Решение по делу № 2-587/2021 от 17.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2021 года         село Новобелокатай

Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Комягиной Г.С.

при помощнике судьи Пономаревой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гиззатуллиной Г.Ф. к Администрации сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Гиззатуллина Г.Ф. обратилась в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании исполнить обязательство по постановке на учет, обязании предоставить жилье.

В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ее пригласили на заседание жилищно-бытовой комиссии по вопросу обсуждения судьбы дома по адресу: <адрес>, выяснилось, что администрация Кигинского района хочет изъять землю для собственных нужд, но взамен не может предоставить жилье, так как оказалось, что дом, находящийся на данном земельном участке не имеет кадастрового номера и не состоит в госреестре, хотя и признан аварийным. Кадастровый номер имеет только земельный участок. Дом, находящийся по указанному адресу, ранее состоял на балансе ветеринарной станции, который снял его с учета как полностью самортизированное имущество. Администрация сельского поселения села Верхние Киги своевременно не провел учет имеющегося дома, и дом стал по факту бесхозным имуществом, хотя о существовании данного дома он знал, так как проводил множество раз перепись населения, животных, отправлял квитанции на оплату воды. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда. Согласно установленному Гражданским кодексом порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Администрация сельского совета своевременно не подала заявление на постановку на кадастровый учет имеющееся имущество, чем нарушила права истца на жилье и создала препятствия к осуществлению ее прав. Своим бездействием Администрация сельского поселения села Верхние Киги способствовала тому, что теперь Администрация муниципального района Кигинский район не может предоставить жилье в замен сносимого и фактически истец лишается жилья.

Просит признать бездействие Администрации сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан незаконным, обязать исполнить обязательство по постановке на учет, обязать предоставить жилье.

Определениями Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 02 июня 2021 года определено перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, в соответствии со статьей 16.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, и в качестве третьего лица к участию в деле привлечена - Администрация муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан, и

В судебное заседание извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела истец Гиззатуллина Г.Ф. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель Ответчика – Администрации сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в материалах имеется отзыв на исковое заявление, в котором указано, что требования Гиззатуллиной Г.Ф. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям, согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией по обследованию земельных участков, зданий и сооружений расположенных на территории муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан, утвержденного Распоряжением Главы администрации МР Кигинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, здание (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес> находится в аварийном состоянии: кровля обрушена, оконные стекла разбиты, потолок местами начал обрушиваться, внутренняя отделка (штукатурка) выпучена и обваливается, внутренние санитарно – технические и электротехнические устройства отсутствуют, электрическая сеть от здания отсоединена, мебель и иное имущество в здании отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером на котором расположено здание, смежный земельный участок , не эксплуатируются, собственника не имеют. К тому же, Администрация обращает внимание на то, что Гизатуллина Г.Ф. имеет в собственности жилое помещение в <адрес>, о чем свидетельствуют сведения из ЕГРН.

Согласно части 2 статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

Исследовав материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе жилые и нежилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Виды жилых помещений указаны в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, среди которых жилой дом (его часть) - индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (части 1 и 2 названной статьи).

Согласно статье 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено судом и следует из материалов дела, дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится на территории сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан.

Согласно похозяйственным книгам Гиззатуллина Г.Ф. числиться членом хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

До ДД.ММ.ГГГГ указанный дом состоял на балансе <данные изъяты> по балансовой стоимости 24,91 рублей. ДД.ММ.ГГГГ числился на балансе <данные изъяты> без стоимости. ДД.ММ.ГГГГ после деноминации цен был переведен на забалансовый счет.

В ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <адрес> был полностью снят с учета.

Таким образом, в период времени ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Администрацией сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан не решен вопрос о собственнике имущества, расположенного в границах сельского поселения.

Согласно положениям части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 г. N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, при наличии у недвижимого имущества признаков бесхозяйной вещи, он обязан совершить данные действия.

Поскольку жилой дом по адресу: <адрес> не имеет собственника, следовательно, является бесхозяйным, что влечет за собой возложение обязанности исключительно на Администрацию сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан, которая в соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, должна обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества дома, расположенного по адресу: <адрес>

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на жилище (статья 40).

В силу пунктов 5, 6 части 1 статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с пункта 1, 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, вышеуказанным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

Согласно положениям статьи 19 ЖК РФ к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

При этом в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. В данном Приложении объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в том числе жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, отнесены к муниципальной собственности.

Согласно приведенным правовым нормам в их взаимосвязи спорный объект недвижимости - жилой дом, входящий в состав жилищного фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подлежал отнесению к муниципальной собственности после издания указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, а, следовательно, является жилищным объектом социального использования.

    Данное обстоятельство направлено на защиту социальных прав граждан, с тем, чтобы после ликвидации организаций судьба жилищного фонда не оставалась неопределенной.

    Обязанность органов местного самоуправления по включению в реестр муниципального имущества такого имущества подтверждается и правовой позицией Верховного суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N 1-КГ18-6).

    Таким образом, право пользование жилым помещением сохраняется у Гизатуллиной Г.Ф. до принятия уполномоченным органом решения о признании жилого помещения непригодным и его сносе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 27.07.2020) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В соответствии с пунктом 6 части 1 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.

В части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляют полномочия: по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В частности, установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 25 ноября 2020 года N 2751-О, для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется с часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма носит заявительный характер, а основанием предоставления жилого помещения на условиях социального найма является соответствующее решение органа местного самоуправления.

Разрешая требования Гизатуллиной Г.Ф. об обязании Администрации сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан предоставить жилое помещение суд учитывает, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Гизатуллина состояла или состоит на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма, либо сведения о признании её малоимущей и нуждающейся в жилом помещении. Доказательств иных оснований для предоставления жилого помещения Гизатуллиной не предоставлено. Как следует из сведений ответчика, Гиззатуллина Г.Ф. с указанными заявления не обращалась.

В связи с чем, суд, руководствуясь положениями статей 3, 14, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что законных оснований для внеочередного предоставления Гизатуллиной Г.Ф. жилого помещения, не имеется.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Поскольку каких-либо требований относительно земельного участка к администрации муниципального района Кигинский район, истцом Гиззатуллиной Г.Ф. не заявлено, то и оснований для возложения каких-либо обязанностей на администрацию района не имеется.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

При этом, суд также учитывает, что согласно статье 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которая была дополнена пунктами 4.1 и 4.2, в соответствии с которыми государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав в отношении прекратившего существование объекта недвижимости, собственность на которое не была зарегистрирована, возможно осуществить на основании заявления собственника земельного участка, на котором было расположено прекративший существование объект недвижимости, а также органа государственной власти или органа местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объекта недвижимости.

Таким образом, постановка на учет спорного объекта недвижимости возлагается на администрацию сельского поселения, при этом последующее распоряжение земельным участком, в случае сноса объекта недвижимости в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, может осуществляться администрацией муниципального района как собственником.

Руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гиззатуллиной Г.Ф. к Администрации сельского поселения Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан о признании бездействий незаконным по не постановке на учет бесхозяйного имущества, обязании исполнить обязательство по постановке на учет, обязании предоставить ей жилое помещение, удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения Кигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства о муниципальной собственности, путем осуществления постановки жилого дома по адресу: <адрес>, на учет в качестве бесхозяйного объекта в органах Росреестра.

В остальной части иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке через Белокатайский межрайонный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 07 июля 2021 года.

    Председательствующий судья        /подпись/        Г.С. Комягина

КОПИЯ ВЕРНА, Судья                            Г.С.Комягина

.

.

.

.

.

2-587/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гиззатуллина Гульназ Фаритовна
Ответчики
Администрация сельского поселения Верхнекигинский сельсовет МР Кигинский район РБ
Другие
Администрация МР Кигинский район Республики Башкортостан
Суд
Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Комягина Г.С.
Дело на странице суда
belokataisky--bkr.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.05.2021Передача материалов судье
20.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2021Подготовка дела (собеседование)
02.06.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
02.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Подготовка дела (собеседование)
16.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее