Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-452/2017 от 12.10.2017

12-452/17

Р Е Ш Е Н И Е

29 ноября 2017 года, г. Подольск Московской области

     Судья Подольского городского суда Московской области Левшина М.Ю., при секретаре Васьковой Н.Н., с участием: защитника МУП «ВОДОКАНАЛ» Скороходовой А.А., представителя Министерства экологии и природопользования Московской области государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Константинова И.А., в соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрев жалобу МУП «ВОДОКАНАЛ» на постановление старшего государственного инспектора области охраны окружающей среды Московской области Министерства экологии и природопользования Московской области Володько А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ,

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора области охраны окружающей среды Московской области Министерства экологии и природопользования Московской области Володько А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении МУП «ВОДОКАНАЛ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, а именно в том, что МУП «Водоканал» города Подольска допустило нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, выразившееся в превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах с очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, при следующих обстоятельствах.

В Министерство экологии и природопользования Московской области поступило обращение жителей по факту загрязнения водного объекта - реки Рогожка в результате функционирования очистных сооружений, расположенных в <адрес>.

По данному факту Министерством проведено административное расследование. В ходе расследования установлено, что по адресу: <адрес> расположены очистные сооружения механической и биологической очистки «Биокомпакт». Очистные сооружения включают в себя: приемный резервуар, ручную решетку, аэротенк-смеситель (2шт.), отстойники (2шт.), компрессорная и насосная станции, иловую площадку. Проектная производительность очистных сооружений составляет 300 куб. м. в сутки. Сточные воды, прошедшие очистку на сооружениях, по самотечному трубопроводу диаметром 300 мм. Отводятся в реку Рогожка, которая является левым притоком реки Рожайка, впадающей в реку Пахра. Выпуск сточных вод сосредоточенный, берегового типа, незатопленный, с географическими координатами - СШ 55°21"21"; ВД 37°38"11".

Данные очистные сооружения, расположенные в <адрес>, переданы на баланс МУП «Водоканал» города Подольска постановлением Главы городского округа Подольск Н.И. Пестова от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии объектов основных средств из хозяйственного ведения МУП «Бытсервис»».На данные очистные сооружения МУП «Водоканал» города Подольска получено Решение о предоставлении водного объекта - реки Рогожка в пользование от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, с целью сброса сточных вод с очистных сооружений <адрес>. После окончания срока действия Решения о предоставлении водного объекта - реки Рогожка в пользование от ДД.ММ.ГГГГ , МУП «Водоканал» города Подольска получено новое Решение о предоставлении водного объекта - реки Рогожка в пользование от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Пп. 10 п. 2.3 ч. 2 данного Решения МУП «Водоканал» города Подольска установлены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в реку Рогожка с очистных сооружений, расположенных в <адрес>.

Установлены следующие показатели: Взвешенные вещества - 10,75; Нефтепродукты - 0,05; БПК 5 - 2,0; Азот аммонийный - 0,5; Нитриты - 0,08; Нитраты - 40,0; Сульфаты - 100,0; Хлориды - 300,0; Фосфаты по Р - 0,02; Железо общее-0,1; АПАВ-0,1.В рамках осуществления контроля за показателями загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, МУП «Водоканал» города ФИО10 проведены лабораторные исследования сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, расположенных в <адрес>, в 1 и 2 кварталах 2017 года.

Из представленных протоколов лабораторных исследований сбрасываемых сточных вод следует:за 1 квартал 2017 года: взвешенные вещества - 22 (ПДК - 10,75); нефтепродукты -0,16 (ПДК - 0,05); БПК5 - 20,3 (ПДК - 2,0); Азот аммонийный - 10 (ПДК - 0,5);Нитриты - 1 ЩДК - 0,08); Нитраты - 10 (ПДК - 40); Сульфаты - 60,8 (ГЩК - 100); Хлориды - 82,5 (ПДК - 300); Фосфаты по Р - 1,6 (ПДК - 0,02); Железо общее - 0,6 ПДК - 0,1); АПАВ - 0,55 (ГЩК - 0,1).

за 2 квартал 2017 года: взвешенные вещества - 13,4 (ПДК - 10,75); нефтепродукты- 0,06 (ПДК - 0,05); БПК5 - 5,8 (ПДК - 2,0); Азот аммонийный - 3,3 (ПДК - 0,5);
Нитриты - менее 0,02 (ПДК - 0,08); Нитраты - 34,2 (ПДК - 40); Сульфаты - 85,9 (ПДК - 100); Хлориды - 93,3 (ПДК - 300); Фосфаты по Р - 1,95 (ПДК - 0,02); Железо общее - 0,1 (ПДК - 0,1); АПАВ - 0,1 (ПДК -0,1).

Из вышеизложенного следует, что в сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект - реку Рогожка сточных водах, имеются превышения предельно допустимых концентраций по следующим веществам: взвешенные вещества, нефтепродукты, БПК5, Азот аммонийный, Нитриты, Фосфаты по Р, Железо общее, АПАВ.

      За указанное административное правонарушение МУП «ВОДОКАНАЛ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 39.000 рублей.

Не согласившись с постановлением, МУП «ВОДОКАНАЛ» обратился в суд с жалобой, просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы МУП «ВОДОКАНАЛ» указал, что данное Постановление вынесено незаконно и необоснованно, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. А именно, основаниемдля возбуждения дела об административном правонарушении послужило «...обращение жителей по факту загрязнения водного объекта - реки Рогожка в результате функционирования очистных сооружений, расположенных в <адрес>». По данному факту Министерством проведено административное расследование в ходе которого у МУП «Водоканал» г.Подольска истребованы доказательства (протоколы лабораторных исследований сбрасываемых сточных вод за 1-2 квартал 2017 г.), не относящиеся к периоду в который поступило обращение от граждан, а относящиеся к предшествующему периоду. По мнению МУП «Водоканал» не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля, если указанные документы получены с нарушением закона (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ). Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 28 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются время совершения и событиеадминистративного правонарушения. Министерство, делая вывод в протоколе и постановлении о том, что МУП «Водоканал» допустило нарушение требований к охране водных объектов, выразившееся в превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, не установило ни время, ни событие административного правонарушения.МУП «Водоканал» считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о недопустимости протоколаоб административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и исключении его из числа доказательств.

           В судебном заседании защитник МУП «ВОДОКАНАЛ» по доверенности Скороходова А.А. поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснила, что очистные сооружения в <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии, их реконструкция не эффективна, в связи с чем данный объект включен в Муниципальную программу по реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры с окончанием действия программы в 2021 году. Также пояснила, что обжалуемое постановление вынесено административным органом на основании лабораторных исследований о работе очистных сооружений за 1 и 2 квартал 2017 года, в то время как обращение гражданина о проникании нечистот в реку датировано ДД.ММ.ГГГГ

Государственный инспектор области охраны окружающей среды Московской области Министерства экологии и природопользования Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что в отношении МУП «ВОДОКАНАЛ» вынесено постановление по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в связи с тем, что, согласно обращения гражданина от ДД.ММ.ГГГГ он на протяжении 10 лет, проживая у <адрес> чувствует неприятных запах из реки Рогожка, в реке нет рыбы, река заиливается, купаться нельзя, река заражается бактериями, которые могут заражать человека и окружающий животный мир. На основании данного обращения административный орган запросил у МУП «Водоканал» результаты лабораторных исследований о работе очистных сооружений за 1 и 2 квартал 2017 года, и было установлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в реку Рогожка, т.о. обращение гражданина нашло свое подтверждение. МУП «Водоканал» обязан соблюдать предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленных Решением о предоставлении водного объекта - реки Рогожка в пользование от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

          Судом при рассмотрении жалобы были исследованы материалы административного дела:

- предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ВОДОКАНАЛ» л.д. 2-6,

- постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ВОДОКАНАЛ» л.д. 7-13,

- определение о назначении времени, места рассмотрения дела об административном правонарушении л.д. 16-17,

- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ВОДОКАНАЛ» л.д. 19-23,

- уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении л.д. 26-27,

- определение о продлении срока проведения административного расследования л.д.29-30,

- определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела л.д. 31-32,

- копия предписания об устранении нарушения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ВОДОКАНАЛ» л.д. 36-36,

- копия декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год л.д. 37,

- копия разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты л.д. 38-39,

- копии сведений о работе очистных сооружений <адрес> за 1-2 кв.2017 года л.д. 40, 42-43,

- копии сведений о результатах анализов р. Рогожки за 1 кв. 2017 года л.д. 41,

- копия Плана-графика производственного экологического контроля на 2016-2017 годы МУП «Водоканал» л.д. 44-55,

- копия экспертного заключения в отношении МУП «ВОДОКАНАЛ» л.д. 56-64,

- копия плана мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биоресурсов МУП «Водоканал» в <адрес> на 2016-2017 годы л.д. 65-66,

- копия плана мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биоресурсов МУП «Водоканал» в <адрес> на 2017-2019 годы л.д. 67-68,

- копия решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 69-76,

- копия решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 77-82,

- копия Постановления Главы г.о. Подольск л.д. 83,

-копия акта приема-передачи объектов на баланс МУП «Водоканал» л.д. 84-85,

- Акт обследования территории: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе осмотра установлено, что в указанном районе расположены очистные сооружения механической и биологической очистки «Биокомпакт». Сточные воды, прошедшие очистку на сооружениях, отводятся в реку Рогожка, которая является левым притоком р. Рожайка, впадающей в реку Пахра. Данные очистные сооружения переданы на баланс МУП «Водоканал» г. Подольска Постановлением Главы г.о. Подольск. На момент осмотра территории очистные находятся в рабочем состоянии. Присутствует запах канализационных стоков л.д. 86-87,

- определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования отДД.ММ.ГГГГ л.д. 88-90,

- обращение Д. в адрес Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что близ <адрес> в реку Рогожка на протяжении 10 лет проникают нечистоты из очистных сооружений <адрес>, наблюдается неприятный запах, рыба из реки исчезла, происходит заиливание речки, происходит заражение различными бактериями и микроорганизмами л.д. 91.

     Рассмотрев жалобу, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные материалы, суд находит жалобу МУП «ВОДОКАНАЛ» не подлежащей удовлетворению.

     Вывод суда основан на следующем:

     Как следует из материалов дела, МУП «ВОДОКАНАЛ» занимается хозяйственной деятельностью, связанной со сбрасыванием в сточные воды с очистных сооружений загрязняющих веществ, по адресу: <адрес>.

     В Министерство экологии и природопользования Московской области поступило обращение жителей по факту загрязнения водного объекта - реки Рогожка в результате функционирования очистных сооружений, расположенных в <адрес>.

По данному факту Министерством проведено административное расследование. В ходе расследования установлено, что по адресу: <адрес> расположены очистные сооружения, находящиеся на балансе МУП «Водоканал», которые перерабатывают и сбрасывают сточные воды в реку Рожайка и в сбрасываемых сточных водах, имеются превышения предельно допустимых концентраций по следующим веществам: взвешенные вещества, нефтепродукты, БПК5, Азот аммонийный, Нитриты, Фосфаты по Р, Железо общее, АПАВ.

       Выявив указанное выше нарушение, административным органом вынесено постановление о привлечении МУП «ВОДОКАНАЛ» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.

         Статья 8.13 ч. 4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, выразившееся в превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах с очистных сооружений и влечет наложение административного штрафа

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при нарушении требований к охране водных объектов.

Выброс загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах с очистных сооружений допускается в пределах допустимых концентраций с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Субъектами ответственности являются граждане и должностные лица предприятий и организаций, а также юридические лица, по вине которых могут совершаться выбросы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах с очистных сооружений.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

     В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

       Министерством экологии и природопользования Московской области на основании обращения жителей <адрес> было проведено административное расследование по соблюдению требований природоохранного и экологического законодательства, в присутствии защитника МУП «ВОДОКАНАЛ» Скороходовой А.А. вынесено постановление об административном наказании МУП «ВОДОКАНАЛ» за нарушение в области охраны окружающей среды.

Доводы, приведенные защитником МУП «ВОДОКАНАЛ» Скороходовой А.А. в обоснование несогласия с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они необоснованны:

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных,
поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых,
талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их
очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями
законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и
системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых,
инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные
из водонепроницаемых материалов.

В соответствии с ч. 4 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.Исходя из вышеперечисленных результатов лабораторных исследований следует, что в сбрасываемых сточных водах имеются превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водного объекта - реки Рогожка..

        В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.        

     МУП «Водоканал» обжалуемым постановлением назначено наказание в виде штрафа в размере 39.000 рублей.

       Данный размер штрафа суд находит обоснованным, поскольку санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

      Что касается доводов жалобы об отсутствии в протоколе об административных правонарушениях времени совершения правонарушения и его события, суд находит данные доводы необоснованными, поскольку протокол об административных правонарушениях составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.

        Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,                                                                

                                                          Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора области охраны окружающей среды Московской области Министерства экологии и природопользования Московской области Володько А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении МУП «ВОДОКАНАЛ» оставить без изменения, а жалобу МУП «ВОДОКАНАЛ» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.

СУДЬЯ:                                                                    ЛЕВШИНА М.Ю.

12-452/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МУП "Водоканал" г.Подольска
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Левшина Марина Юрьевна
Статьи

ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
podolsky--mo.sudrf.ru
13.10.2017Материалы переданы в производство судье
13.10.2017Истребованы материалы
26.10.2017Поступили истребованные материалы
29.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2017Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее