Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5390/2015 ~ М-4824/2015 от 30.07.2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 сентября 2015 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Черных М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5390/15 по иску Прокурора Комсомольского района г.Тольятти в интересах Беляева А.Е. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Комсомольского района г.Тольятти обратился с иском в интересах Беляева А.Е. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что в ходе проведенной проверки установлено, что Беляев А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Распоряжением заместителя мэра от 09.12.2002г. опекуном над несовершеннолетним Беляевым А.Е. назначена ФИО5 Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 15.08.2013г. Беляев А.Е. принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении составом семьи 1 человек, с 02.08.2013г.

Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Беляеву А.Е. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.

Истец Беляев А.Е. в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель мэрии городского округа Тольятти в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Беляев А.Е. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти №5056-р/5 от 15.08.2013г., с 02.08.2013г. Законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, в котором состоит истец. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истца, полагает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед Беляевым А.Е. Просит в иске отказать. Кроме того, считает, что на момент предъявления иска права истца нарушены не были, поскольку в мэрию с заявлением о предоставлении жилья он не обращался.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и ФИО1 вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право ФИО1 на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Судом установлено, что согласно выписки из распоряжения заместителя мэра от 15.08.2013г. Беляев А.Е. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 02.08.2013г., составом семьи 1 человек.

Из материалов дела следует, что Беляев А.Е. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Согласно решению <данные изъяты>.

Распоряжением заместителя мэра от 09.12.2002г. опекуном над несовершеннолетним Беляевым А.Е. назначена ФИО5

Согласно выписки из поквартирной карточки Беляев А.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес>, также в указанном жилом помещении зарегистрированы: ФИО5, ФИО6 (собственник), ФИО7 (собственник), ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12

Из справки МП «Инвентаризатор» <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, следует, что сведения о регистрации права на объекты недвижимости за Беляев А.Е. отсутствуют, право приватизации не использовал.

Представитель ответчика не оспаривает, что Беляев А.Е. с 02.08.2013г. стоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Представитель ответчика также не оспаривает право Беляев А.Е. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности соответствующей категории граждан и за счет бюджета <адрес> путем предоставления субвенций.

Суд считает, что указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами <адрес>, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.

Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).

Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. <адрес> от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия <адрес> в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. <адрес> от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории <адрес> наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, Постановлением <адрес> от 29.10.2008г. утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, министерство управления финансами <адрес> составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение Беляеву А.Е. по договору социального найма мэрия не имеет возможности, суд не может принять во внимание, поскольку не подтверждены материалами дела. Поскольку, мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного <адрес> о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Доводы ответчика о том, что согласно п.1.2 Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, не может быть принята во внимание, поскольку, в соответствии ч.3 ст.<адрес> от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» социальная выплата может предоставляться в соответствии с письменного заявления.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцу должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней, суд считает несостоятельными, поскольку ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом не соблюден порядок обращения с мэрию г.о.Тольятти, не является основанием для отказа в иске, поскольку досудебный порядок урегулирования спора не требуется.

Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению Беляеву А.Е. жилой площади должна быть исполнена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Беляеву <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2015г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья

Секретарь

2-5390/2015 ~ М-4824/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Беляев А.Е.
И.о. прокурора Комсомольского района г.Тольятти
Ответчики
Мэрия г.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Бетина Г. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
30.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2015Передача материалов судье
31.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2015Подготовка дела (собеседование)
21.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2015Судебное заседание
09.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2016Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее