Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,
при секретаре Бурда Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-188/2019 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому учреждению культуры «Озернинский культурно-досуговый центр Братского района» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному казённому учреждению культуры «Озернинский культурно-досуговый центр Братского района» (далее - МКУК «Озернинский КДЦ Братского района») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения МКУК «Озернинский КДЦ» природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах потребления.
Учреждение в установленном законом порядке осуществляет деятельность по оказанию услуг гражданам в культурно-досуговой сфере и сфере библиотечного обслуживания. Пунктом 3.2 Устава МКУК «Озернинский КДЦ» установлено, что имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными задачами деятельности и в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 52 4); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4) и т.п.
Вышеуказанные отходы включены в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст. 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Требования к транспортированию отходов регламентируются ст. 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой транспортирование отходов должно осуществляться, в том числе, при условии наличия паспорта отходов.
Вместе с тем, проверкой деятельности МКУК «Озернинский КДЦ» выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии установленных форм паспортов на отходы I - IV класса.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, каждый посетитель МКУК «Озернинский КДЦ» имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Несоблюдение учреждением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие достоверных сведений об экологической обстановке на территории данного учреждения культуры, а также отсутствие сведений об отходах, образующихся в результате его деятельности влечет нарушение основных конституционных прав граждан.
Просил обязать МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» в срок, не позднее 01.05.2019, составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на отходы I - IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКУК «Озернинский КДЦ Братского района», в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Директор МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» Панченкова М.Ф. представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования прокурора Братского района об обязании МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, признает в полном объеме, последствия признания иска понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации МО «Братский район» Кондратьева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в котором указала, что разрешение вопроса по существу заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» и представителя третьего лица Администрации МО «Братский район», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ, в случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» Панченкова М.Ф., действующая на основании прав по должности – директор МКУК «Озернинский КДЦ Братского района», реализуя свое процессуальное право, признала исковые требования прокурора Братского района в полном объеме, о чем имеется ее письменное заявление.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что представитель ответчика исковые требования прокурора Братского района признала в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – не позднее 01.05.2019.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казённое учреждение культуры «Озернинский культурно-досуговый центр Братского района» в срок, не позднее 01.05.2019, составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на отходы I - IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности Муниципального казённого учреждения культуры «Озернинский культурно-досуговый центр Братского района», в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Ю. Старникова