Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-389/2018 (2-3734/2017;) ~ М-3730/2017 от 19.12.2017

Дело № 2-389/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 30 января 2018 года

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Чукановой Л.М.

при секретаре          Ушаковой М.В.

с участием старшего помощника прокурора Стахиева А.Н.

представителя истца Пестовой Л.Н.

ответчиков Мельникова В.М., Мельниковой И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Оренбурга к Мельникову В.М. и Мельниковой И.И. о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Мельников В.М. является собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>. Вместе с собственником проживает член его семьи Мельникова И.И. Заключением межведомственной комиссии от 10.11.2011 г. № 261 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> г. Оренбурга включен в данную программу.

ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома в разумный срок. В связи с тем, что ответчики снос дома не осуществили, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1910-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.

Между сторонами не было достигнуто соглашение на предоставление ответчикам квартиры на условиях договора мены взамен изымаемого жилого помещения. Мельниковым были предложены варианты реализации своих жилищных прав и они выразили согласие на предоставление им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения. Однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены. Просили:

- прекратить право собственности Мельникова В.М. на жилое помещение по адресу: г. Оренбург, <адрес>

- признать за муниципальным образование «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>

- признать право собственности Мельникова В.М. на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>

- выселить Мельникова В.М. и члена его семьи Мельникову И.И. из жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес> и снять их с регистрационного учёта по данному адресу.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Мельникова И.И. иск администрации не признала и пояснила, что описание жилого дома в акте и заключении межведомственной комиссии не соответствует действительности, т.к. у них дом деревянный, рубленный, крыша металлическая. В акте и заключении указано, что дом кирпичный, кровля шиферная. Аварийная квартира является 3-хкомнатной, им же предлагают 2-хкомнатную квартиру. От квартиры в <адрес> они отказались ещё в 2012 году. В 2016 году они были приглашены в Управление жилищной политики, где им обещали предоставить квартиру на <адрес>. Просила в иске отказать.

Ответчик Мельников В.М. требования администрации г. Оренбурга не признал по аналогичным основаниям.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчиков, заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., полагавшего, что требования администрации удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не выполнены требования ст.32 ЖК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу положений ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачётом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждёнными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Судом установлено, что Мельников В.М. является собственником жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик Мельникова И.И. зарегистрирована в указанной квартире в качестве члена семьи собственника жилого помещения. Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> литер <данные изъяты> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. В данном заключении указано, что состояние наружных стен и кровли признано недопустимым, состояние перекрытий и фундамента - ограниченно работоспособным.

На основании ст.14 ЖК РФ, статей 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статей 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы", целями которой является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012 г., расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург"; финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017 годы.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории г. Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с п.3 ст.2 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.    

Постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> г. Оренбурга включен в данную программу.

Из искового заявления следует, что решение об изъятии земельного участка по <адрес> и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд было принято ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о принятом решении было направлено собственнику аварийного жилого помещения Мельникову В.М. ДД.ММ.ГГГГ, получено им (согласно почтовому уведомлению) ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключал в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск должен быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем по истечении трёх месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Соглашение об избрании собственником жилого помещения варианта переселения в другую квартиру между сторонами не заключалось, что свидетельствует о нарушении истцом порядка изъятия жилого помещения.

Из разъяснений, данных в подпункте «г» п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июня 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч.2 ст.32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.4 ст.32 ЖК РФ).

При этом, исходя из положений ч.4 ст.32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, т.к. в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт «и» п.20 указанного постановления).

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Частью 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

При этом, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом производятся.

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (п. 2 ст. 239).

В силу ч.9 ст.32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Учитывая, что в условиях состязательности и равноправия процесса истцом не представлены относимые и допустимые доказательства соблюдения предусмотренной законом процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, соглашение между истцом и ответчиком - собственником жилого помещения о предоставлении взамен подлежащего сносу жилого помещения другого жилого помещения и переселении достигнуто не было, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации города Оренбурга к Мельникову В.М. и Мельниковой И.И. о прекращении и признании права собственности на жилое помещение, выселении и снятии с регистрационного учёта оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Л.М. Чуканова

Решение суда в окончательной форме принято 05.02.2018 года.

Судья -

2-389/2018 (2-3734/2017;) ~ М-3730/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Промышленного района г.Оренбурга
администрация города Оренбурга
Ответчики
Мельникова Ирина Ивановна
Мельников Владимир Михайлович
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Чуканова Л.М.
Дело на сайте суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
19.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2017Передача материалов судье
25.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2018Подготовка дела (собеседование)
18.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2018Дело оформлено
02.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее