РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2014 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Объедковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Шакировой Р.Р. о признании незаконным бездействия Мэрии г.о.Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
Шакирова Р.Р., обратившись в суд с названным заявлением, указала, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением мэра г.о.Тольятти в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов» заявителю был безвозмездно передан земельный участок общей площадью 1 000 кв.м. по адресу <адрес>, участок № для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома. 16.10.2006 года Шакировой Р.Р. получено свидетельство о государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного участка. Между тем вследствие нахождения участка в зоне подтопления и полного отсутствия какой-либо инфраструктуры (газовых сетей, сетей электро- и водоснабжения, канализации, дорог) использовать предоставленный Шакировой Р.Р. земельный участок по его назначению, то есть для строительства индивидуального жилого дома, невозможно. Шакирова Р.Р. неоднократно обращалась в орган местного самоуправления с различными заявлениями, на которые получила ответ о том, что строительство инженерных коммуникаций микрорайона <данные изъяты> планируется не ранее 2015 года. Заявитель считает, что Мэрия г.о.Тольятти не исполняет свои обязанности по выполнению проектных работ и развитию микрорайона Новоматюшкино с 2006 года, то есть с момента включения села в состав городского округа Тольятти. Заявитель просит обязать Мэрию г.о.Тольятти провести организацию работ по утверждению документации планировки территорий микрорайона Новоматюшкино, обязать Мэрию г.о.Тольятти провести организацию работ по проектированию и строительству объектов местного значения: улиц, проездов, инженерных коммуникаций.
Шакирова Р.Р. в судебном заседании поддержала доводы заявления и пояснила, что Мэрией г.о.Тольятти было отказано в удовлетворении ее просьбы о замене земельного участка. Использование земельного участка по назначению невозможно, поэтому строительство жилого дома не осуществляется, хотя собственник земельного участка обязан использовать его в соответствии с целевым назначением. За невыполнение указанной обязанности на заявителя было наложено административное взыскание, между тем ее вина в неиспользовании земельного участка по назначению отсутствует.
Представитель Мэрии г.о.Тольятти ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании не согласилась с заявлением, указав на то, что развитие микрорайона <данные изъяты> производится органом местного самоуправления в рамках ежегодного бюджета, утверждаемого Думой г.о.Тольятти. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления необходимо отказать по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что распоряжением мэра г.о.Тольятти от 29.12.2004 года в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов» Шакировой Р.Р. был безвозмездно передан земельный участок общей площадью 1 000 кв.м. по адресу <адрес>, участок № № для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома.
16.10.2006 года Шакировой Р.Р. получено свидетельство о государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного участка.
Согласно письму Мэрии г.о.Тольятти от 19.02.2014 года в адрес Шакировой Р.Р. строительство инженерных коммуникаций в микрорайоне Новоматюшкино планируется не ранее 2015 года.
Не согласившись с указанным ответом на ее заявление, Шакирова Р.Р. обратилась в суд с требованием обязать Мэрию г.о.Тольятти организовать работы по утверждению документации планировки территорий микрорайона <данные изъяты> работы по проектированию и строительству объектов местного значения: улиц, проездов, инженерных коммуникаций, указав на незаконное бездействие органа местного самоуправления.
Статьей 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В судебном заседании заявителем указано на незаконное бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в отсутствии инфраструктуры в микрорайоне Новоматюшкино, где расположен земельный участок, собственником которого является Шакирова Р.Р.
Между тем с названными доводами согласиться нельзя, поскольку Решением Думы г.о.Тольятти от 02.03.2011 года № 480 внесены изменения в Постановление Тольяттинской городской Думы от 09.07.2004 года «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана г.Тольятти до 2015 года». Согласно п.п. 2.2.5.1 указанного решения на площадке № расположенной в микрорайоне <данные изъяты> планируется развитие жилой зоны путем реконструкции существующей жилой застройки и размещения индивидуальной жилой застройки.
Решением Думы г.о.Тольятти от 19.02.2014 года № 211 (п.п. 54) проектирование и строительство инженерных сетей и транспортной инфраструктуры мкр Новоматюшкино включено в Перечень приоритетных расходов, подлежащих утверждению в бюджете г.о.Тольятти при условии перевыполнения доходной части бюджета на 2014 год.
Действуя в соответствии с Генеральным планом, орган местного самоуправления Постановлением от 05.08.2011 года № 2319-п/1 определил Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета г.о.Тольятти, на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов, в пункте 2.2.3 которого запланировано проектирование и строительство газопроводов микрорайона <данные изъяты>
Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 11.10.2013 года № 3161-п/1 утверждена муниципальная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в г.о.Тольятти», в рамках которой на период до 2015 года предусмотрен ряд мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры г.о.Тольятти (в том числе микрорайона <данные изъяты>). К строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры в микрорайоне Новоматюшкино планируется приступить начиная с 2016 года за счет средств местного бюджета с софинансированием из областного бюджета в рамках областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» на 2011-2015 годы.
Согласно Постановлению Мэрии г.о.Тольятти от 29.01.2014 года № 233-п/1 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства г.о.Тольятти на 2014-2020 годы»» запланированы финансовые затраты на выполнение проектно-изыскательских работ для обеспечения дорожной деятельности в отношении автодорог г.о.Тольятти в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в <адрес>.
Анализ приведенных документов позволяет сделать вывод о том, что Мэрией г.о.Тольятти не допущено незаконного бездействия в виде невыполнения работ по развитию микрорайона <данные изъяты>, как на то указывает заявитель.
Кроме того, статьей 256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснил, что, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства (п. 20).
В судебном заседании представитель органа местного самоуправления сослалась на пропуск заявителем срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемый в данном деле ответ органа местного самоуправления датирован 19.02.2014 года.
Как пояснила суду заявитель, указанный ответ был ею получен в феврале 2014 года. Между тем обращение Шакировой Р.Р. в суд последовало 03.07.2014 года, хотя срок обращения в суд с соответствующим заявлением истек 01.06.2014 года.
Доказательств создания органом местного самоуправления каких-либо препятствий в доступе заявителя к правосудию, либо уважительности причин пропуска заявителем установленного законом трехмесячного срока обращения с соответствующим заявлением суду не представлено.
При таких обстоятельствах заявление Шакировой Р.Р. не может быть признано обоснованным и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Шакировой <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2014 года.
Председательствующий: