Дело №2-1568/2018
Поступило 31.08.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2018 года г.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Сиреевой Е.Е., с участием истца Некрасова В.А., представителя истца Андреевой С.Г., представителя ответчика Сушко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасова В. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Бердске Новосибирской области о перерасчете страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец обратился с иском к ответчику об обязании включить для начисления страховой пенсии по старости периоды трудовой деятельности в районе Крайнего Севера: с 19.04.1985 г. по 23.10.1985 г., с 19.01.1988 г. по 31.12.1993 г., с 01.01.1994 г. по 09.11. 2000 г., с 24.04.2007 г. по 17.04.2011 г. с применением повышенного коэффициента и произвести перерасчет назначенной пенсии со дня ее начисления - 09.02.2017 года. В обоснование указал, что в декабре 2016 года обратился в УПФ в г.Бердске для назначения страховой пенсии, которая была назначена с 09.02.2017 года в размере 14822 рубля 75 коп.. Затем он обратился в УПФ в г.Бердске для разъяснения порядка начисления пенсии, но ему рекомендовали обратиться письменно, что он и сделал. В июле 2018 г. получил письменный ответ на обращение, из которого сложно и просто невозможно понять методику исчисления назначенной пенсии. При этом в ответе указано, что расчет произведен по формуле, предусмотренной п.1 ст.14 ФЗ от 17.12.2001 г. и п.1 ст.30 этого же Закона и что провести оценку его пенсионных прав (по мнению УПФ) выгодно по п.3 ст.30 с применением п.9 ст.30 вышеуказанного Закона, т.е исчислить вместо общего трудового стажа стаж на соответствующих видах работ. Но истец так и не обнаружил в ответе, какие именно периоды (выгодные для него) его трудовой деятельности были учтены, т.к. право выбора и выгодность исчисления стажа ему не разъяснялись при назначении пенсии, хотя обязаны были это сделать и не предлагались. Кроме того он не обнаружил в ответе ссылку на п.2 ст.28 ФЗ от 17.12.2001 г., в котором установлены районные коэффициенты к заработной плате в размере от 1,5 и выше для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и в данном случае отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате в РФ учитывается в повышенных размерах, не свыше 1,4, 1,7, 1,9. Его стаж работы в районе КС составляет более 20-ти лет, но он не увидел в ответе, что это было учтено (и каким образом) в приведенных формулах и порядке расчета назначенной пенсии. Обратившись в отделение ПФ по Новосибирской области, он по сути получил отписку со ссылкой на ранее полученный ответ из УПФ в г.Бердске от 17.07 2018 г.. В ответе от 17.07.2018 г. сообщено, что размер его страховой пенсии по старости обоснованно составляет с 09.02.2017 г. 14 867 руб. 05 коп., но ему была назначена пенсия меньшего размера – 14 822 руб. 74 коп., которая выплачивалась в течение года, до марта 2018 г., до официального перерасчета, т.е. за указанный период ежемесячно не выплачивался размер положенной пенсии в сумме 44 руб. 30 коп., что в последующем отразилось на уменьшении положенной выплаты в связи с ежегодной индексацией пенсии. Таким образом правильность и размер назначенной страховой пенсии не обоснован, стаж в районе Крайнего Севера также не учтен в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 и №173-ФЗ от 17.12.2001 г., хотя при обращении для назначения пенсии истцом были переданы справки о периодах трудовой деятельности и размеры заработной платы за периоды работы в районах Крайнего Севера. В настоящем судебном заседании истец требования изменил. Просил обязать УПФ РФ в г.Бердске произвести перерасчет и доплату страховой части пенсии по старости с 09.02.2017 г. учетом районного коэффициента 1,7 в размере 25 198,15 руб. (л.д.42-43).
Представитель истца пояснила, что размер пенсии в 25 198,15 руб. получен путем умножения назначенной истцу пенсии на коэффициент 1,7 (14822,75 х1,7). При этом истец просит применить районный коэффициент даже ниже, поскольку для Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением Госкомтруда ССР, секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 №165/15 установлен районный коэффициент 1,8.
Представитель ответчика Сушко Т.А. требований не признала. Ранее были представлены возражения, из которых следует, что расчет пенсии Некрасову В.В. произведен верно. Назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 09.02.2017 г.. В подсчет стажа включены следующие периоды работы с тяжелыми условиями труда (Список №2): с 21.07.1985 г. по 23.10.1985 г., с 19.01.1988 г. по 03.07.1992 г., 05.07.1992 г. по 01.10.1993 г, 03.10.1993 г. по 12.01.2000 г., 14.01.2000 г. по 14.05.2000 г., с 01.01.2009 г. по 17.04.2011 г.. Исходя из ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №.516, предусмотрена возможность суммировать определенные периоды работ, в том числе с тяжелыми условиями труда. При суммировании видов работ, в подсчет стажа включены периоды работы в районах Крайнего Севера (РКС): 19.04.1985 по 20.07.1985 г., 15.05.2000 по 09.11.2000 г., 08.08.2003 по 16.02.2005 г., 24.04.2007 по 31.12.2008 г..Таким образом, периоды работы истца в районах Крайнего Севера включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Согласно документам пенсионного дела, стаж Некрасова В.В. на соответствующих видах работ на 01.01.2002 г. составляет 12 лет 6 месяцев 26 дней, соответственно учтен стажевый коэффициент 0,55 (0,55- за 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ, требуемого для мужчин). При расчете пенсии учтены сведения о заработной плате за 2000-2001гг. (24 месяца). Отношение фактической среднемесячной заработной платы 6354,44 руб. к среднемесячной заработной плате в стране за этот же период 1473,21 руб. составило 4,313, к расчету обоснованно принято предельное отношение заработков -1,2. Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное п.2 ст.30 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 г., применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 01.01.2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностяхи имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Согласно записям в трудовой книжке, Некрасов В.В. с 21.05.2001 по 31.08.2002 г. работал в ООО «Вега-ЦСР», юридический адрес организации: Новосибирская область, г.Бердск. Стаж работы в районах КС на 01.01.2002 г. составляет 13 лет 03 месяца 23 дня: период с 19.04.1985 г. по 20.07.1985 г. (00-03-02), период с 21.07.1985 по 23.10.1985 г. (00-03-03), период с 19.01.1988 по 03.07.1992 г. (04-05-15), 05.07.1992 по 01.10.1993 г. (01-02-27), период с 03.10.2000 по 12.01.2000 г. (06-03-10), 14.01.2000 по 14.05.2000 г. (00-04-01), период с 15.05.2000 по 09.11.2000 г. (00-05-25). Для установления истцу повышенного отношения среднемесячного заработка правовые основания отсутствуют, так как он не проживал по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также у него отсутствует на 01.01.2002 г. 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 и статьи 2 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Так Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 №12отнесен к районам Крайнего Севера.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 30 выше указанного Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в части 1 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены определенные виды работ с особыми условиями труда, которые учитываются наравне с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при исчислении стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста в связи с работой в указанных районах.
На основании указанной нормы с 09.02.2017 г. Некрасову В.В. назначена досрочная страховая пенсия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», размер которой по состоянию на 28.02.2017 г. составил 14 822,75 руб. (л.д.17). В подсчет стажа включены периоды с тяжелыми условиями труда (по Списку №2): с 21.07.1985 по 23.10.1985 г., с 19.01.1988 по 03.07.1992 г., с 05.07.1992 по 01.10.1993 г., с 03.10.1993 по 12.01.2000 г., с 14.01.2000 по 14.05.2000 г., с 01.01.2009 по 17.04.2011 г..
25.06.2018 г. Некрасов В.В. обратился в УПФ по г.Бердску за получением разъяснении порядка начисления указанной пенсии, поскольку ему было не понятно, учтены ли при её исчислении периоды работы его в районах Крайнего Севера и на тяжелых работах.
Из ответа УПФ РФ по г.Бердску следует, что страховая пенсия по старости с 09.02.2017 г. составляет 14 867,05 руб., в том числе, фиксированная выплата (в связи с работой в районах Крайнего Севера) с учетом повышения - 7 207,67 руб..
Истец полагает, что размер его пенсии с 09.02.2017 г. должен составлять 25 198,15 руб. (л.д.43).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 11.07.2002 года №516 (пункт 2), предусмотрена возможность суммирования определенных периодов работ, в том числе с тяжелыми условиями труда. Данный акт применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
При суммировании видов работ, в подсчет стажа по соответствующему основанию включены периоды работы истца в районах Крайнего Севера: с 19.04.1985 по 20.07.1985 г., с 15.05.2000 по 09.11.2000 г., с 08.08.2003 по 16.02.2005 г., с 24.04.2007 по 31.12.2008 г., исходя из сведений в трудовой книжке и справок, предоставленных истцом (л.д.51-73, 44-50, 6-14).
Как пояснила представитель ответчика, при назначении пенсии проверяется выгодность того или иного варианта для получателя пенсии. В отношении истца специалисты Пенсионного фонда пришли к выводу, что провести оценку пенсионных прав ему выгодно по пункту 3 статьи 30 с применением пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, т.е. исчислять вместо общего трудового стажа стаж на соответствующих видах работ.
Доказательств обратного истцом не представлено.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = СК x ЗР/ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07. по 30.09.2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Стаж истца на соответствующих видах работ по документам пенсионного дела по состоянию на 01.01.2002 составляет 12 лет 6 месяцев 26 дней. В связи с чем применен стажевый коэффициент 0,55.
При расчете пенсии учтены сведения о заработной плате за 2000-2001 гг. (24 месяца). Отношение фактической среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период составило 4,313 (6354,44/ 1473,21).
Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г.№173-ФЗ, применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 01.01.2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как установлено в настоящем судебном заседании, истец не проживал в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002 г. и не проработал на указанную дату в районах Крайнего Севера 15-ти лет.
Так исходя из записей в трудовой книжке (л.д.56-57), с 21.05.2001 по 31.08.2002 г. работал в ООО «Вега-ЦСР» в г.Бердске. Это обстоятельство не оспаривал и в настоящем судебном заседании.
Стаж работы истца в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002 г. составляет 13 лет 3 месяца 23 дня, исходя из представленных справок: 19.04.1985 – 20.07.1985 (00-03-02), 21.07.1985 – 23.10.1985 (00-03-03), 19.01.1988 – 03.07.1992 (04-05-15), 05.07.1992 – 01.10.1993 (01-02-27), 03.10.1993 – 12.01.2000 (06-03-10), 14.01.2000 – 14.04.2000 (00-04-01), 15.05.2000 – 09.11.2000 (00-05-25).
Из чего следует, что отсутствует совокупность двух условий, необходимых для установления истцу повышенного отношения среднемесячного заработка при расчете пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Перечень документов, необходимых для установления и перерасчета размера страховой пенсии и правила обращения за указанной пенсией, согласно части 6 статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Так Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н.
Кроме того, как указано выше, перерасчет страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сторону увеличения носит заявительный характер (статья 18 Федерального закона №400-ФЗ). С соответствующим заявлением истец в Пенсионный фонд не обращался.
Вместе с тем, исходя из предмета и доводов иска, основания для перерасчета назначенной истцу пенсии отсутствуют.
Предлагаемый Некрасовым В.В. порядок индексации пенсии (л.д.43- умножение рассчитанной ответчиком истцу пенсии по состоянию на 09.02.2017 г. в размере 14822,75 руб. на районный коэффициент для Ямало-Ненецкого АО в размере 1,7) безоснователен, т.к. Некрасов В.В. не проживал на указанную дату в районах Крайнего Севера.
Периоды работы истца после 01.01.2002 не могут быть учтены при исчислении пенсии по соответствующему основанию, поскольку оценка прав застрахованного лица осуществляется на указанную дату. При этом, как установлено судом, на 01.01.2002 г. стаж работы истца в районах Крайнего Севера составлял менее 15 лет.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░: ░ 19.04.1985 ░░ 23.10.1985 ░., ░ 19.01.1988 ░░ 31.12.1993 ░., ░ 01.01.1994 ░░ 09.11.2000 ░., ░ 24.04.2007 ░░ 17.04.2011 ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 09.02.2017 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1,7 ░ ░░░░░░░ 25 198,15 ░░░..
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░.░.