Производство № 2-5622/2020
УИД 28RS0004-01-2020-006493-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2020 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующий судья Воронин И.К.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием истца Кошелева Е.А., представителя УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кошелева Е. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет,
установил:
Кошелев Е.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что он проходит службу в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Амурской области. Стаж в календарном исчислении составляет 19 лет. В первом квартале 2020 года обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комиссией УФСИН России по Амурской области 15 октября 2019 г. принято решение, оформленное выпиской из протокола N 24, согласно которому истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а так же в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. На основании данного пункта Кошелеву Е.А. с членами его семьи комиссией УФСИН России по Амурской области отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Истец считает, что в силу приведенной выше правовой нормы, наличие сведений о том, что истец был ранее зарегистрирован в квартире, которая ему не принадлежит на праве собственности, право пользования которой утрачено по решению Благовещенского городского суда Амурской области от 04.04.2018, дело № 2-3199/2018, не может расценивается как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение от 15 октября 2019 года, оформленное выпиской из протокола № 24, территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области об отказе майору внутренней службы, старшему инспектору отделения режима и надзора УФСИН России по Амурской области Кошелеву Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; возложить на территориальную комиссию УФСИН России по Амурской области обязанность поставить на учет майора внутренней службы, старшего инспектора отделения режима и надзора УФСИН России по Амурской области Кошелева Е.А. для получения единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании истец Кошелев Е.А. на доводах искового заявления настаивал, в дополнение указав, что решение территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области незаконно. Его отец является собственником квартиры, расположенной по адресу ***. Он был вынужден прописаться в данной квартире, поскольку нужна была прописка. Долями и правами на данную квартиру он не имеет. Выписан из квартиры на основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 04.04.2018 года, решение суда не оспаривал. После чего прописался по адресу фактического проживания: ***. Прописан в квартире родителей был в 2008 году, при этом в квартире по адресу *** не проживал, проживал по другим адресам в съемных квартирах. Кроме того, ежегодно подавал декларацию о доходах на протяжении 6-8 лет, где указывал, что не имеет собственного жилья. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области Арчаков А.К. возражал против удовлетворения искового заявления, указав, что согласно материалам учетного дела, истец был зарегистрирован с 15.03.2012 года по 25.05.2018 года в жилом помещении общей площадью 64,3 кв.м., по адресу: ***, принадлежащем на праве собственности Кошелеву А. Е. (отцу заявителя), который вселил его как члена семьи собственника. Все собственники и члены его семьи имеют право проживать в квартире и обладают равными правами. Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 04.04.2018 года по гражданскому делу № 2-3199/18Кошелев Е.А. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***. Согласно решения суда он выехал добровольно, попыток вселения не предпринимал, расходы по содержанию жилого помещения не нес, в связи с чем комиссия справедливо посчитала, что со сторны истца имело место преднамеренное ухудшение своих жилищных условий. Кошелев Е.А. может вновь обратиться с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 ФЗ №283 от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по истечении 5 лет с момента ухудшения жилищных условий. Решение территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области является законным и обоснованным. Декларация о доходах, поданная Кошелевым Е.А., не относится к предмету спора. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание не явилась третье лицо Кошелева (Матренина) В.В., о времени и месте рассмотрения дела извещенная надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщила. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-3199/2018, суд приходит к следующим выводам.
Порядок прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, и Инструкцией о порядке применения названного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 года N 76.
Правовую основу службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, правила внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
Согласно пункту 5.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 06.06.2005 года N 76, на граждан, поступивших на службу в уголовно-исполнительную систему по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Согласно Положению об УФСИН России по Амурской области, Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории Амурской области для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний. Управление возглавляет начальник, который осуществляет руководство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кошелев Е. А., *** года рождения, с 24 декабря 2009 года по настоящее время проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в УФСИН России по Амурской области, с 24 декабря 2009 года по настоящее время работает в должности старшего инспектора отделения режима и надзора УФСИН России по Амурской области. По состоянию на 18.04.2019 года его выслуга лет по линии ФСИН России составляет 19 лет в календарном исчислении.
18 апреля 2019 года Кошелев Е.А. подал заявление (рапорт) на имя начальника УФСИН России по Амурской области о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с составом семьи 3 человека (он, его супруга Кошелева В. В., сын Кошелев Р. Е.).
При постановке на учет истцом были представлены: сведения о наличии (отсутствии) жилых посещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику и членам его семьи; копия паспорта Кошелева Е.А., в котором местом регистрации с 15 марта 2012 года по 25 мая 2018 года является: ***, с 17 августа 2018 года местом регистрацииявляется: ***; копия паспорта Кошелевой В.В.,в котором местом регистрации с 11 августа 2011 года является: ***; свидетельство о рождении Кошелева Р.Е.; свидетельство № 9637 о регистрации по месту пребывания, в соответствии с которым Кошелев Р.Е. с 11 августа 2011 года зарегистрирован по адресу: ***; страховые свидетельства; послужной список; свидетельство о заключении брака; исковое заявление Кошелева А.Е. к Кошелеву Е.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета; определение о принятии дела к производству суда от 16 марта 2018 года; решение суда от 04 апреля 2018 года; выписку из лицевого счета квартиросъемщика (собственника); поквартирную карточку; справку с места работы; справку БТИ; справку о наличии собственности; уведомление об отсутствии в ЕГРН заращиваемых сведений; выписку из ЕГРН; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; справку с места работы.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 15 октября 2019 года, изложенным в выписке из протокола № 24, Кошелеву Е.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с ухудшением жилищных условий в 2018 г. в соответствии с п. 12, а так же в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.
Полагая указанное решение незаконным, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Давая правовую оценку обоснованности заявленных истцом требований, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что с 15.03.2012 года по 25.05.2018 года Кошелев Е.А. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 64,3 кв.м., по адресу: ***.
В суде Кошелев Е.А. пояснил, что собственником квартиры, расположенной по адресу *** является его отец Кошелев А. Е., в квартире был прописан с 2008 года по 25 мая 2018 года, при этом прав на данную квартиру не имеет, в квартире не проживал.
Указанная квартира приобретена в собственность Кошелевым А. Е. на основании справки ЖСК 245 о выплате пая от 06.04.2006 года № 125.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 04.04.2018 года по гражданскому делу № 2-3199/18 Кошелев Е.А. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***.
С учетом изложенного, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, принимая во внимание, что Кошелев Е.А. в суде пояснил, что с 2008 года был зарегистрирован в квартире его отцом, суд приходит к выводу, что Кошелев Е.А. приобрел право пользования данным помещением в качестве члена семьи его собственника.
Приведенные обстоятельства с учетом положений ст. ст. 30, 31 ЖК РФ, применительно к положениям ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ обоснованно позволили территориальной комиссии УФСИН России по Амурской области прийти к выводу, что Кошелев Е.А., приобретший право пользования квартирой № *** по ул. ***, г. Благовещенска, Амурской области, как член семьи собственника, до момента вступления в законную силу решения суда от 04 апреля 2018 года, без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего его право пользования жилым помещением иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, при этом признанный решением суда от 04 апреля 2018 года утратившим право пользования жилым помещением в результате добровольного отказа от права пользования им, совершил намеренные действия, приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и приобретению в связи с этим статуса, при котором возникает предусмотренное п. 2 ч.3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ условие для признания за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заявление истца о том, что он не проживал в указанном жилом помещении с 2008 года, судом не принимаются, поскольку до момента вступления в законную силу решения суда от 04 апреля 2018 года, истец сохранял за собой право пользования этим жилым помещением. При этом на него приходилось общей площади жилого помещения более установленной нормы.
Доводы истца о том, что он был снят с регистрационного учета по решению суда, что не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий, суд также находит несостоятельными, поскольку из гражданского дела № 2-3199/2018 следует, что решением Благовещенского городского суда Амурской области от 04 апреля 2018 года установлено, что ответчик Кошелев Е.А. в спорном жилом помещении в течение длительного периода времени не проживает. Кошелев Е.А. после выезда из квартиры свои права на нее не заявлял, вселиться в спорное жилое помещение не пытался, не обращался в суд за защитой своих жилищных прав, не нес расходы на ее содержание, самостоятельно сведения о своей регистрации как по месту основного жительства в указанном жилом помещении не аннулировал.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о добровольном отказе Кошелева Е.А. от права пользования жилым помещением.
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 04 апреля 2020 года вступило в законную силу 11 мая 2018 года, Кошелевым Е.А. не обжаловалось.
Таким образом, оценивая в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях Кошелева Е.А. усматривается намеренное ухудшение жилищных условий, в том понимании, которое им придается ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, такие действия были им совершены в 2018 году.
С учётом изложенного, требования искового заявления Кошелева Е. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет, подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Кошелева Е. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Воронин И.К.
Решение в окончательной форме составлено 12 октября 2020 года