Решение по делу № 12-65/2016 от 12.07.2016

Дело 12-65/2016                                        

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с. Большая Соснова                      21 сентября 2016 года

Судья Большесосновского районного суда Пермского края Бахарева Е.Б., при секретаре судебных заседаний Погосян О.В., с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, защитника адвоката ФИО3, рассмотрев в <адрес> жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Русь» на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Частинского и Большесосновского муниципальных районов по пожарному надзору ФИО5,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Русь» признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ: являясь юридическим лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности, ООО «Русь» в <адрес>:

    - в нарушение п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее именуются Правила) не обработало огнезащитным составом деревянные конструкции чердачных помещений административного здания, легкового гаража, нового телятника, нового коровника, здания дома животновода, здания родильного корпуса (бычника), зданий телятника , здания корпуса (молочный), здания нового корпуса, здания кормоцеха, здания котельной семякомплекса, здания склада АВМ, здания склада автогаража;

- в нарушение п. 6 Правил административное здание не обеспечено табличками с номерами телефонов вызова пожарной охраны;

- в нарушение п. 55 Правил на административном здании, здании нового комплекса, здании корпуса (молочный), здании телятника , здании телятника , здании нового телятника, здании родильного корпуса (бычника), здания машино-тракторных мастерских отсутствуют указатели, обозначающие направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- в нарушение п. 249, 340 Правил допущено хранение резины в легковом гараже и автогараже, в автогараже допущено хранение горючих жидкостей, на полу имеются подтеки масла;

- в нарушение п. 199 Правил в неисправном состоянии находится групповая привязь крупного рогатого скота в зданиях нового телятника, нового коровника, корпуса (молочный);

- в нарушение п. 14 Правил в помещениях семякомплекса, склада , слесарки машино-тракторных мастерских допущено курение;

- в нарушение п. 20 Правил противопожарного режима, глав 5, 7, 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не определены и не обозначены табличкой категории по взрывопожарной и опасной пожарной опасности в помещениях нового телятника, нового коровника, помещениях производственного и складского назначения;

- в нарушение п. 77 Правил на территории легкового гаража в противопожарных расстояниях между зданиями развалена куча горючего мусора (бревна, доски);

- в нарушение п. 5 Правил, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 примечание 3 Свода Правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р 12.4.026 места расположения пожарных водоемов (у склада № 7, семякомплекса, родильного корпуса (бычника) не обозначены указателями, у пожарных водоемов отсутствуют подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года;

- в нарушение ч. 1 ст. 88 и таблицы 24 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.18 Свода Правил 4.131.30.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемным планировочным решениям» п. 5 Правил, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 примечание 3 Свода Правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» ГОСТ Р 12.4.026 в зданиях кормоцеха, машино-тракторных мастерских, нового коровника, нового телятника заполнение проемов в ограждающих конструкциях, разделяющих части помещений различных классов функциональной пожарной опасности (складские помещения Ф 5.2 и помещения сельскохозяйственного назначения Ф 5.3) не соответствуют установленным требованиям – не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI 30;

- в нарушение п. 50 Правил в зданиях семякомплекса, сушильного зернового комплекса (польская сушилка) не проведены работы с составлением соответствующего акта по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов;

    - в нарушение п. 437 Правил на период проведения огневых работ (электросварочных, газо-электрорезательных на территории семякомплекса у весовой) не оформлялся наряд-допуск на выполнение огневых работ;

-в нарушение п. 9 Правил в помещении с ночным пребыванием людей в здании дома животновода отсутствует инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1го фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от токсичных продуктов горения;

- в нарушение п. 22 Правил в коридоре здания корпуса № 4 (молочный) не проведены работы по заполнению негорючими материалами образовавшихся отверстий и зазоров от инженерных и технологических коммуникаций;

-в нарушение п. 247 Правил у въездных ворот здания машино-тракторных мастерских отсутствует буксирная штанга или трос.

-в нарушение п. 3 Правил сварщик ФИО4 не прошел обучение пожарно-техническому минимуму;

    - в нарушение п. 42 Правил в здании легкового гаража в электроавтоматах допущено использование поврежденной автоматической пробки с плавкой вставкой, у смотровой ямы для ремонта автомобилей используется электролампа освещения (переноска), на которой отсутствует защитный колпак (рассеиватель), предусмотренный конструкцией светильника; в административно-бытовом помещении нового коровника электророзетка имеет повреждения; в здании кормоцеха допущена эксплуатация несертифицированного удлинителя с поврежденной изоляцией электропровода; в здании семякомплекса допущена эксплуатация электропровода с поврежденной изоляцией; в зданиях легкового гаража, нового телятника, нового коровника, корпуса (молочный), нового комплекса, кормоцеха, семякомплекса на светильниках отсутствуют колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильника;

- в нарушение п. 70, 482 Правил пожарные щиты зданий легкового гаража, нового телятника, нового коровника, родильного корпуса на 200 мест, телятника , корпуса (молочный), нового комплекса, телятника , семякомплекса, складов , 2, 3, 4 и машино-тракторных мастерских не укомплектованы специализированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению Правил;

    - в нарушение п. 70, 478 Правил в здании легкового гаража не произведена перезарядка огнетушителя (последняя перезарядка в июне 2009 года);

- в нарушение п. 61 Правил, п. 14 НПБ 110-03, таблица 1, 2 НПБ 104-03 в административном здании, здании легкового гаража, машино-тракторных мастерских, автогаража, ПТО машинного двора, административно-бытовых помещениях нового телятника, нового коровника, нового комплекса, корпусе (молочный), дома животновода, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- в нарушение п. 6.18*, п. 6.28* СНиП 21-01-97, п. 33, 43 Правил на первом и втором этажах лестничной клетки административного здания отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах; на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, на первом этаже на путях эвакуации имеется перепад высот – порог в дверных проемах;

    - в нарушение п. 6.16 СНиП 21-01-97* в помещении актового зала дома животновода высота эвакуационного выхода (высота дверного проема) составляет 1,56 м.;

- в нарушение. 6.25 СНиП 21-01-97 в административном здании на стенах коридора, лестничной клетке, потолке применена отделка из горючих материалов с более высокой пожарной опасностью, чем предусмотрено СНиП 21-01-97, для крепления отделки на потолке применены деревянные бруски; в доме животновода в коридоре и фойе на путях эвакуации полы и стены окрашены масляной краской с более высокой пожарной опасностью, чем предусмотрено СНиП 21-01-97.

Постановлением в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ ООО «Русь» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ООО «Русь» обратилось с жалобой на постановление, в которой просит суд постановление отменить. В обоснование доводов жалобы Общество указало, что сведения, изложенные в Акте проверки , во многом не соответствуют действительности, в частности:

- требования надзорного органа о проведении огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений зданий нового телятника, нового коровника незаконны, поскольку указанные здания чердачных помещений не имеют, кроме того, не являются производственными, складскими помещениями и не подпадают по сферу действия Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- места для курения определены приказом руководителя;

- работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров, воздухоотводов от горючих отходов произведены, о чем составлен соответствующий акт;

- конструкции светильников, установленных в зданиях нового комплекса и корпуса (молочный) согласно паспортам на светильники не предусматривают использование колпаков (рассеивателей);

- административное здание построено в 70-ые годы, в связи с чем применение СНиПа 21-01-97 является необоснованным;

- выводы надзорного органа о более высокой пожарной опасности покрытия пола и стен в доме животновода не основаны на каких-либо объективных данных;

- подавляющее большинство выявленных в ходе проверки нарушений было устранено в ходе проверки, до вынесения обжалуемого постановления.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, защитник, доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснили, что проверка проводилась в период интенсивных сельскохозяйственных работ, шел непрерывный производственный процесс, в ходе которого в гаражах находилась резина для замены, образовывались подтеки машинного масла, которые по окончании рабочей смены удалялись; наличие мусора между зданиями легкового гаража было вызвано работами по демонтажу здания, по окончании демонтажа мусор был вывезен; очистка сушильных и вентиляционных камер была произведена перед началом сушки; наряда-допуска на проведение огневых работ не было, так как таковые работы не проводились; обслуживающего персонала в доме животновода нет, в здании расположены актовый зал, кабинет ветврача и фельдшера; административно-бытовые помещения в новом телятнике, новом коровнике, новом комплексе, корпусе отсутствуют, имеются лишь комнаты–раздевалки для животноводов; подавляющее большинство выявленных нарушений было устранено до вынесения постановления по делу и подтверждающие документы были представлены административному органу в ходе рассмотрения дела; требование надзорного органа об огнезащитной обработке чердачных конструкций зданий не является законным, поскольку в производственных и складских помещениях чердачные помещения отсутствуют; установить противопожарные двери в административном здании конструктивно невозможно, поскольку здание построено в 70-е годы.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи; ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ – за рушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; часть ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Судом из представленных материалов установлено, что ООО «Русь» на праве собственности принадлежат:

    - здание коровника одноэтажное площадью 1729, 1 кв.м по адресу <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 59* ББ 096449;

    - здание коровника с родильным отделением на 200 скотомест площадью 1365 кв. метров по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 59-БД 5841706;

- здание дома животновода 1-этажное площадью 242, 3 кв.м по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 59-БД 016889;

- здание родильного корпуса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 59-БД 582454;

- склад фуражного зерна, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>;

склад фуражного зерна , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>;

- склад фуражного зерна , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>;

- склад фуражного зерна , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>;

- склад фуражного зерна , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>;

- здание семякомплекса и 2 котельные, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.

Из материалов дела следует, что с 06 июня по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Русь» Главным управлением МЧС России по <адрес> (22 Отдел надзорной деятельности) проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований, норм и правил пожарной безопасности.

    Проверка проведена с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», что подтверждается распоряжением главного государственного инспектора, начальника 22 ОНД по Частинскому и <адрес>м ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ , с которым законный представитель ООО «Русь» ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.2012 г. (далее именуются Правила) настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

    Согласно п. 3 Правил лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Согласно п. 6 Правил в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Согласно п. 20 Правил руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п. 9 Правил на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Согласно п. 70, 478 Правил руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

Согласно п. 482 Правил пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6.

Согласно п. 42 Правил запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; пользоваться розетками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Согласно п. 437 Правил на проведение огневых работ, в том числе на газо- и электросварочные работы, газо- и электрорезательные работы, руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, оформляется наряд-допуск на выполнение огневых работ по форме, предусмотренной приложением N 4.

Согласно п. 22 Правил руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

Согласно п. 50 Правил руководитель организации определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год.

Согласно п. 55 Правил руководитель организации обеспечивает доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года. Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Согласно п. 8.6 Свода Правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования к пожарной безопасности» у гидрантов, а также по направлению движения к ним, должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п. 14 Правил запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз.

Согласно п. 77 Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Согласно п. 247 Правил руководитель организации в отношении помещений для хранения (стоянки) транспорта обеспечивает оснащение указанных помещений и площадок открытого хранения транспортных средств буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 единиц техники.

Согласно п. 249, 340 Правил в помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается хранить горючее и масла; запрещается совместное хранение в одной секции с автомобильной резиной каких-либо других материалов и товаров.

Согласно п. 199 Правил на животноводческих фермах (комплексах) при наличии 20 и более голов крупного рогатого скота необходимо применять групповой способ привязи.

    Из материалов дела следует, что вышеприведенные положения Правил противопожарного режима в ООО «Русь» на момент проверки соблюдены не были: административное здание не обеспечено табличками с номерами телефонов вызова пожарной охраны; на административном здании, здании нового комплекса, здании корпуса (молочный), здании телятника , здании телятника , здании нового телятника, здании родильного корпуса (бычника), здания машино-тракторных мастерских отсутствуют указатели, обозначающие направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; допущено хранение резины в легковом гараже и автогараже, в автогараже допущено хранение горючих жидкостей, на полу имеются подтеки масла; в неисправном состоянии находится групповая привязь крупного рогатого скота в зданиях нового телятника, нового коровника, корпуса (молочный); в помещениях семякомплекса, склада , слесарки машино-тракторных мастерских допущено курение; не определены и не обозначены табличкой категории по взрывопожарной и опасной пожарной опасности в помещениях нового телятника, нового коровника, помещениях производственного и складского назначения; на территории легкового гаража в противопожарных расстояниях между зданиями развалена куча горючего мусора (бревна, доски); места расположения пожарных водоемов (у склада , семякомплекса, родильного корпуса (бычника) не обозначены указателями, у пожарных водоемов отсутствуют подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года; в зданиях семякомплекса, сушильного зернового комплекса (польская сушилка) не проведены работы с составлением соответствующего акта по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов; на период проведения огневых работ (электросварочных, газо-электрорезательных на территории семякомплекса у весовой не оформлялся наряд-допуск на выполнение огневых работ; в помещении с ночным пребыванием людей в здании дома животновода отсутствует инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, в коридоре здания корпуса (молочный) не проведены работы по заполнению негорючими материалами образовавшихся отверстий и зазоров от инженерных и технологических коммуникаций; у въездных ворот здания машино-тракторных мастерских отсутствует буксирная штанга или трос; сварщик ФИО4 не прошел обучение пожарно-техническому минимуму; в здании легкового гаража в электроавтоматах допущено использование поврежденной автоматической пробки с плавкой вставкой, у смотровой ямы для ремонта автомобилей используется электролампа освещения (переноска), на которой отсутствует защитный колпак (рассеиватель), предусмотренный конструкцией светильника; в административно-бытовом помещении нового коровника электророзетка имеет повреждения; в здании кормоцеха жопущена эксплуатация несертифицированного удлинителя с поврежденной изоляцией электропровода; в здании семякомплекса допущена эксплуатация электропровода с поврежденной изоляцией; в зданиях легкового гаража, нового телятника, нового коровника, корпуса (молочный), нового комплекса, кормоцеха, семякомплекса на светильниках отсутствуют колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильника; пожарные щиты зданий легкового гаража, нового телятника, нового коровника, родильного корпуса на 200 мест, телятника , корпуса (молочный), нового комплекса, телятника , семякомплекса, складов , 2, 3, 4 и машино-тракторных мастерских не укомплектованы специализированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению Правил; в здании легкового гаража не произведена перезарядка огнетушителя (последняя перезарядка в июне 2009 года).

    Кроме того, в соответствии с п. 33 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии с п. 4.18 Свода Правил 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемным планировочным решениям» при наличии на объекте защиты частей различных классов функциональной пожарной опасности, разделенных противопожарными преградами, каждая из таких частей должна отвечать противопожарным требованиям, предъявляемым к объектам соответствующей функциональной пожарной опасности.

В соответствии со ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: для отделки стен в общих коридорах и холлах – Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2; для покрытия пола в общих коридорах - В2, РП2, Д3, Т2.; согласно п. 6.18 лестничные клетки должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах; согласно п. 6.28* полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.; согласно п. 6.16 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.

Из материалов дела следует, что вышеприведенные положения законодательства ООО «Русь» на момент проверки соблюдены не были: в зданиях кормоцеха, машино-тракторных мастерских, нового коровника, нового телятника заполнение проемов в ограждающих конструкциях, разделяющих части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не соответствовали установленным требованиям – не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI 30; на первом и втором этажах лестничной клетки административного здания отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах; на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, на первом этаже на путях эвакуации имеется перепад высот – порог в дверных проемах; в помещении актового зала дома животновода высота эвакуационного выхода (высота дверного проема) составляет 1,56 м.; в административном здании на стенах коридора, лестничной клетке, потолке применена отделка из горючих материалов с более высокой пожарной опасностью, чем предусмотрено СНиП 21-01-97, для крепления отделки на потолке применены деревянные бруски; в доме животновода в коридоре и фойе на путях эвакуации полы и стены окрашены масляной краской с более высокой пожарной опасностью, чем предусмотрено СНиП 21-01-97, сертификаты пожарной безопасностью на указанную отделку помещений представлены в ходе проверки не были.

Кроме того, согласно п. 14 Норм пожарной безопасности 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении. 1

Согласно таблице № 1 приложение к НПБ 110-03 (обязательное) подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией здания административно-бытового назначения (п. 7.2 таблицы 1), здания гаражей (п. 4 таблицы 1), помещения административного назначения, в том числе встроенные (п. 38 таблицы 3).

Из материалов дела следует, что вышеприведенные положения НПБ ООО «Русь» соблюдены не были: в административном здании, здании легкового гаража, машино-тракторных мастерских, автогаража, ПТО машинного двора, здании дома животновода, административных помещениях (помещениях для персонала) в зданиях нового телятника, нового коровника, нового комплекса, корпусе № 4 (молочный) автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на момент проверки отсутствовала.

Данные обстоятельства подтверждаются:

- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколами об административных правонарушениях , 85, 86 от ДД.ММ.ГГГГ;

- предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Должностным лицом органа пожарного надзора, вынесшим обжалуемое постановление, правильно установлено, что у ООО «Русь» имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах должностное лицо надзорного органа пришло к правильному и обоснованному выводу о квалификации действий и бездействия ООО «Русь» по:

- ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи;

- ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ – Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;

- ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре.

    Санкция ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, санкция ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; санкция ч. 4 ст. 20.1 КоАП РФ - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

    Наказание ООО «Русь» назначено в пределах санкции статьи с учётом характера совершенного правонарушения, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

     Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Русь» допущено не было.

Наказание ООО «Русь» назначено в пределах санкции статьи, не является чрезмерным, поскольку соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющихся основанием для снижения назначенного административного штрафа, судом не установлено.

Суд не находит оснований и для признания совершенного деяния малозначительным.

    В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

    Характер совершенных правонарушений по ст. 20.4 КоАП РФ, объектом посягательства которого является нарушение правил пожарной безопасности свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере, поскольку выявленные нарушения представляют существенную угрозу жизни и здоровью людей.

    Состав правонарушения, квалифицируемого по ст. 20.4 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей, по несоблюдению требований законодательства.

    С учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным. Устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности после составления акта проверки и протокола об административном правонарушении не могут являться основанием для освобождения учреждения от административной ответственности.

    Вместе с тем, постановление подлежит изменению в части нарушения ООО «Русь» п. 21 Правил противопожарного режима и пунктов 7.1 и 7.2 СНиП 21-01-97*.

    Пункт 21 Правил противопожарного режима предусматривает, что руководитель организации обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

    Пункты 7.1 и 7.2 СНиП 21-01-97* предусматривает, что предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся:
конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями;
ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;

снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;
наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения;
сигнализация и оповещение о пожаре.
Части зданий, тушение пожара в которых затруднено (технические помещения и этажи, подвальные и цокольные этажи и другие части зданий), следует оборудовать дополнительными средствами, направленными на ограничение площади, интенсивности и продолжительности горения.
    Из вышеприведенных положений Правил и СНиПа следует, что они не содержат императивных (то есть обязательных к исполнению) требований об обработке огнезащитными составами деревянных частей кровли зданий.

    В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Частинского и Большесосновского муниципальных районов по пожарному надзору ФИО5 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Русь» изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления выводы о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Русь» пункта 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пунктов 7.1, 7.2 СНиП 21-01-97* в части отсутствия обработки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли административного здания, легкового гаража, нового телятника, нового коровника, дома животновода, родильного корпуса (бычника), телятника , корпуса (молочный), нового корпуса, кормоцеха, котельной семякомплекса, склада АВМ, склада автогаража.

В остальной части постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Частинского и Большесосновского муниципальных районов по пожарному надзору ФИО5 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Русь» оставить без изменения, жалобу ООО «Русь» на указанное постановление – без изменения.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья:                     Бахарева Е.Б.

12-65/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Русь"
Другие
Львова Юлия Юрьевна
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Бахарева Елена Борисовна
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.4

Дело на странице суда
bolshesos--perm.sudrf.ru
12.07.2016Материалы переданы в производство судье
12.07.2016Истребованы материалы
29.07.2016Поступили истребованные материалы
15.09.2016Судебное заседание
21.09.2016Судебное заседание
22.09.2016Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2016Вступило в законную силу
28.02.2017Дело оформлено
07.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее