Дело № 2-221/2019 (2-4716/2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Калыгиной Р.М., при секретаре Юриной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества «Уральский банк реконструкции и развития» к Анисимовой В. К. о взыскании задолженности по кредитному договору с наследника должника,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» обратилось в суд с иском к Анисимовой В. К. о взыскании задолженности по кредитному договору с наследника должника.
В обоснование исковых требований истец указал, что 24.11.2017 между ПАО «УБРиР» и А.А.Ю. был заключен договор потребительского кредита №< № > путем подписания анкеты-заявления со сроком возврата кредита 24.11.2020. В соответствии с указанным договором взыскатель открыл должнику счет < № > в рублях, осуществил эмиссию банковской карты для отражения по счету расчетов по операциям с использованием карты и передал ее должнику, предоставил должнику денежные средства в размере 64 000 рублей. Таким образом, 24.11.2017 посредством подписания заявления о предоставлении кредита, а так же индивидуальных условий договора потребительского кредита между Банком и А.А.Ю. был заключен кредитный договор, регулирующий порядок предоставления и возврата кредита. В свою очередь заемщик согласно индивидуальным условиям договора потребительского кредита принял на себя обязательства ежемесячно одновременно с погашением основного долга уплачивать проценты за пользование кредитом в размере 2 282 рубля с датой ежемесячного платежа - 24 день месяца, уплачивать проценты за пользование кредитом из расчета 17 % годовых, которая устанавливается со дня выдачи кредита и действует до первой даты платежа, указанной в графике платежей по ДПК, а далее между ближайшими датами платежей, которые указаны в графике платежей по ДПК, если выполнено условие, указанное в п. 19 настоящих Индивидуальных условий ДПК. Ставка 34,9 - процентная ставка, устанавливается со дня, следующего за датой платежа, указанной в графике платежей по ДПК при невыполнении заемщиком условия, указанного в п. 19 настоящих индивидуальных условий ДПК. В нарушении указанных положений заемщик допустил просрочку исполнения обязательств по возврату суммы кредита, уплате процентов за пользование кредитом, в связи с чем, по состоянию на 28.04.2018 за должником числится задолженность в размере 69 143 рубля 82 копейки. Должник А.А.Ю., 14.12.2017 умер, в соответствии со свидетельством о смерти, выданным органом записи актов гражданского состояния г. Екатеринбурга. По сведениям банка наследником А.А.Ю. является его супруга Анисимова В. К.. Поскольку сумма задолженности не погашена, ПАО «УБРиР» просит взыскать в свою пользу с Анисимовой В.К. задолженность по договору потребительского кредита №< № > от 24.11.2017 в размере 69 143 рубля 82 копейки; взыскать с Анисимовой В.К. в свою пользу, уплаченную государственную пошлину в сумме 2 274 рубля 31 копейку.
В судебное заседание представитель истца не явилась, о слушании дела извещена судом своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании ответчик Анисимова В.К. каких-либо возражений против удовлетворения иска не представила, суду пояснила, что действительно является супругой умершего А.А.Ю., после смерти которого, приняла наследство в виде 1/2 доли в праве собственности в квартире, расположенной по адресу: < адрес >, понимает, что приняв наследство после смерти супруга должна отвечать по его долгам, указала о своем намерении в ближайшее время решить вопрос с погашением задолженности перед банком.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Статьей 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем оно ни заключалось и где бы оно не находилось.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство.
Частью 3 ст. 1175 ГК РФ предусмотрено, что кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Таким образом, наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как следует из материалов дела, 24.11.2017 между ПАО «УБРиР» и А.А.Ю. был заключен договор потребительского кредита №< № > путем подписания анкеты-заявления со сроком возврата кредита 24.11.2020. В соответствии с указанным договором взыскатель открыл должнику счет < № > в рублях, осуществил эмиссию банковской карты для отражения по счету расчетов по операциям с использованием карты и передал ее должнику, предоставил должнику денежные средства в размере 64 000 рублей. Таким образом, 24.11.2017 посредством подписания заявления о предоставлении кредита, а так же индивидуальных условий договора потребительского кредита между Банком и А.А.Ю. был заключен кредитный договор, регулирующий порядок предоставления и возврата кредита. В свою очередь заемщик согласно индивидуальным условиям договора потребительского кредита принял на себя обязательства ежемесячно одновременно с погашением основного долга уплачивать проценты за пользование кредитом в размере 2 282 рубля с датой ежемесячного платежа - 24 день месяца, уплачивать проценты за пользование кредитом из расчета 17 % годовых, которая устанавливается со дня выдачи кредита и действует до первой даты платежа, указанной в графике платежей по ДПК, а далее между ближайшими датами платежей, которые указаны в графике платежей по ДПК, если выполнено условие, указанное в п. 19 настоящих Индивидуальных условий ДПК. Ставка 34,9 - процентная ставка, устанавливается со дня, следующего за датой платежа, указанной в графике платежей по ДПК при невыполнении заемщиком условия, указанного в п. 19 настоящих индивидуальных условий ДПК. В нарушении указанных положений заемщик допустил просрочку исполнения обязательств по возврату суммы кредита, уплате процентов за пользование кредитом, в связи с чем, по состоянию на 28.04.2018 за должником числится задолженность в размере 69 143 рубля 82 копейки.
Истец исполнил свои обязательства, заемщик воспользовался денежными средствами, что подтверждается выпиской по счету.
14.12.2017 заемщик А.А.Ю. умер.
Судом установлено, подтверждается письменными доказательствами по делу, расчетом задолженности, который не оспорен ответчиком Анисимовой В.К. в судебном заседании, контррасчета Анисимовой В.К. также предоставлено не было, что после смерти заемщика А.А.Ю., умершего 14.12.2017 имеется задолженность по кредитному договору от 24.11.2017 №< № > в сумме 69 143 рубля 82 копейки, из них сумма основного долга - 62 612 рублей 25 копеек, проценты за пользование кредитом в размере 6 531 рубль 57 копеек.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Обязательство, возникающее из кредитного договора, смертью должника на основании пункта 1 статьи 418 Гражданского кодекса РФ не прекращается.
Согласно абз. 2 п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства.
В пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
В пункте 60 вышеприведенного Постановления указано, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
Из материалов наследственного дела, предоставленного нотариусом Шакировой Н.В., заведенного после смерти А.А.Ю., умершего 14.12.2017, следует, что с заявлением о принятии наследства после его смерти обратилась супруга Анисимова В.К., его дети А.Д.А. и А.И.А. отказались от причитающейся им по всем основаниям доли в наследственном имуществе, оставшегося после смерти отца в пользу своей матери Анисимовой В.К.
Из пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 ГК РФ).
По материалам дела установлено, что А.А.Ю. умер 14.12.2017. 07.06.2018 Анисимова В.К. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти А.А.Ю., которая является единственным наследником после смерти должника, ею была унаследована 1/2 доля в квартире, общей площадью 48,9 кв.м., расположенной по адресу: < адрес >.
В судебном заседании Анисимова В.К. не возражала против удовлетворения исковых требований истца.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к ответчику Анисимовой В.К., поскольку она приняла наследство после смерти А.А.Ю.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика Анисимовой В.К. в пользу истца полежит взысканию государственная пошлина в размере 2 274 рубля 31 копейка.
Других требований истцом не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Публичного акционерного общества «Уральский банк реконструкции и развития» к Анисимовой В. К. о взыскании задолженности по кредитному договору с наследника должника, - удовлетворить.
Взыскать с Анисимовой В. К. в пользу ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» задолженность по кредитному договору от 24.11.2017 №< № >, заключенному между ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» и А.А.Ю. в размере 69 143 рублей 82 копейки, расходы по госпошлине в сумме 2 274 рубля 31 копейку.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Р.М. Калыгина
Мотивированное решение изготовлено печатным способом в совещательной комнате.
Судья Р.М. Калыгина