РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июня 2015 г. г. Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Уколова Ю.В.,
при секретаре судебного заседания – Гладкой О.М.,
с участием помощника военного прокурора <иные данные> гарнизона <иные данные> Кипоть А.А., заявителя Оверченко А.Н.,
в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <иные данные> Оверченко <иные данные> об оспаривании приказов командира войсковой части № об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части,
УСТАНОВИЛ:
Оверченко, имеющий более 10 лет общей выслуги на военной службе, проходил её по контракту в войсковой части №, уволен с неё приказом командира войсковой части № от <дата> № по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), приказом того же воинского должностного лица от <дата> № - исключен из списков личного состава воинской части с <дата>.
Заявитель, ссылаясь на то, что не обеспечен жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, просит признать незаконными эти приказы, обязать их отменить и восстановить на военной службе. Также заявитель просит возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины для подачи заявления в суд.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, настаивал на их удовлетворении и дал объяснения, суть которых сводится к тому, что он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 4 человека. Жилое помещение в избранном после увольнения с военной службы месте – <адрес> ему не предоставлено. По месту службы в <адрес> обеспечен жилым помещением по договору социального найма, общая площадь которого составляет <иные данные> квадратных метра. Не изъявлял желание получить жилищную субсидию. Согласия на увольнение без жилья не давал.
Командир войсковой части №, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл, не направил своего представителя и не сообщил о причинах неприбытия, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель привлеченного к участию в деле должностного лица в письменных возражениях на заявление указал, что в избранном заявителем после увольнения с военной службы месте жительства не планируется сдача жилых помещений. Заявитель отказался от получения жилищной субсидии, поэтому злоупотребляя своим правом, затягивает процесс увольнения.
Выслушав объяснения заявителя и заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, а также исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 и п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона, в редакции, действовавшей во время издания оспариваемых приказов, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Также по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вышеприведенные нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» запрещают увольнение с военной службы военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Полномочиями принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, наделены структурные подразделения уполномоченного Министром обороны РФ органа.
В настоящее время таковым органом, применительно к данному делу, является ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно исследованным выпискам из приказов командира войсковой части № <дата> № и от <дата> № заявитель, имеющий более 28 лет общей выслуги на военной службе, уволен с неё в связи с организационно-штатными мероприятиями и с <дата> исключен из списков личного состава воинской части.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля временно исполняющий обязанности начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дедело Е.Н. показал, что заявитель с 2012 года состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями месте жительства – <адрес> на семью из 4 человек. Жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства не обеспечен. Не изъявлял желание получить жилищную субсидию. По месту военной службы – <адрес> обеспечен жилым помещением по договору социального найма общей площадью <иные данные> квадратных метра.
Из копии рапорта заявителя командиру воинской части от <дата> видно, что заявитель отказался от реализации права на жилое помещение путем получения жилищной субсидии.
Как следует из листа проведенной с заявителем перед увольнением с военной службы беседы и представления на увольнение Оверченко не согласился с увольнением с военной службы без предоставления жилого помещения в избранном месте жительства.
Доводы представителя привлеченного к участию в деле должностного лица о том, что заявитель отказался от предоставления жилищной субсидии, злоупотребляя правом, затягивает увольнение с военной службы, несостоятельны.
Исходя из ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»» военнослужащие, увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, отказавшимся начиная с 1 января 2014 года от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до 1 января 2014 года месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная с этой даты желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Привлеченным к участию в деле должностным лицом вопреки требованиям ст. 249 ГПК РФ, возлагающей на него обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), не представлено убедительных и бесспорных доказательств, подтверждающих те обстоятельства, что заявителю, признанному в 2012 году нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства, предлагалось жилое помещение в этом месте жительства и он от него отказался, заявитель изъявил желание получить жилищную субсидию, но от её получения отказался, и изменил избранное место жительства.
Отказ заявителя от получения жилищной субсидии, который выражен до предложения получить в избранном после увольнения месте жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, вопреки доводам представителя командира войсковой части № не может расцениваться как злоупотребление правом.
Исходя из постановления администрации города Белогорска Амурской области от 30 ноября 2005 года № 1446, учетная норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в г. Белогорске, то есть по месту службы заявителя, составляет 12,5 кв. метра.
Согласно договору социального найма жилого помещения от <дата> и лицевого счета квартиросъемщика заявитель с членами семьи, состоящей из 4 человек, обеспечен по месту службы жилым помещением общей площадью <иные данные> квадратных метра, то есть заявитель не обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
Поскольку заявителем до увольнения с военной службы не реализовано право на жилое помещение в избранном месте жительства, он не обеспечен по установленным нормам жильем в месте прохождения военной службы, приказы командира войсковой части № об увольнении Оверченко с военной службы и об исключении из списков личного состава являются незаконным. Для восстановления нарушенных прав заявителя на привлеченное к участию в деле воинское должностное лицо необходимо возложить обязанность по отмене этих приказов и восстановлении Оверченко на военной службе.
В связи с удовлетворением заявления в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины, подлежат возмещению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
заявление Оверченко <иные данные> - удовлетворить.
Признать незаконными приказы командира войсковой части № от <дата> № и от <дата> № в части увольнения Оверченко А.Н. с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, обязать названное воинское должностное лицо в течение пятнадцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу отменить эти приказы в указанной части и восстановить Оверченко А.Н. на военной службе.
Возместить Оверченко <иные данные> понесенные судебные расходы и взыскать с войсковой части № из её денежных средств, находящихся на счете в федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», в пользу Оверченко А.Н. <иные данные>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 27 июня 2015 года.
Судья Ю.В. Уколов