12-1-3/2020
64RS0007-01-2020-000003-26
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2020 года город Балашов
Судья Балашовского районного суда Саратовской области Прокудин И.В.,
при помощнике судьи Атапиной Л.С.,
с участием представителя Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Балашов «Городское ЖКХ» (далее МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» или Учреждение) по доверенности Васильевой О.Н.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении Балашовского районного суда
жалобу законного представителя юридического лица - директора МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» Козлова В.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 02-191/2019 от 12 декабря 2019 года, которым Учреждение за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей,
установил:
Постановлением № 02-191/2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 декабря 2019 года МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», при обстоятельствах подробно изложенных, признано виновным в том, что осуществляет сброс сточных вод в водный объект (р. Хопер) без разрешительных документов на право пользования водным объектом для сброса сточных вод, в том числе дренажных, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, за что подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей (т. 1 л.д. 131-133).
Законный представитель юридического лица Козлов В.В., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с подробно мотивированной жалобой, в которой, не оспаривая факт пользования рекой Хопер в целях сброса сточных вод без соответствующих разрешительных документов, просит решение должностного лица отменить, поскольку МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения только с 28 декабря 2018 года, а неосуществление этой деятельности до получения разрешительных документов создало бы реальную угрозу для жителей населённого пункта, то есть Учреждение действовало и действует в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости. При этом, по его мнению, плановая проверка была поведена незаконно (т. 1 л.д. 1-6).
Представитель МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» по доверенности Васильева О.Н. жалобу поддержала в полном объёме и дополнила, что для получения Решения на сброс сточных вод в реку Хопер, Учреждению необходимо привести в соответствии с нормами показатели концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, а поскольку очистные сооружения канализации имеют стопроцентный износ, то с необходимостью строительства новых обращались в администрацию Балашовского муниципального района, в связи с чем на данный момент предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и ведётся работа по получению разрешения.
Представитель Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по доверенности Морозова М.В. в письменном отзыве просила разбирательство провести в их отсутствие, при этом оспариваемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что нарушения законодательства при проведении плановой проверки Учреждения отсутствуют, так как на объекте негативного воздействия на окружающую среду - очистных сооружениях, ранее осуществляло хозяйственную деятельность МУП «Балашовское ЖКХ», а МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» произвело лишь актуализацию сведений, то есть по сути является правопреемником, поэтому в связи с заменой юридического лица и были внесены изменения в План проведения плановых проверок на 2019 год.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объёме, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, и доводы жалобы, заслушав представителя МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к такой ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании ст. 9 Водного Кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного Кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, сброса сточных вод.
Из материалов дела следует, что с 31 октября по 28 ноября 2019 года МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» осуществляло сброс сточных вод в реку Хопер, не имея соответствующие разрешительные документы на право пользования водным объектом, в том числе и для сброса дренажных вод.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств:
- протоколом № 3691-79 об административном правонарушении от 04 декабря 2019 года, согласно которому с 31 октября по 28 ноября 2019 года МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» осуществляло сброс сточных вод в реку Хопер, не имея соответствующие разрешительные документы на право пользования водным объектом, в том числе и для сброса дренажных вод. При этом количество стоков (справка от 26 ноября 2019 года), прошедших через очистные сооружения канализации с апреля по октябрь 2019 года, составляет 1072,2 тыс. м3 (т. 1 л.д. 126-129);
- представлением № 02-191/2019 от 12 декабря 2019 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которыми явились ненадлежащее отношение должностных лиц МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» к выполнению требований природоохранного законодательства РФ при осуществлении деятельности Учреждения (т. 1 л.д. 135-136);
- распоряжением № 229-р от 24 октября 2019 года руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям о проведении плановой выездной проверки МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», фактически осуществляющего деятельность по улице 2-я Хоперская, на предмет соблюдения обязательных требований законодательства РФ при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (регистрационный номер в федеральном реестре ОНВ 63-0164-001445-П) (т. 1 л.д. 138-142, 143);- актом проверки № САР-57 от 28 ноября 2019 года, согласно которому МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ», фактически осуществляющее деятельность по улице 2-я Хоперская, принимая сточные воды от предприятия и населения, транспортирует их (воды) по канализационным сетям и далее через очистные сооружения (код объекта 63-0164-001445-П) сбрасывает в реку Хопер. Превышение загрязняющих веществ может повлечь загрязнение данного водного объекта. При этом у Учреждения разрешительные документы на право пользования водным объектом для сброса сточных вод, в том числе дренажных, отсутствуют. Кроме того получено Свидетельство об актуализации учётных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, со второй категорией воздействия (т. 1 л.д. 146-155, 156);
- предписанием № САР-57 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28 ноября 2019 года, согласно которых МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» в срок до 10 января 2021 года должно получить разрешение на осуществление сброса сточных вод через очистные сооружения (код объекта 63-0164-001445-П) в реку Хопер (т. 1 л.д. 157-158, 159);
- свидетельством об актуализации учётных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № DEQIK306 от 24 апреля 2019 года, согласно которому МКУ МО «Балашовское ЖКХ» подтверждает актуализацию сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду - очистные сооружения, расположенные по адресу: город Балашов, улица 2-ая Хоперская (т. 1 л.д. 219-220).
Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела составлены и оформлены в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Таким образом, изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что должностное лицо при принятии решения (постановления о назначении административного наказания) исходило из конкретных обстоятельств дела и дало оценку всем представленным доказательствам.
Факт пользования рекой Хопер в целях сброса сточных вод без соответствующих разрешительных документов МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» не оспаривается.
Все доказательства исследованы и оценены должностным лицом, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований законности при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), факт совершения Учреждением правонарушения обоснованно признан установленным, и действия правильно квалифицированы по ст. 7.6 КоАП РФ.
В судебном заседании проверялись доводы представителя МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» о незаконности проведения проверки, однако, они не нашли своего объективного подтверждения и опровергаются собранными доказательствами.
Кроме того, на момент проведения проверки документального подтверждения того, что Учреждением принимались все зависящие от него меры для соблюдения требований действующего законодательства в части получения решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, не представлено.
Также нельзя согласиться с доводами о том, что МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» действовало и действует в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости, так как согласно ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
То есть лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения, а причиненный вред должен быть менее значим, чем вред предотвращенный.
В материалах дела не представлено доказательств совершения Учреждением действий в состоянии крайней необходимости применительно к положениям ст. 2.7 КоАП РФ - чтобы устранить опасность, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, так как опасность не могла быть устранена иными средствами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
При этом превышение загрязняющих веществ может повлечь загрязнение данного водного объекта.
Исследованные доказательства в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии в действиях МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, в соответствии которым использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к такой ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для освобождения МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» от административной ответственности или прекращения производства по делу у судьи не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое его положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, её отягчающие.
Каких-либо оснований для изменения назначенного Учреждению размера наказания судья также не усматривает.
При таких обстоятельствах постановление № 02-191/2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» по ст. 7.6 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба законного представителя юридического лица Козлова В.В. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № 02-191/2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 12 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении МКУ МО город Балашов «Городское ЖКХ» по ст. 7.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица Козлова В.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.2 - 30.5 КоАП РФ.
Судья И.В. Прокудин