ЗК РФ). Статьёй 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещено отчуждение земельных участков общего пользования, в том числе лесопарков и других объектов. На основании ч.4 ст.85 ЗК РФ в пределах земель природоохранного значения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В силу ст.12 JIK РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности, а также с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Особенностью правового режима городских лесов является запрет размещения в них объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (ч.1 ст.25, ст.41, ч.3 ст. 105 ЛК РФ). Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель (ч.2 ст.21 ЛК РФ). В силу прямого указания ч. 6 ст. 105 ЛК РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Статьей 71 ЛК РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной пли муниципальной собственности. предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, гражданам в аренду, безвозмездное срочное пользование. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (ч.4 ст.41 JIK РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Городские леса являются составляющей зеленого фонда городских поселений. Согласно ч. 2 ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих его сохранение и развитие, необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Сделка по передаче права собственности на земельный участок, занятый городскими лесами, под строительство базы отдыха противоречит рекреационному назначению данного участка городских лесов и требованиям лесного законодательства. Согласно ст.168 ГК РФ сделка, несоответствующая требованиям закона, ничтожна. В соответствии со ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Предоставление земельного участка занятого городскими лесами под цели, несоответствующие назначению городских лесов, а также приватизация земельных участков, занятых городскими лесами, нарушает вышеуказанные права граждан. Поскольку круг лиц, чьи права нарушены указанной сделкой, определить невозможно, прокурор предъявляет исковое заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц, согласно ст. 45 ГПК РФ. Ст.помощник прокурора г.Бердска Стулина О.Ж. требования поддержала.
Ответчик Моисеев В.Ф., представитель администрации Животова О.В. требований не признали.
Представитель Моисеева В.Ф. Ковалевский Д.Г. пояснил, что доводы истца не основаны на законе, не направленны на защиту неопределенного круга лиц. Сделка не является ничтожной, так как не совершена с нарушениями Закона, а срок для оспаривания сделки в порядке статьи 167 ГК РФ истцом пропущен, в связи с чем в иске следует отказать. В соответствии со ст.10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений- городские леса. Таким образом с 29.01.1997 года городские леса не входят в состав государственного лесного фонда, в силу прямого указания закона, при этом Лесной кодекс Российской Федерации от 1997 года не предусмотрел необходимость проведения каких-либо дополнительных мероприятий, связанных с исключением городских лесов из состава лесного фонда и придания им нового статуса. Этот вывод также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.01.1998 №1-П. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд составляет только часть лесных природных ресурсов. В него не входят леса, расположенные на землях обороны, на землях городских поселений - городские леса и т.п.. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что на момент рассмотрения дела городские леса не входили в лесной фонд, статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что oсновными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Границы лесничеств и лесопарков, независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства». В соответствии со ст.10 Федерального закона №201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса РФ» лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Органы местного самоуправления в соответствии со ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Границы лесничеств и лесопарков, независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства». В обоснование утверждения, что участок Моисеева является участком расположенным в городских лесах, прокурор ссылается на ст,14 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ, согласно которой вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации. Однако, Постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.12.2008 г. N555 "Об утверждении лесного плана Новосибирской области" утвержден лесной план Новосибирской области, в лесном плане Новосибирской области отсутствуют указания на наличие городских лесов в Бердске. Поэтому утверждение прокуратуры о том, что спорный участок имеет категорию городских лесов неоснователено и не подтверждается документами. Лесные участки подлежат предоставлению в аренду по особым условиям, прописанным в статье 72 Лесного Кодекса РФ. При опубликовании предложения об аренде лесного участка, обязательно указывается его разрешенное использование - для осуществления деятельности по воспроизводству/вырубке леса, а так же объем заготавливаемой древесины. Так же указано в п.4 данной статьи, что договоры заключаются в соответствии с разрешенным использованием, установленным Лесохозяйственным регламентом. Прокуратура отрицает наличие лесохозяйственного регламента г.Бердска, однако сама на него ссылается в обоснование своих требований. Форма договора аренды лесного участка была утверждена Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 26.07.2011 г. N319 г. Москва "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка". Следовательно, на момент заключения договора купли- продажи в 2010 году, речь не могла идти об аренде лесного участка. Состав проекта лесоустройства был утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 29.02.2012 г. N69 г. Москва «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки Общие положения о проведении лесоустройства» следовательно его требования не могут относиться к договорам купли-продажи земельный участков от 2010 года. В кадастровом паспорте участка леса нет. На кадастровом учете участок, принадлежащий ответчику, не состоит в качестве участка городских лесов. При том, что все участки, которые отнесены к городским лесам, уже поставлены на кадастровый учет. Никаких доказательств, позволяющих отнести спорный земельный участок к городским лесам, не предоставлено. Согласно информации опубликованной в СМИ Администрацией МО города Бердска 8.06.2013 года, в статье в городской газете «Курьер Среда» сообщается, что все городские леса поставлены на кадастровый учет. Однако спорный участок не поставлен на учет как городские леса, что свидетельствует о неосновательности и надуманности заявлений прокуратуры. Документами по планировке территорий населенных пунктов являются: Правила землепользования и застройки, Генеральный план города. Согласно статье 44 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный план земельного участка является документом, выдаваемым в отношении подлежащих застройке земельных участков и содержит сведения из Генерального плана города и правил землепользования и застройки города по конкретному участку. Документ территориального планирования - Генеральный план города Бердска НСО был разработан в 2003 году проектным институтом ОАО ПИ «Новосибгражданпроект». Земельный участок, приобретенный ответчиком у МО города Бердска согласно Генерального плана города Бердска не относится к городским лесам, что также подтверждается Постановлением Администрации МО города Бердска об утверждении градостроительного плана земельного участка № 3395 от 04.10.2010 года, согласно которому спорный земельный участок относится к землям поселений, зона Р-4 рекреационная стационарная, разрешенное использование - для строительства базы отдыха. Прокуратура города Бердска в своем иске ссылается на материалы лесоустройства 2003 года и схему расположения спорного земельного участка, однако данная схема никем не утверждена. План лесоустройства 2003 года не представлен. В письме, копия которого предоставлена истцом, содержится заведомо не достоверная информация, так как участок ответчика в 2003 году не существовал и не имел кадастрового номера, следовательно не может содержаться в материалах лесоустройства за 2003 год. Генеральный план города Бердска также разработан в 2003 году, план города Бердска утвержден в установленном законом порядке решением седьмой сессии Совета депутатов второго созыва города Бердска № 133 «О6 утверждении проекта генерального плана г.Бердска Новосибирской области». Совет Депутатов города Бердска Новосибирской области, Решением от 8.11.2007 г. N322 утвердил расположение на карте поселения зон где разрешено строительство (зона Р4) и зон, предназначенных для размещения лесных массивов (зона РЗ). Решение Совета депутатов об утверждении правил землепользования и застройки и генерального плана города Бердска не оспорено и имеет обязательную силу. Постановление Главы города Бердска об утверждении градостроительного плана спорного земельного участка, так же не оспорено и имеет обязательную силу. При этом градостроительная документация о застройке городских и сельских поселений включает в себя проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (проект планировки), проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (проект застройки). Изготавливаются карты-схемы лесхоза, окрашенные по укрупненным выделам преобладающих пород, противопожарных мероприятий, с нанесением участков арендуемых земель. Лесоустроительные проекты утверждаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. В соответствии с лесным законодательством лесоустроительный проект является обязательным нормативно-техническим документом для ведения лесного хозяйства, текущего, перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом, а также финансирования лесохозяйственных работ. Никем не утвержденные материалы лесоустройства не имеют ни одной подписи исполнителя, не имеют печати организации - разработчика, не имеют юридической силы и не являются правовым актом, являются они ничтожны в силу закона, Таким образом, прокуратура основывает свои требования на ничтожном доказательстве. Ранее постановленным решением Бердского городского суда установлено, что администрация города обязана в срок до 01.02.2008 г. поставить земельные участки, занятые городскими лесами, на кадастровый учет. До настоящего времени эта обязанность не исполнены. Правовой статус городских лесов в г.Бердске не установлен, право собственности МО не зарегистрировано, границы городских лесов установить невозможно.
Представитель администрации Животова О.В. требований не признала. В возражение сослалась на ранее данные пояснения представителя Ш.Г.Н., которая пояснила, что при предоставлении земельного участка Моисееву В.Ф. не было нарушено федеральное законодательство. Земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2010 г. с разрешенным использованием – для строительства базы отдыха. При предоставлении данного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, орган местного самоуправления действовал в пределах предоставленных ему полномочий по распоряжению государственной собственностью. Разработанные ФГУ «Запсиблеспроект» в 2004 г. материалы не являются нормативно-правовым актом. Сведения в них содержащиеся, не были предоставлены в кадастр. Территория, на которой расположен спорный земельный участок, относится к функциональной зоне с объектами отдыха и лечения. Зона Р-4 разрешает размещение на данном участке соответствующих построек.
Представитель привлеченного судом третьего лица Шевченко А.А. пояснил, что ООО «Стройкомплект» приобрело у Моисеева В.Ф. данный земельный участок по договору купли-продажи от 17.08.2013 г.. Переход права не зарегистрирован. Оплата полностью не произведена, поскольку был предъявлен настоящий иск. Какого-либо строительства на участке не ведется. Проход по участку не ограничен. Считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, их представителей, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.
По Договору купли-продажи права собственности земельного участка с местоположением: г.Бердск, <адрес> от 18.11.2010 г. муниципальное образование города Бердска продало Моисееву В.Ф. вышеуказанный земельный участок площадью 10405,0 кв.м с кадастровым номером №, на основании протоколов №1 и №2 от 10.11.2010 г. заседания комиссии по проведению торгов (аукциона) по продаже права собственности земельного участка для строительства базы отдыха. Выкупная цена договора составляет <данные изъяты> руб. (л.д.7-8).
28.12.2010 г. за Моисеевым В.Ф. зарегистрировано право собственности на выше указанный земельный участок.
В сентябре 2013 г. прокуратурой г.Бердска проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории г.Бердска, в ходе которой были получены сведения от филиала ФГУП «РОСЛЕСИНФОРГ» «ЗАПСИБЛЕСПРОЕКТ» о том, что земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях городских лесов (лесной квартал 32 выдел 15), по имеющимся данным в архиве филиала, согласно материалов лесоустройства 2001-2003 г.г. (л.д.13-14).
Также был опрошен Моисеев В.Ф. 03.09.2013 г., который пояснил, что приобрел вышеуказанный земельный участок по договору купли-продажи для строительства базы отдыха (л.д.6). О том, что участок относится к городским лесам – не знал.
Согласно ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (ч.1). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (ч.2).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ст.167 ГК РФ).
В обоснование довода о нарушении федерального законодательства при заключении оспариваемого договора прокурор ссылается на то, что на спорном земельном участке находятся городские леса, которые придают этому земельному участку особый правовой статус.
Согласно ч.2 ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст.6 Лесного кодекса РФ).
Тот факт, что на территории города Бердска имеются городские леса, не оспаривался ответчиками. Тот факт, что до настоящего времени работы по постановке всех лесных участков на кадастровый учет не завершены – не оспаривался представителями администрации г.Бердска.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст.10). Лесные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам в виде служебных наделов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации (ст.10.2). После 01.01.2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (ст.14.1).
Частью 1 ст.102 Лесного кодекса РФ городские леса отнесены к защитным лесам (что согласуется с ч.2 ст.10 Кодекса), которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса - защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов установлено ст.11 Кодекса. В соответствии с ч.9 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, что полностью согласуется с положениями ч.1 ст.262 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Приватизация земельных участков общего пользования запрещена, согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ.
Факт нахождения на спорном земельном участке древесно-кустарниковой растительности не оспаривался и ответчиками. Так Моисеев В.Ф. и его представитель пояснили, что собственник не намерен осуществлять вырубку деревьев на участке. Кроме того, ответчики отрицали, что находящаяся на участке растительность относится к городским лесам, поскольку документально это ничем не подтверждается.
Факт отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении на спорном земельном участке городских лесов не оспаривался прокурором.
Вместе с тем, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, согласно ст.5 Лесного кодекса РФ, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе, а использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч.2 ст.6 Кодекса).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч.2 ст.8 Лесного кодекса РФ).
Так ч.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Данная норма является отсылочной к п.12 ст.85 настоящего Кодекса, который запрещает приватизацию земельных участков общего пользования, к каковым относятся участки, занятые городскими лесами.
В доказательство того, что на земельном участке с кадастровым номером 54:32:010467:61 находятся городские леса, представлена схема расположения земельного участка (л.д.14), из которой усматривается, что большая часть спорного земельного участка находится в выделе 15 квартала 32. Схема составлена на основании материалов лесоустройства 2001-2003 г.г. (л.д.15-16 – таксакционные описания городских лесов г.Бердска.
Также представлена выкопировка из плана лесных насаждений (л.д.33).
ФГУП «ЗАПСИБЛЕСПРОЕКТ» представлена пояснительная записка организации и ведения лесного хозяйства и благоустройства городских лесов г.Бердска 2003 г. (л.д.75-144) с приложением, в том числе – с картой городски лесов г.Бердска (л.д.78), на которой обозначены номера кварталов, в частности, квартал 33. В данном документе отражены: характер лесоустроительных работ, состояние и характеристика городских лесов, анализ лесохозяйственной деятельности, мероприятия по сохранению формированию и повышению жизнеустойчивости насаждений.
Представлен Договор №2 на ведение лесного хозяйства в городских лесах г.Бердска от 15.09.2003 г. (л.д.174-184) с дополнительными соглашениями к нему от 16.01.2009 и 30.07.2013 г.г., заключенный между администрацией муниципального образования г.Бердска и Бердским спецсемлесхозом, в соответствии с которым администрация поручает лесхозу обязанность ведения лесного хозяйства в городских лесах в черте города Бердска.
Привлеченный судом в качестве специалиста М.И.В. пояснил. что принимал личное непосредственное участие в лесоустройстве 2001-2003 г.г. в г.Бердске, заказчиком которого являлся лесхоз. Сопоставлялись данные лесоустройства 1990 г., которые устарели более чем за десять лет и требовали обновления в части фактического состоянии лесов. В работе использовали данные границ земельных участков города Бердска и городских лесов, имеющиеся в электронной базе. Совмещали границы участков по имеющимся сведениям, а сведения о границах города получили в Комитете по земельным ресурсам г.Бердска. Использовалась аэрофотосъемка, которая имеет очень высокую степень точности измерений (Данное обстоятельство подтвердила представитель администрации г.Бердска Ш.Г.Н.). По факту проведенных работ границы участков городских лесов не изменились по сравнению с ранее установленными. При этом в 2001 г. в связи с уточнением границ городских лесов их площадь была увеличена, согласно договору с лесхозом.
Доводы ответчиков о том, что материалы лесоустройства не могут являться доказательством нахождения на спорном земельном участке городских лесов – не состоятельны.
Материалы лесоустройства - чего не оспаривали представители администрации г.Бердска – использовались и используются в настоящее время для формирования и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами. Договор между администрацией и лесхозом на ведение лесного хозяйства в городских лесах, а также заказ лесхозом соответствующих работ по лесоустройству в рамках предоставленных им полномочий, а также - обязанностей, возложенных данным договором, подтверждает легитимность материалов лесоустройства. Буквальное наименование документа – Проект лесоустройства - не влияет на его содержание и правовое значение.
По мнению ответчиков – целевое использование земельного участка и наличие соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости являются определяющим фактором для его отнесения к той или иной территориальной зоне. Данный вывод ошибочен. Суд не может с ним согласиться, поскольку это противоречит общим принципам как лесного так и земельного законодательства, что уже привело в силу заключения оспариваемого договора нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Формальные действия в виде отнесения земельных участков к той либо иной территориальной зоне, а также по внесению соответствующих сведений в ГКН производны от фактического назначения и использования земельных участков.
В связи с чем доводы представителя администрации о том, что территориальная зона Р-4 позволяет использовать земельный участок в связи с установленным для него видом разрешенного использования – также не состоятельны. Кроме того, в составе условно разрешенного вида использования земельного участка, занятых городскими лесами, значатся только магистральные объекты инженерной инфраструктуры (л.д.67). Объектов капитального строительства в составе вида разрешенного использования земельного участка не имеется. При этом ни в основных ни во вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков в зоне Р-4 не указаны земельные участки, занятые городскими лесами.
Совокупность представленных истцом доказательств позволяет сделать вывод, что на территории г.Бердска имеются городские леса, сведениями о которых (в том числе – о их границах) располагала администрация города Бердска либо могла получить их, однако, сформировала спорный земельный участок, занятый городскими лесами, и осуществила его отчуждение физическому лицу в нарушение федерального законодательства. При этом не оспаривался представителями администрации тот факт, что работы по постановке земельных участков, занятых городскими лесами в г.Бердске, на кадастровый учет до настоящего времени не завершены.
Несостоятельны возражения ответчиков о том, что истец является не надлежащим, что никакого вреда ни Российской Федерации ни общественным интересам не причинено. Как установлено при рассмотрении дела, администрация города Бердска распорядилась земельным участком общего пользования, находящего в федеральной собственности, путем предоставления его в собственность физическому лицу, что противоречит ст.14.1 Федерального закона №201-ФЗ от 04.12.2006 г. «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 3 ч.2, 12 и 105 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.15 ч.2 и ст.85 п.п. 4 и 12 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.129 и 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.61 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Довод представителя Моисеева В.Ф. о том, что договор не может быть признан недействительным, пока не оспорены торги – также не состоятелен. Процедура торгов может являться самостоятельным предметом обжалования. Однако, несоответствие договора, заключенного по результатам торгов, требованиям законодательства, даже при соблюдении процедуры торгов, не отменяет ничтожность договора.
Довод представителя администрации о том, что отнесение земельного участка к территориальной зоне Р-4 согласуется с целевым использованием земельного участка, также не соответствует фактическим обстоятельствам.
В качестве третьего лица было привлечено ООО «Стройкомплект», который, якобы, является в настоящее время собственником спорного земельного участка на основании договора купли-продажи от 17.08.2013 г.. Однако, доказательств возникновения у него права собственности на имущество не представлено. Расчет по договору не произведен, как пояснил представитель третьего лица. Акт приема-передачи имущества не представлен. Кроме того, не представлено доказательств государственной регистрации перехода права собственности, согласно п.14 договора купли-продажи и ст.ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом ч.1
ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования прокурора города Бердска Новосибирской области удовлетворить.
В порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки – Договора №1149-д от 18.11.2010 г. купли-продажи права собственности земельного участка с местоположением г.Бердск, <адрес> - обязать Моисеева В. Ф. передать муниципальному образованию города Бердска выше указанный земельный участок с кадастровым номером №, а муниципальное образование города Бердска обязать передать Моисееву В. Ф. денежные средства в размере <данные изъяты> руб..
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение.
Судья ________________________________________________ И.Ф.Кадашева
<данные изъяты>
<данные изъяты>