Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4839/2016 ~ М-4055/2016 от 27.07.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2016 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Суминой В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крутовой ФИО23, Новикова ФИО24, Новикова ФИО25 к ДИЗО <адрес>:

- о признании отказа Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> незаконным,

- о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>

У с т а н о в и л :

Крутова А.Н., Новиков Е.В., Новиков В.В. обратились в Центральный районный суд с настоящим административным исковым заявлением. Просят признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> незаконным. Обосновывая заявленные требования, указывают, что являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности. В целях оформления прав на земельный участок истцы обратились в ДИЗО <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В утверждении схемы отказано. Решение об отказе и причины для отказа изложены в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Крутовой А.Н., действующий на основании доверенности Боровко А.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного истца Новикова Е.В., действующая на основании доверенности Учава Т.А. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании заинтересованные лица Андреева Г.В., Токарев В.В., Никульшин М.В., Никульшина Т.Л., Лыскина (ФИО21) С.В., Гордейчева И.Н., Стребков И.Л. не возражали относительно заявленных требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика ДИЗО <адрес>, действующая на основании доверенности Русанова Е.Д. возражала относительно заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.

Административный истец Новиков Е.В., Крутова А.Н., Новиков В.В., заинтересованное лицо Родионова Е.В. в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Крутова А.Н., Новиков Е.В., Новиков В.В. обратились в ДИЗО <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом ДИЗО <адрес> от з от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.

Указанный отказ Крутова А.Н., Новиков Е.В., Новиков В.В. полагают необоснованным и нарушающим их права.

Согласно ст. 11.10 ЗК Российской Федерации под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.

В силу Постановления Правительства Воронежской области от 08.05.2009 года № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» департамент является органом, уполномоченным по утверждению схемы расположения земельных участком, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность а которые не разграничена.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.

Как следует из письменного сообщения ДИЗО <адрес> от з от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа <адрес>, утверждёнными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384 - II, для территориальной зоны с индексом Ж 1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки в качестве параметра разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей индивидуального жилищного строительства установлен максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара, а спорный земельный участок превышает допустимый размер земельного участка.

Кроме того, в соответствии с отказом ДИЗО <адрес> информация о первоотводных документах и законности образования данного земельного в адрес ДИЗО <адрес> не представлена, в связи с чем, затруднительно сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ.

Процессуальная обязанность по доказыванию соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ лежит на административном ответчике.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Исходя из положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата его внесения в ГКН, описание местоположения границ, площадь.

На основании ч. ч. 7, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Судом на основании копий свидетельств, сообщений, отказа, договора дарения, копии технического паспорта на домовладение, приказа, установлено, что административные истцы являются собственниками <адрес>.

Домовладение, находящиеся в общей долевой собственности истцов, расположено на земельном участке площадью 903 кв.м.

Границы земельного участка не установлены.

Правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.

Таким образом, на момент утверждения границ спорного земельного участка документы, подтверждающие право на земельный участок, отсутствовали.

Иные документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании, также отсутствуют.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, в случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Смежными землепользователями по отношению к указанному участку являются собственники домовладения (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), Каких-либо земельных споров в отношении внешних границ земельного участка не имеется.

В связи с намерением оформить и поставить земельный участок на кадастровый учет был изготовлен план границ и собраны иные необходимые документы. Также все собственники обратились с заявлением об утверждении границ земельного участка площадью 903 кв.м.

Суду предоставлен план границ земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденные руководителем управления главного архитектора городского округа <адрес>.

Оценивая доводы сторон, предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по причине отсутствия обоснования предполагаемых границ земельного участка.

Согласно пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утверждёнными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384 - II, для территориальной зоны с индексом Ж 1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки в качестве параметра разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей индивидуального жилищного строительства установлен максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара.

В силу положений части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Из системного толкования приведенных законоположений в их взаимосвязи, следует, что требования о предельных минимальных размерах земельных участков, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, применимы только к случаям предоставления в собственность земельных участков, а также к тем случаям, когда речь идет о постановке на кадастровый учет вновь образуемого или преобразуемого путем выделения или раздела земельного участка.

Обосновывая законность отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в судебном заседании, представитель ответчика обращает внимание, что является недопустимым предоставление земельного участка с превышением максимальных размеров, установленных для конкретной территориальной зоны.

Как следует мотивированного сообщения, законность которого оспаривают административные истцы, обосновывая отказ в утверждении схемы расположения, ДИЗО <адрес> указывал в том числе, на данный критерий.

В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Земельный участок, схему расположения границ которого просили утвердить административные истцы, расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки.

Как установлено судом, на указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который, принадлежит истцам.

Следовательно, утверждение схемы земельного участка в указанных границах не приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на данном участке объектов недвижимости.

Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в момент разрешения спора, предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Принимая во внимание, что истцы обратились в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в отношении которого имеет исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды, а административным ответчиком не представлено доказательств того, что указанный земельный участок не соответствует требованиям к образуемым и измененным земельным участкам, указанным в ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о незаконности отказа ДИЗО <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Незаконный отказ в утверждении схемы лишает Крутову А.Н., Новикова Е.В., Новикова В.В. возможности реализовать в установленном законом порядке право на приватизацию земельного участка или получение ее в аренду.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, совершил действия не соответствующие требованиям действующего законодательства по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения заявленных требований, суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов истца или препятствия к их осуществлению.

По указанным основаниям на ДИЗО <адрес> суд возлагает обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое Крутовой ФИО26, Новикова ФИО27, Новикова ФИО28 к ДИЗО <адрес> о признании отказа Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> з от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Возложить обязанность на ДИЗО <адрес> приять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.С.Шумейко

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2016 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Суминой В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крутовой ФИО23, Новикова ФИО24, Новикова ФИО25 к ДИЗО <адрес>:

- о признании отказа Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> незаконным,

- о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>

У с т а н о в и л :

Крутова А.Н., Новиков Е.В., Новиков В.В. обратились в Центральный районный суд с настоящим административным исковым заявлением. Просят признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> незаконным. Обосновывая заявленные требования, указывают, что являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности. В целях оформления прав на земельный участок истцы обратились в ДИЗО <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В утверждении схемы отказано. Решение об отказе и причины для отказа изложены в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Крутовой А.Н., действующий на основании доверенности Боровко А.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного истца Новикова Е.В., действующая на основании доверенности Учава Т.А. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании заинтересованные лица Андреева Г.В., Токарев В.В., Никульшин М.В., Никульшина Т.Л., Лыскина (ФИО21) С.В., Гордейчева И.Н., Стребков И.Л. не возражали относительно заявленных требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика ДИЗО <адрес>, действующая на основании доверенности Русанова Е.Д. возражала относительно заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.

Административный истец Новиков Е.В., Крутова А.Н., Новиков В.В., заинтересованное лицо Родионова Е.В. в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Крутова А.Н., Новиков Е.В., Новиков В.В. обратились в ДИЗО <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Письмом ДИЗО <адрес> от з от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.

Указанный отказ Крутова А.Н., Новиков Е.В., Новиков В.В. полагают необоснованным и нарушающим их права.

Согласно ст. 11.10 ЗК Российской Федерации под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.

В силу Постановления Правительства Воронежской области от 08.05.2009 года № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» департамент является органом, уполномоченным по утверждению схемы расположения земельных участком, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность а которые не разграничена.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.

Как следует из письменного сообщения ДИЗО <адрес> от з от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа <адрес>, утверждёнными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384 - II, для территориальной зоны с индексом Ж 1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки в качестве параметра разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей индивидуального жилищного строительства установлен максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара, а спорный земельный участок превышает допустимый размер земельного участка.

Кроме того, в соответствии с отказом ДИЗО <адрес> информация о первоотводных документах и законности образования данного земельного в адрес ДИЗО <адрес> не представлена, в связи с чем, затруднительно сделать вывод об обоснованности предлагаемых границ.

Процессуальная обязанность по доказыванию соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ лежит на административном ответчике.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Исходя из положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата его внесения в ГКН, описание местоположения границ, площадь.

На основании ч. ч. 7, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Судом на основании копий свидетельств, сообщений, отказа, договора дарения, копии технического паспорта на домовладение, приказа, установлено, что административные истцы являются собственниками <адрес>.

Домовладение, находящиеся в общей долевой собственности истцов, расположено на земельном участке площадью 903 кв.м.

Границы земельного участка не установлены.

Правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.

Таким образом, на момент утверждения границ спорного земельного участка документы, подтверждающие право на земельный участок, отсутствовали.

Иные документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании, также отсутствуют.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, в случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Смежными землепользователями по отношению к указанному участку являются собственники домовладения (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), (земельный участок стоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровой выпиской на участок), Каких-либо земельных споров в отношении внешних границ земельного участка не имеется.

В связи с намерением оформить и поставить земельный участок на кадастровый учет был изготовлен план границ и собраны иные необходимые документы. Также все собственники обратились с заявлением об утверждении границ земельного участка площадью 903 кв.м.

Суду предоставлен план границ земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденные руководителем управления главного архитектора городского округа <адрес>.

Оценивая доводы сторон, предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по причине отсутствия обоснования предполагаемых границ земельного участка.

Согласно пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утверждёнными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384 - II, для территориальной зоны с индексом Ж 1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки в качестве параметра разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей индивидуального жилищного строительства установлен максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара.

В силу положений части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Из системного толкования приведенных законоположений в их взаимосвязи, следует, что требования о предельных минимальных размерах земельных участков, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, применимы только к случаям предоставления в собственность земельных участков, а также к тем случаям, когда речь идет о постановке на кадастровый учет вновь образуемого или преобразуемого путем выделения или раздела земельного участка.

Обосновывая законность отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в судебном заседании, представитель ответчика обращает внимание, что является недопустимым предоставление земельного участка с превышением максимальных размеров, установленных для конкретной территориальной зоны.

Как следует мотивированного сообщения, законность которого оспаривают административные истцы, обосновывая отказ в утверждении схемы расположения, ДИЗО <адрес> указывал в том числе, на данный критерий.

В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Земельный участок, схему расположения границ которого просили утвердить административные истцы, расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 – зона малоэтажной индивидуальной застройки.

Как установлено судом, на указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который, принадлежит истцам.

Следовательно, утверждение схемы земельного участка в указанных границах не приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на данном участке объектов недвижимости.

Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в момент разрешения спора, предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Принимая во внимание, что истцы обратились в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в отношении которого имеет исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды, а административным ответчиком не представлено доказательств того, что указанный земельный участок не соответствует требованиям к образуемым и измененным земельным участкам, указанным в ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о незаконности отказа ДИЗО <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Незаконный отказ в утверждении схемы лишает Крутову А.Н., Новикова Е.В., Новикова В.В. возможности реализовать в установленном законом порядке право на приватизацию земельного участка или получение ее в аренду.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, совершил действия не соответствующие требованиям действующего законодательства по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения заявленных требований, суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов истца или препятствия к их осуществлению.

По указанным основаниям на ДИЗО <адрес> суд возлагает обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое Крутовой ФИО26, Новикова ФИО27, Новикова ФИО28 к ДИЗО <адрес> о признании отказа Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> з от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Возложить обязанность на ДИЗО <адрес> приять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.С.Шумейко

1версия для печати

2а-4839/2016 ~ М-4055/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новиков Евгений Владимирович
Новиков Владлен Владимирович
Крутова Анна Николаевна
Ответчики
ДИЗО Воронежской области
Другие
Родионова Елена Витальевна
Никульшина Татьяна Леонидовна
Токарев Владимир Васильевич
Никульшин Михаил Вячеславович
Гордейчева Ирина Николаевна
Андреева Галина Владимировна
Боровко Андрей Андреевич
Стребков Игорь Леонидович
Никульшина Светлана Вячеславовна
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
27.07.2016Регистрация административного искового заявления
28.07.2016Передача материалов судье
29.07.2016Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2016Судебное заседание
22.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2016Дело оформлено
28.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее