Дело № 2-5343/17
Решение
именем Российской Федерации
«21» июня 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фурсова В.А.,
при секретаре Тягушевой С.М.,
с участием представителя Гуйман В.В. – Масловой Н.И., представителя Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска – Малых К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гуйман В. В.ча к финансовому управлению администрации города Благовещенска, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, заявлению министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Гуйман В. В.ча в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Гуйман В. В.ча из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Гуйман В.В. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указал, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – паводка и выхода из берегов рек Зея и Амур - дом заявителя, расположенный по адресу ***, был подтоплен.
В результате подтопления пострадало жилое помещение, в котором проживал заявитель и его семья. Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 145 от 25 апреля 2014 года следует, что дом нуждается в проведении капитального ремонта. Таким образом, заявитель полагал, что причинно – следственная связь между повреждением жилого помещения и чрезвычайной ситуацией, произошедшей в городе Благовещенске в июле – августе 2013 года, установлена в результате проведения специального обследования дома.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по возмещению гражданам вреда, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, как это вытекает из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Данная конституционная обязанность корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу чрезвычайной ситуацией природного характера.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения.
С учетом факта порчи жилого помещения заявитель обратился в управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, однако до настоящего времени социальная выплата не произведена. Поскольку жилое помещение по месту жительства было повреждено в связи с наводнением, заявитель считал, что имеет право на компенсацию причиненного ущерба.
На основании изложенного просил суд обязать управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, финансовое управление администрации города Благовещенска произвести социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***.
Министерство строительства и архитектуры Амурской области обратилось в суд с требованиями об оспаривании действий управления ЖКХ администрации города Благовещенска по включению Гуйман В.В. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности исключить Гуйман В.В. из списка граждан, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование которых указало, что заключение межведомственной комиссии, которым жилой дом признан требующим капитального ремонта, не содержит сведений о наличии причинно-следственной связи между возникшими повреждениями и произошедшей на территории области чрезвычайной ситуацией в августе 2013 года, что свидетельствует об отсутствии права на получение социальной выплаты и неправомерности действий управления ЖКХ администрации города Благовещенска по включению Гуйман В.В. в список граждан, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 5 мая 2015 года заявление Гуйман В. В.ча к финансовому управлению администрации города Благовещенска, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения и заявление министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Гуйман В. В.ча в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Гуйман В. В.ча из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения объединены для совместного разрешения и рассмотрения в одно производство.
На судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом истец Гуйман В.В., обеспечивший явку своего представителя, истец – министерство строительства и архитектуры Амурской области, третьи лица – администрации г. Благовещенска, министерства финансов РФ, министерства строительства и ЖКХ РФ, правительства Амурской области, министерство транспорта и строительства по Амурской области, не предоставившие суду сведений об уважительности причин неявки, представитель ответчика – финансового управления администрации города Благовещенска, просивший о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя Гуйман В.В. на удовлетворении заявления настаивала. Доводы министерства строительства и архитектуры Амурской области, положенные в основу заявленных требований, считал несостоятельными, поскольку межведомственная комиссия, являющаяся уполномоченным на проведение обследований органом, при осмотре жилого помещения выявила причинно-следственную связь между имеющимися повреждениями и наводнением, что нашло свое отражение в заключении. Доказательств обратного представителем Министерства не представлено. Возражала против пересмотра решения по новым обстоятельствам.
Представитель управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска возражала против заявленных требований, указала, что Гуйман В.В. действительно в установленном порядке обращался за получением мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, по результатам рассмотрения заявления был включен в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, список утвержден в установленном порядке. Между тем, ни в 2014, ни в 2015 году бюджетных ассигнований в виде субвенций из областного бюджета на цели предоставления социальной выплаты не поступало. С 1 января 2015 года признаны утратившими силу нормативные правовые акты, предусматривающие государственные полномочия органов местного самоуправления на осуществление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилья. Кроме того, при рассмотрении споров о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации Верховный Суд РФ высказал иную правоприменительную позицию, по смыслу которой в виду завершения в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, прекращения финансирования данных мероприятий из федерального бюджета и утраты силы соответствующими нормативными актами субъекта РФ – Амурской области, с 01 января 2015 года у судов не имеется оснований для удовлетворения исковых требований граждан о предоставлении таких мер поддержки ( определение Верховного Суда РФ № 59-КГ 16-3 от 23.05.2016г). Просила в удовлетворении заявленных Гуйман В.В. требований отказать.
Также полагала необоснованными требования министерства строительства и архитектуры Амурской области, адресованные управлению, указала, что в рамках поданного Гуйман В.В. заявления управлением было проверено право заявителя на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. Гуйман В.В. является собственником жилого помещения, был зарегистрирован и проживал в доме на момент чрезвычайной ситуации, в собственности иного жилого помещения не имеет, повреждение жилого помещения произошло именно в результате чрезвычайной ситуации. Утверждения министерства об обратном ничем не подтверждены и противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, в частности заключению межведомственной комиссии, которая указала в качестве причины частичной утраты эксплуатационных характеристик жилого помещения именно подтопление дома.
Представитель финансового управления администрации города Благовещенска в письменных пояснениях также просил оставить без удовлетворения исковые требования в виду того, что при рассмотрении споров о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации Верховный Суд РФ высказал иную правоприменительную позицию, по смыслу которой в виду завершения в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, прекращено финансирование данных мероприятий из федерального бюджета и утраты силы соответствующими нормативными актами субъекта РФ – Амурской области, с 01 января 2015 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского городского суда от 23.06.2015 г. удовлетворены исковые требования Гуйман В.В.:
Возложена на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанность предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В удовлетворении заявления министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Гуйман В.В. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Гуйман В.В. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 11.09.2015 г. решение Благовещенского городского суда от 23.06.2015 г. оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Новыми обстоятельствами являются указанные в части четвертой данной статьи обстоятельства, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, к которым, в частности, относится определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Благовещенского городского суда от 24 апреля 2017 года удовлетворено заявление представителя управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о пересмотре по новым обстоятельствам решения Благовещенского городского суда от 23.06.2015 г. по заявлению Денисовой З.М. о возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, заявлению министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Гуйман В.В. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Гуйман В.В. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Рассматривая требование истца Гуйман В.В. о возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693).
Подпунктом «д» пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011—2015 годы» (далее — постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11 (1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной категории споров № 59-КГ 16-3 от 23.05.2016г., из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 г. № 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
Согласно пункту 1 раздела I Правил предусмотрены условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья) (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 г. № 57).
Подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Судом установлено, что Гуйман В.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28 АА № 033582 от 1 апреля 2002 года.
Из материалов дела следует, что 25 апреля 2014 года городской межведомственной комиссией по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу было обследовано жилое помещение, принадлежащее Гуйман В.В. на праве собственности, - жилой дом № *** по пер. *** города Благовещенска, по результатам которого установлено, что индивидуальный дом требует капитального ремонта.
Указанные обстоятельства отражены в заключении городской межведомственной комиссии № 145 от 25 апреля 2014 года. Из заключения также следует, жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории города Благовещенска.
10 июля 2014 года Гуйман В.В. обратился в управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По результатам рассмотрения указанного обращения Гуйман В.В. был включен в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Исследованным в ходе настоящего судебного разбирательства списком граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в городе Благовещенске (утвержденным мэром города Благовещенска и согласованным с руководителями межрайонного отдела УФМС России по Амурской области в городе Благовещенске, МО МВД России «Благовещенский» Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области) подтверждается, что Гуйман В.В. действительно включен в список граждан, имеющих право на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. В качестве жилого помещения, требующего капитального ремонта, указан жилой дом № *** по пер. *** в городе Благовещенске, общая площадь которого, подлежащая капитальному ремонту, составляет 30,40 кв.м., размер социальной выплаты составляет 152 000 рублей.
Таким образом, уполномоченным на предоставление данного вида финансовой помощи органом, которым выступает управлением ЖКХ администрации города Благовещенска, право заявителя в установленном порядке было проверено и подтверждено, в связи с чем дополнительного судебного признания права на получение социальной выплаты не требуется, право заявителя в указанной части не нарушено.
Между тем, несмотря на признание за Гуйман В.В. права на социальную выплату, до настоящего времени денежные средства на капитальный ремонт заявителем не получены, что нарушает его право на получение гарантированной государством финансовой помощи как лицу, чье единственное жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации.
На момент возникновения спорных отношений (обращения заявителя за получением социальной выплаты и последующим включением в списки пострадавших граждан) управление ЖКХ администрации города Благовещенска было наделено государственными полномочиями по осуществлению гражданам социальной выплаты (в соответствии с Законом Амурской области от 28 октября 2013 года№ 257-ОЗ),
В соответствии со статьей 10 Закона Амурской от 28 октября 2013 года№ 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам.
Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, предусмотрено, что осуществление социальной выплаты устанавливается в порядке реализации полномочий органов государственной власти и предоставляется за счет бюджетных ассигнований иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании вышеизложенного, решением Благовещенского городского суда от 23.06.2015 г., предусмотренная истцу выплата подлежала осуществлению именно за счет средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Требования, адресованные финансовому управлению администрации города Благовещенска, в связи с отсутствием у данного органа полномочий по оказанию гражданам мер социальной поддержки, связанных с возмещением вреда в результате чрезвычайной ситуации, удовлетворению не подлежат.
К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья, финансируемой за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели капитального ремонта», настоящий закон регулирует правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, а также наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями Амурской области по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт.
В связи с завершением в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, Правительством Амурской области принято постановление от 25 декабря 2014 г. N 776, которым признано утратившим силу с 1 января 2015 г. постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья".
Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) финансирование мероприятий по такому направлению также не предусмотрено.
Таким образом, в связи с прекращением с 1 января 2015 г. действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, у суда не имеется правовых оснований и для возложения на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением 2013 года, утратили силу.
Разрешая требования министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления ЖКХ администрации города Благовещенска по включению Гуйман В.В. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, суд исходит из следующего.
На момент обращения заявителя в управление ЖКХ администрации города Благовещенска правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений были регламентированы Законом Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
Указанный законодательный акт закреплял право граждан, отвечающих установленным условиям, на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона, право на социальную выплату на капитальный ремонт имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Таким образом, пострадавшие лица вправе рассчитывать на выплату денежных средств на капитальный ремонт только поврежденного жилого помещения, в отношении которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
Вопросы пригодности жилых помещений как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены законодателем к исключительной компетенции межведомственных комиссий по оценке жилых помещений, создаваемых органами местного самоуправления.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения обязательным требованиям комиссией проверяется его фактическое состояние, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций как жилого дома в целом, так и его отдельных конструктивных элементов.
Принимая решение о соответствии (несоответствии) помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания, комиссия также оценивает необходимость и возможность проведения капитального ремонта.
Оспаривая правомерность включения органом местного самоуправления в список Гуйман В.В. и отнесения тем самым заявителя к категории граждан, имеющих право на получение данной меры социальной поддержки, представитель министерства ссылается на отсутствие причинно-следственной связи между возникшими повреждениями и паводком.
Между тем, межведомственной комиссией в установленном порядке было проверено соответствие жилого помещения заявителя требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года).
В соответствии с представленным в материалы дела заключением № 145 от 25 апреля 2014 года, в ходе визуального обследования комиссией было выявлено несоответствие технического состояния жилого дома обязательным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При этом, по мнению комиссии, частичная утрата эксплуатационных характеристик строительных конструкций дома явилась следствием его подтопления в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, на что было указано в заключении. Оснований не доверять или сомневаться в выводах комиссии у суда не имеется.
При этом соответствие заявителя иным требованиям, предъявляемым к лицу, изъявившему желание получить социальную выплату, судом было проверено и представителем министерства под сомнение не ставилось.
Поскольку в ходе рассмотрения заявления право на предоставление социальной выплаты Гуйман В.В. было подтверждено, у управления ЖКХ администрации города Благовещенска имелись все правовые основания для включения указанного лица в список граждан – получателей данной меры государственной поддержки.
С учетом приведенных обстоятельств, заявление министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Гуйман В. В.ча в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Гуйман В. В.ча из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Гуйман В. В.ча к финансовому управлению администрации города Благовещенска, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, - отказать.
В удовлетворении заявления министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Гуйман В. В.ча в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Гуйман В. В.ча из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Фурсов В.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2017 года.