Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаджиево 05 марта 2013 года.
Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в городе Гаджиево Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Полозовой М.А.,
При секретаре Евтушенко А.В.,
С участием прокурора Железняк Н.Л.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания» о возложении обязанности устранить нарушения правил содержания общедомового имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее - ООО «Управляющая компания») о возложении обязанности устранить нарушения правил содержания общедомового имущества.
В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кузнецова Д.Е. о ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Мурманская области, г. Гаджиево, ул. Ленина, дом 68, квартира 35. В ходе проведенной проверки прокуратурой, совместно с представителями ООО «Управляющая компания», государственным инспектором по пожарному надзору, проведен осмотр подъезда указанного жилого дома, в ходе которого выявлен ряд нарушений правил содержания общедомового имущества, а также требований пожарной безопасности. Согласно пункту 2.2 Устава общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (ИНН/КПП 5113091689/511301001) основными видами деятельности общества являются: управление эксплуатацией жилищного фонда; управление многоквартирными жилыми домами, обеспечение содержания, эксплуатации и ремонта многоквартирных жилых домов за счет собственников помещений, организация и осуществление деятельности по реконструкции, содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению недвижимым имуществом в многоквартирных жилых домах; обеспечение выполнения в границах недвижимого имущества многоквартирных домов правил пользования жилыми и нежилыми (если имеются) помещениями, местами общего пользования, содержания жилых домов и придомовых территорий. С целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания пользователей помещений в многоквартирных домах, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставления коммунальных услуг пользователями помещений в многоквартирных домах ООО «Управляющая компания» 23 июня 2008 года заключен договор № 04 управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности ЗАТО Скалистый с Комитетом по управлению муниципальным и имуществом администрации ЗАТО Скалистый, выступающим от имени муниципального образования «закрытое административно-территориальное образование Скалистый» Мурманской области, в том числе дома № 68 по ул. Ленина. Согласно пункту 1.2 договора управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги пользователям помещений многоквартирных домов, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность. В соответствии с п. 2.1.2 договора ООО «Управляющая компания» обязана предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, переданных в управление. В ходе проведенной проверки установлено, что в подъезде многоквартирного жилого дома № 68 по ул. Ленина выявлены следующие нарушения, о чем составлен соответствующий акт от 07 февраля 2013 года: на лестничной клетке между 10 и 9 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеются большие зазоры в верхней и нижней части, кроме того, отсутствует фурнитура - шпингалеты; на лестничной клетке между 9 и 8 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеются большие зазоры в верхней части и слева, кроме того, в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет; на лестничной клетке между 7 и 6 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор в верхней части, кроме того, в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет; на лестничной клетке между 6 и 5 этажами в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет, рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор справа; на лестничной клетке между 5 и 4 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор в верхней части; на лестничной клетке между 4 и 3 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор в верхней части; на лестничной клетке между 3 и 2 этажами в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет, рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, слева и в верхней части имеются зазоры между рамами окна и оконной коробкой; на лестничной клетке между 2 и 1 этажами окна не примыкают плотно к оконной коробке, по всему периметру окна имеются большие зазоры между рамами окна и оконной коробкой, отсутствует фурнитура в нижней части рамы - шпингалет. Кроме того, в цементных полах лестничной клетки дома наблюдаются многочисленные выбоины и выкрашивание бетона до оголения арматуры: на 8 этаже выбоина шириной около 5 см, длинной около 10 см, глубиной около 1,5 см; между 7 и 6 этажом две выбоины глубиной около 1,5 см, длиной около 10 см, шириной около 10 см; на 6 этаже выбоина длиной около 25 см, шириной около 5 см, глубиной около 1,5 см; на 6 этаже выбоина длиной около 25 см, шириной около 5 см, глубиной около 1,5 см; на 5 этаже выбоина длиной около 50 см, шириной около 25 см, глубиной около 1,5 см; между 5 и 4 этажом выбоина длиной около 70 см, глубиной около 1,5-2 см, шириной около 1,5-2 см; на 4 этаже две выбоины: первая выбоина длиной около 80 см, ширина колеблется от 20 до 50 см, глубина около 1,5 см, вторая выбоина длиной около 30 см, шириной около 25 см, глубиной около 1-1,5 см; между 4 и 3 этажом выбоина длиной около 60 см, шириной от 25 до 30 см, глубиной 1,5-2 см; на 3 этаже выбоина шириной около 70 см, длиной около 120 см, глубиной около 1,5 см, оголена арматура; между 3 и 2 этажом имеются две выбоины, первая длиной около 30-40 см, шириной от 5 до 20см, глубиной около 2,5-3 см, оголена арматура, вторая выбоина длиной около 25 см, шириной около 10-15 см, глубиной от 1 до 2 см. На площадке 7 этажа демонтирована (отсутствует) дверь между лестничной клеткой и площадкой (ООО «Управляющая компания» представлен технический паспорт жилого дома № 68 по ул. Ленина, в котором указанная дверь обозначена на плане 7 этажа). В нарушение норм действующего законодательства ООО «Управляющая компания» не исполняются требования о надлежащем содержании общедомового имущества, что нарушает права граждан на жилище, его безопасность, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, создает угрозу безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку состав жильцов, квартиросъемщиков многоквартирного жилого дома не является постоянным. Кроме того, в ходе осмотра подъезда многоквартирного жилого дома № 68 по ул. Ленина установлено, что подъезд указанного дома оборудован сухим пожарным водопроводом. Данный водопровод находится в нерабочем состоянии, частично отсутствуют вентили, переходные головки для подсоединения пожарных рукавов частично повреждены, частично отсутствуют. Проверки работоспособности внутреннего пожранного водопровода не проводятся, вместе с тем, в соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего пожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Все двери (с 1-го по 10-й этаж), ведущие на пожарную лестницу закрыты на замок, таким образом, не обеспечено свободное открывание дверей эвакуационных выходов. Таким образом, ООО «Управляющая компания» не исполняются требования законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь наступление тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью и даже гибели людей. Неприятие мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности создает предпосылки для неисполнения такого основного принципа, предусмотренного статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, поскольку создает благоприятные условия для совершения террористического акта, которым является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Просит суд обязать ООО «Управляющая компания» г. Гаджиево в срок до 01 мая 2013 года устранить нарушения, выявленные при содержании и текущем ремонте подъезда дома № 68 по ул. Ленина г. Гаджиево: на лестничной клетке между 10 и 9 этажами, 9 и 8 этажами, 7 и 6 этажами, 6 и 5 этажами, 5 и 4 этажами, 4 и 3 этажами. 3 и 2 этажами, между 2 и 1 этажами устранить зазоры между рамами окон и оконными коробками; установить фурнитуру на окнах лестничных клеток между 10 и 9 этажами, между 9 и 8 этажами, между 7 и 6 этажами, между 6 и 5 этажами, между 3 и 2 этажами, между 2 и 1 этажами; установить дверь между лестничной клеткой и площадкой на 7 этаже; заделать выбоины в бетонном полу лестничных клеток на 8 этаже, между 7 и 6 этажами, на 6 этаже, на 5 этаже, между 5 и 4 этажами, на 4 этаже, между 4 и 3 этажами, на 3 этаже, между 3 и 2 этажами; обеспечить свободный доступ к эвакуационным выходам с 1 по 10 этаж; привести в исправленное состояние пожарный водопровод дома, обеспечить проверку его работоспособности не реже 2 раз в год.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала и пояснила, что при проведении проверки по обращению Кузнецова Д.Е. был выявлен ряд нарушений правил содержания общедомового имущества жилого дома № 68 расположенного по ул. Ленина в г. Гаджиево Мурманской области, а также требований пожранной безопасности. Просит обязать ООО «Управляющая компания» г. Гаджиево в срок до 01 мая 2013 года устранить нарушения, выявленные при содержании и текущем ремонте подъезда дома № 68 по ул. Ленина г. Гаджиево: на лестничной клетке между 10 и 9 этажами, 9 и 8 этажами, 7 и 6 этажами, 6 и 5 этажами, 5 и 4 этажами, 4 и 3 этажами. 3 и 2 этажами, между 2 и 1 этажами устранить зазоры между рамами окон и оконными коробками; установить фурнитуру на окнах лестничных клеток между 10 и 9 этажами, между 9 и 8 этажами, между 7 и 6 этажами, между 6 и 5 этажами, между 3 и 2 этажами, между 2 и 1 этажами; установить дверь между лестничной клеткой и площадкой на 7 этаже; заделать выбоины в бетонном полу лестничных клеток на 8 этаже, между 7 и 6 этажами, на 6 этаже, на 5 этаже, между 5 и 4 этажами, на 4 этаже, между 4 и 3 этажами, на 3 этаже, между 3 и 2 этажами; обеспечить свободный доступ к эвакуационным выходам с 1 по 10 этаж; привести в исправленное состояние пожарный водопровод дома, обеспечить проверку его работоспособности не реже 2 раз в год.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что до 01 мая 2013 года все указанные в акте нарушения будут устранены.
Представитель третьего лица - ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» в судебном заседании исковые требования поддержал и просит возложить на ответчика обязанности по устранению нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила), в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункта 16 Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 42 Правил определено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, подразумевающее техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт.
В соответствии с разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно п. 3.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
Пунктами 4.2.4.7 Правил и норм технической эксплуатации определено, что для предотвращения протечек и промерзаний в местах сопряжения стен и заполнений оконных (балконных) проемов по периметру оконных (балконных) коробок должна быть герметизация и утепление (войлок, пакля, поролон и др.) с обжатием на 30 - 50%.
В соответствии с п.п. 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 4.7.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей. Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития. Зазоры между стеной и коробкой, создающие высокую воздухопроницаемость или проникание атмосферной влаги, надлежит уплотнять специальными упругими материалами (вилатермом, пороизолом, просмоленной или смоченной в цементном молоке паклей) с обжатием не менее 30 - 50% с последующей заделкой цементным раствором. Уплотняющие прокладки (из полушерстяного шнура, губчатой резины или поролона (пенополиуретана) в притворах оконных переплетов и балконных дверей следует заменять каждые шесть лет. Прокладки должны устанавливаться после окраски переплетов (полотен). Окраска прокладок не допускается.
Согласно п. 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, на лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки.
В силу пунктов 4.4.1, 4.4.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях. Заделка разрушенных мест в цементных, мозаичных и асфальтовых полах должна производиться слоями той же толщины и из тех же материалов, что и ранее уложенные полы.
В соответствии с пунктами 4.8.1, 4.8.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения. Заделку трещин, углублений, выбоин и сколов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми.
Согласно ст. 36 Федерального закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 37, 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Пунктами 33 и 35 Правил пожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее - Правила пожарного режима), определено, что руководитель организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся территории, здания, сооружения, помещения организаций и другие объекты (далее - руководитель организации) обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Пунктом 36 Правил пожарного режима установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их; закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
Согласно пунктов 11 и 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Российской ФедерацииРоссийской Федерации
В судебном заседании установлено, что 23 июня 2008 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО Скалистый и ООО «Управляющая компания» заключен договор № 04 управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности ЗАТО Скалистый (далее - Договор) (л.д. 40-48).
Указанный договор заключен с целью благоприятных и безопасных условий проживания пользователей помещений в многоквартирных домах, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставления коммунальных услуг пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе дома № 68 по ул. Ленина в г. Гаджиево Мурманской области.
В соответствии с п. 1.2 Договора, управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги пользователям помещений многоквартирных домов, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
Согласно п. 2.1.2 Договора, ООО «Управляющая компания» обязана предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, переданных в управление.
Согласно Устава ООО «Управляющая компания» основными видами деятельности общества являются: управление эксплуатацией жилищного фонда; управление многоквартирными жилыми домами, обеспечение содержания, эксплуатации и ремонта многоквартирных жилых домов за счет собственников помещений, организация и осуществление деятельности по реконструкции, содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению недвижимым имуществом в многоквартирных жилых домах; обеспечение выполнения в границах недвижимо имущества многоквартирных домов правил пользования жилыми и нежилыми (если имеются) помещениями, местами общего пользования, содержания жилых домов и придомовых территорий (л.д. 50-60).
Актом проверки от 07 февраля 2013 года, проведенной Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах совместно с представителями ООО «Управляющая компания» и государственным инспектором по пожарному надзору, установлено, что в подъезде многоквартирного жилого дома № 68 по ул. Ленина в г. Гаджиево Мурманской области выявлены следующие нарушения: на лестничной клетке между 10 и 9 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеются большие зазоры в верхней и нижней части, кроме того, отсутствует фурнитура - шпингалеты; на лестничной клетке между 9 и 8 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеются большие зазоры в верхней части и слева, кроме того, в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет; на лестничной клетке между 7 и 6 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор в верхней части, кроме того, в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет; на лестничной клетке между 6 и 5 этажами в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет, рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор справа; на лестничной клетке между 5 и 4 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор в верхней части; на лестничной клетке между 4 и 3 этажами рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, имеется большой зазор в верхней части; на лестничной клетке между 3 и 2 этажами в нижней части рамы отсутствует фурнитура - шпингалет, рамы окна не примыкают плотно к оконной коробке, слева и в верхней части имеются зазоры между рамами окна и оконной коробкой; на лестничной клетке между 2 и 1 этажами окна не примыкают плотно оконной коробке, по всему периметру окна имеются большие зазоры между рамами окна и оконной коробкой, отсутствует фурнитура в нижней части рамы - шпингалет. Кроме того, в цементных полах лестничной клетки дома наблюдаются многочисленные выбоины и выкрашивание бетона до оголения арматуры: на 8 этаже выбоина шириной коло 5 см, длинной около 10 см, глубиной около 1,5 см; между 7 и 6 этажом две выбоины глубиной около 1,5 см, длиной около 10 см, шириной около 10 см; на 6 этаже выбоина длиной около 25 см, шириной около 5 см, глубиной около 1,5 см; на 6 этаже выбоина длиной около 25 см, шириной около 5 см, глубиной около 1,5 см; на 5 этаже выбоина длиной около 50 см, шириной около 25 см, глубиной около 1,5 см; между 5 и 4 этажом выбоина длиной около 70 см, глубиной около 1,5-2 см, шириной около 1,5-2 см; на 4 этаже две выбоины: первая выбоина длиной около 80 см, ширина колеблется от 20 до 50 см, глубина около 1,5 см, вторая выбоина длиной около 30 см, шириной около 25 см, глубиной около 1-1,5 см; между 4 и 3 этажом выбоина длиной около 60 см, шириной от 25 до 30 см, глубиной 1,5-2 см; на 3 этаже выбоина шириной около 70 см, длиной около 120 см, глубиной около 1,5 см, оголена арматура; между 3 и 2 этажом имеются две выбоины, первая длиной около 30-40 см, шириной от 5 до 20см, глубиной около 2,5-3 см, оголена арматура, вторая выбоина длиной около 25 см, шириной около 10-15 см, глубиной от 1 до 2 см. На площадке 7 этажа демонтирована (отсутствует) дверь между лестничной клеткой и площадкой (ООО «Управляющая компания» представлен технический паспорт жилого дома № 68 по ул. Ленина, в котором указанная дверь обозначена на плане 7 этажа) (л.д. 10-39).
Таким образом, судом установлено, что ООО «Управляющая компания» не исполняются требования о надлежащем содержании общедомового имущества, что нарушает права граждан на жилище, его безопасность, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, создает угрозу безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Кроме того, ООО «Управляющая компания» не исполняет требования законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь наступление тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью граждан.
Из акта проверки от 07 февраля 2013 года следует, что подъезд указанного дома оборудован сухим пожарным водопроводом. Данный водопровод находится в нерабочем состоянии, частично отсутствуют вентили, переходные головки для подсоединения пожарных рукавов частично повреждены, частично отсутствуют. Проверки работоспособности внутреннего пожарного водопровода не проводятся. Все двери, ведущие на пожарную лестницу закрыты на замок. Таким образом, не обеспечено свободное открывание дверей эвакуационных выходов.
В случае возникновения пожара в данном жилом доме из-за нарушений требований пожарной безопасности, существует угроза распространения огня на близлежащие здания и сооружения, в результате чего может пострадать большое количество людей, точное количество которых определить невозможно, также как и не возможно определить крут лиц, которые могут находится в данном здании.
Анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем, суд устанавливает срок до 01 мая 2013 года.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку исковые требования Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах неимущественного характера были заявлены к ООО «Управляющая компания» в интересах неопределенного круга физических лиц, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме (...) рублей.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о возложении обязанности устранить нарушения правил содержания общедомового имущества, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» в срок до 01 мая 2013 года устранить нарушения, выявленные при содержании и текущем ремонте подъезда дома № 68 по ул. Ленина г. Гаджиево: на лестничной клетке между 10 и 9 этажами, 9 и 8 этажами, 7 и 6 этажами, 6 и 5 этажами, 5 и 4 этажами, 4 и 3 этажами. 3 и 2 этажами, между 2 и 1 этажами устранить зазоры между рамами окон и оконными коробками; установить фурнитуру на окнах лестничных клеток между 10 и 9 этажами, между 9 и 8 этажами, между 7 и 6 этажами, между 6 и 5 этажами, между 3 и 2 этажами, между 2 и 1 этажами; установить дверь между лестничной клеткой и площадкой на 7 этаже; заделать выбоины в бетонном полу лестничных клеток на 8 этаже, между 7 и 6 этажами, на 6 этаже, на 5 этаже, между 5 и 4 этажами, на 4 этаже, между 4 и 3 этажами, на 3 этаже, между 3 и 2 этажами; обеспечить свободный доступ к эвакуационным выходам с 1 по 10 этаж; привести в исправленное состояние пожарный водопровод дома, обеспечить проверку его работоспособности не реже 2 раз в год.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» в доход местного бюджета муниципального образования ЗАТО Александровск государственную пошлину размере (...) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в городе Гаджиево Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А.Полозова