Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1921/2021 ~ М-7079/2020 от 14.10.2020

Производство № 2а-1921/2021

УИД 28RS0004-01-2020-009969-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Матвеевой Н.И.,

с участием административного истца Никонова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никонова А. Н. к Управлению образования администрации г. Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Никонов А.Н. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением указав, что родился в с. ***, после смерти родителей направлен для обучения в школу-интернат № 4 г. Благовещенска, администрация которого должна была предпринять меры для получения административным истцом статуса сироты, с правом на получение жилого помещения, но администрация учебного заведения указанные действия не произвела. Органы опеки и попечительства не осуществили должный контроль за действиями представителей сирот, направленных на подачу ими заявлений о включении детей-сирот (в т.ч. Никонова А.Н.) в списки нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, допущено бездействие, что повлекло нарушение его конституционных прав и свобод, выразившихся в не включении административного истца в категорию детей-сирот и в списки на получение жилья, Никонову А.Н. административными органами не были разъяснены права, возникающие вследствие смерти родителей, что создало препятствие к реализации административным истцом его прав. Из ответов министерства социальной защиты населения Амурской области, Управления образования администрации г. Благовещенска, прокуратуры г. Благовещенска, данных в 2018, 2019 годах на его обращения следует, что Никонову А.Н. не был присвоен статус сироты, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он не состоял и не состоит. На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанностей по выявлению и учету детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в необеспечении защиты интересов сирот, обязать устранить допущенные нарушения прав административного истца на социальное пособие и жилое помещение.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, указал, что ему не были известны его права как сироты, не знал, что ему должны были предоставить жилое помещение и он мог пользоваться иными льготами. После смерти матери (ему было *** лет) он находился в интернате, отец умер, когда ему исполнилось *** лет. После окончания школы-интерната в 17 лет с заявлениями о постановке его на учет как сироты не обращался, так как не знал. Впервые был осужден к лишению свободы за совершение преступления в 1995 году, после отбытия наказания около 3 лет находился на свободе, проживая в Ромненском районе, затем вновь был осужден.

В судебном заседании специалист отдела по охране детства управления образования администрации г. Благовещенска Гуминская И.А. указала, что заявлений в уполномоченный орган о постановке на учет и предоставлении мер социальной поддержки как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, от Никонова А.Н. в орган опеки и попечительства не поступало. Ранее административный истец обращался с заявлениями в Управление образования администрации г. Благовещенска, на его сообщения направлены ответы в 2018, 2019 годах.

В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представлено. Ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступало. В порядке статьи 150, 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве представитель министерства социальной защиты населения Амурской области выразила несогласие с заявленными требованиями, указав, что административным истцом был пропущен срок для обжалования бездействия, поскольку о нарушенных правах ему стало известно в 2018 году. Кроме этого, дополнительными гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются на лиц до достижения ими возраста 23 лет. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителем, было закреплено в ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшим на момент достижения истцом совершеннолетия. При этом, как ранее действовавший ЖК РСФСР, так и ныне действующий ЖК РФ содержат нормы, предусматривающие заявительный характер реализации граждан прав на обеспечение жилым помещением, что предполагает постановку на учет нуждающихся в жилом помещении. Доказательств того, что по достижении совершеннолетия истец был ограничен в реализации права на обеспечение жилой площади в порядке ст. 37 ЖК РСФСР и иных мер социальной поддержки как лицо, относящееся к вышеуказанной категории граждан, истцом не представлено.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).

В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из административного искового заявления и материалов дела в 2018, 2019 годах Никонов А.Н. через ФКУ Т-2, где он отбывает наказание, неоднократно обращался с заявлениями в прокуратуру г. Благовещенска, в управление образования администрации г. Благовещенска. По указанным обращениям Никонову А.Н. были направлены ответы 06.12.2018г. № 9748, 05.07.2019г № 06558 и 14.10.2019г. № Н-3422 о том, что в учетных документах сведения о Никонове А.Н. как о сироте или оставшимся без попечения родителей отсутствуют, на учете при администрации г. Благовещенска, как имеющий (не имеющий) закрепленное жилое помещение, не состоял. Из сообщения Министерства социальной защиты населения Амурской области от 09.09.2019г., которое вручено Никонову 17.09.2019г. следует, что по информации органа опеки и попечительства Ромненского района, Никонов А.Н. в книге (журнале) первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, не значится. Факт получения данных ответов в 2018 и 2019 годах административный истец не отрицал.

Таким образом, о возможном нарушении своих прав, административному истцу стало известно в 2018, 2019 года. С настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд 07.10.2020г., то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока с момента, когда ему стало известно о нарушенных правах.

Доказательств наличия уважительных причин, не позволивших Никонову А.Н. в установленный законом срок обратиться в суд с заявлением, не представлено. Пропуск процессуального срока на подачу административного искового заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Кроме того, рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственностидлядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Регулировавшийся пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.

Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам изчисладетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, Никонов А. Н., ***.р., родился в с. ***. Мать Никонова А.Ф. ***.р., умерла 28.09.1984г., отец Никонов Н.А., ***.р., умер 29.07.1986г.

Никонов А.Н. был направлен для обучения в общеобразовательную школу-интернат № 4 г. Благовещенска, дата поступления 25.11.1984г., дата выбытия -1990г. (согласно архивной справке от 25.12.2019г.) С 11.10.1991г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, в отметке о снятии с регистрационного учета дата отсутствует.

На дату *** года Никонову А.Н. исполнилось 18 лет.

21.04.1995г. Никонов А.Н. осужден Амурским областным судом по ч. 2 ст. 144, ч. 4 ст. 117, ст. 40 УК РСФСР к *** годам лишения свободы. 15.09.2000г. условно-досрочно освобожден на основании определения Сковородинского районного суда Амурской области от 12.09.2000г., убыл из ИК-5 Амурской области в Ромненский район.

03.11.2003г. осужден Ромненским районным судом Амурской области по п. «в, д» ч. 2 ст. 132 УК РФ к *** месяцем лишения свободы. 15.09.2010г. был условно-досрочно освобожден на основании постановления Ивановского районного суда от 08.09.2010г., убыл в Ромненский район, ст. Поздеевка Амурской области.

27.02.2013г. осужден Амурским областным судом по п. «б» ч. 4 ст. 132, п. «в, к» ч. 2 ст. 105, ст. 69 УК РФ к *** годам лишения свободы. 26.02.2014г. осужден Благовещенским городским судом по ч. 1 ст. 105 УК РФ с присоединением приговора от 27.02.2013г. на срок *** месяца лишения свободы.

Из ответов управления образования администрации г. Благовещенска от 14.10.2019г. № Н-3422, от 05.07.2019г. № 06558 следует, что сведения о Никонове А.Н. (*** г.р.) как о сироте или оставшимся без попечения родителей, на учете в органах опеки и попечительства управления образования администрации г. Благовещенска как об опекаемом отсутствуют. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе по категории детей-сирот, при администрации г. Благовещенска не состоял.

Согласно ответу Министерства социальной защиты населения Амурской области от 09.09.2019г. № 17-38/7205 по информации органа опеки и попечительства Ромненского района Никонов А.Н. в книге (журнале) первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, не значится. В государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, информация о Никонове А.Н. отсутствует. На запрос суда поступила информация аналогичного содержания из отдела образования администрации Ромненского муниципального округа Амурской области (ответ от 13.02.2021г.).

Из представленных материалов следует, что административный истец с заявлениями в уполномоченный орган не обращался, до настоящего времени вопрос о предоставлении ему мер социальной поддержки как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не ставил, на момент обращения в суд с данным административным исковым заявлением Никонову А.Н. исполнилось 46 лет, следовательно, действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на Никонова А.Н. не распространяется.

Объективных доказательств того, что по достижении совершеннолетия административный истец был ограничен в реализации права на обеспечение жилой площади в порядке ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР и иных мер социальной поддержки, в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Никонова А. Н. к Управлению образования администрации г. Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации г. Благовещенска, о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Коршунова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2021 года.

2а-1921/2021 ~ М-7079/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Начальнику ФКУ Т-2 ГУФСИН России по Красноярскому краю полковнику Звереву А.В. для передачи Никонов Алексей Николаевич
Ответчики
Администрация г. Благовещенска
Управление образования администрации г. Благовещенска
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Отдел образования администрации Ромненского района
Администрация Ромненского района
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Коршунова Т.А.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
14.10.2020Регистрация административного искового заявления
03.11.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее