Дело № 2-185/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2014 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Фомичевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красицкого В.П., Красицкой З.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о возложении обязанности включить в списки на предоставлении социальных выплат на цели капитального ремонта жилого помещения, взыскании социальных выплат,
У С Т А Н О В И Л :
Красицкий В.П. и Красицкая З.В. обратились в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, заявляя следующие требования: обязать администрацию Благовещенского района Амурской области включить Красицкого В.П. и Красицкую З.В. в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; выплатить Красицкому В.П. и Красицкой З.В. средства на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения из расчета <данные изъяты> за 1 кв.м., то есть <данные изъяты>.
В обоснование иска указали, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера: выхода из берегов рек Зея и Амур на территории Усть-Ивановского сельского совета Благовещенского района Амурской области, их дом, расположенный по адресу: <адрес>, был подтоплен. Решением Благовещенского районного суда, Красицкий В.П. и его жена признаны пострадавшими и включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения. Решение суда не отменено и вступило в законную силу. Принимая во внимание факт постоянного проживания Красицкого В.П. в указанном доме, приведение его в аварийное состояние, он обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением № 406 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта, предусмотренных гражданам, пострадавшим от наводнения. При этом представил следующие документы: решение Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании пострадавшим от наводнения, акт обследования помещения и признания необходимости проведения в нём капитального ремонта № 209 от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, письмом № 89 от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Благовещенского района Амурской области, Красицкому В.П. было отказано во включении в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт принадлежащего ему жилого помещения.
Истица Красицкая З.В., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Истец Красицкий В.П. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил суд их удовлетворить, дополнительно пояснил суду, что у него в собственности помимо жилого дома в <адрес>, имеется иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Вместе с тем, он полагает, что имеет право на получение компенсации на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, поскольку решением суда он признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а следовательно, должен пользоваться всеми положенными льготами.
Представитель истца ФИО12 в судебном заседании поддержала позицию Красицкого В.П., на заявленных требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что наличие в собственности Красицкого В.П. и Красицкой З.В. иного жилого помещения помимо поврежденного, не должно препятствовать получению ими социальных выплат на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, поскольку факт повреждения принадлежащего Красицкому В.П. жилого помещения имеет место быть, решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Красицкий В.П. и Красицкая З.В. признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, иных средств на восстановление пострадавшего жилья у истцов не имеется.
Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО13 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что при рассмотрении обращения Красицкого В.П. администрацией Благовещенского района была запрошена выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которой стало известно, что на момент обращения истца в администрацию за Красицким В.П., равно как и за членом его семьи Красицкой З.В. было зарегистрировано право собственности по ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно действующему законодательству Красицкому В.П. и Красицкой З.В. не положены выплаты на цели капитального ремонта, поскольку у них на момент возникновения чрезвычайной ситуации имелось иное пригодное для проживания жилое помещение.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Красицкий В.П. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения ему и постоянного проживающей с ним Красицкой З.В.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией Благовещенского района Красицкому В.П. был дан отказ № 89 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, мотивированный тем, что у Красицкого В.П. имеется иное пригодное для проживания жилое помещение, в силу чего он не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт.
Не согласившись с данным ответом, Красицкий В.П. обратился в Благовещенский районный суд с настоящим исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию <адрес> о возложении обязанности включить Красицкого В.П. и Красицкую З.В. в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения и выплатить Красицкому В.П. и Красицкой З.В. средства на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения из расчета <данные изъяты> за 1 кв.м., то есть <данные изъяты>.
Рассматривая доводы Красицких, изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).
Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.
Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.
Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.
Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.
Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).
Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.
В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.
Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта.
Как было установлено судом, Красицкий В.П. обратился ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения ему и постоянно проживающей с ним Красицкой З.В. (вход. № 406).
Причиной отказа в предоставлении социальной выплаты и включении в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт по указанному заявлению Красицкого В.П., поданного им в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № 89, явилось наличие у Красицкого В.П. иного жилого помещения, пригодного для проживания, в силу чего Красицкий В.П. не был отнесен администрацией Благовещенского района Амурской области к числу лиц, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
Судом при рассмотрении дела было установлено следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <номер> Красицкому В.П. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 113,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было затоплено в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, в силу чего возникла необходимость в проведении капитального ремонта данного жилого помещения, о чем свидетельствуют акт визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ; акт обследования помещения № 209 от ДД.ММ.ГГГГ; заключение межведомственной комиссии № 209 от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Красицкий В.П. и Красицкая З.В. признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области, включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 01/015/2014-1956 в общей долевой собственности Красицкого В.П. и Красицкой З.В. по ? доле у каждого имеется четырехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 119,5 кв.м.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания права Красицкого В.П. и Красицкой З.В. на получение единовременной социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения и включения их в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт отсутствуют ввиду наличия у них в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения. Указанное обстоятельство не позволяет включить Красицкого В.П. и Красицкую З.В. в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поскольку они не отвечают требованиям, предъявляемым к получателям указанной социальной выплаты ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
При этом суд не принимает во внимание доводы Красицкого В.П. и его представителя относительно того, что признание Красицкого В.П. и Красицкой З.В. решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации дает им право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, поскольку из резолютивной части данного решения следует, что Красицкие признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Усть-Ивановского сельсовета с целью включения их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, но не в списки граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. При этом основания и цели для включения в эти списки различны (получение единовременной материальной помощи обусловлено повреждением личного имущества в жилом помещении по месту постоянного жительства, финансовой помощи в случае повреждения жилого помещения, в котором гражданин проживает, социальной помощи на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения при условии постоянного проживания в поврежденном жилом помещении и отсутствии иного пригодного для проживания жилого помещения).
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Красицкого В.П. и Красицкой З.В., поскольку при условии наличия в собственности истцов иного пригодного для проживания жилого помещения отсутствуют правовые основания на предоставление истцам социальной выплаты на капитальный ремонт, включении их в списки на получение данной социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Красицкого В.П., Красицкой З.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о возложении обязанности включить в списки на предоставлении социальных выплат на цели капитального ремонта жилого помещения, взыскании социальных выплат – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: