Дело № 2-139/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 07 июня 2017 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи – Пискулина В.Ю.,
при секретаре – Галимулиной Л.В.,
с участием: заместителя прокурора Боградского района Республики Хакасия – Абдина К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеербинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Боградского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Боградский районный суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Большеербинского сельсовета Боградского района, в котором просит обязать администрацию Большеербинского сельсовета Боградского района устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, в д. Карасук обеспечить связь и оповещение людей о пожаре; обеспечить своевременную очистку территории села Большая Ерба от горючих отходов и мусора; на территории д. Карасук создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечить скважину требуемым расходом воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с; принять меры по социальному и экономическому стимулированию участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; в населенных пунктах Большеербинского сельсовета (с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба) на указателях направления движения к водоисточникам нанести четко нанесенные цифры расстояния до их местонахождения; организовать обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, распространение пожарно-технических знаний среди жителей населенных пунктов Большеербинского сельсовета. Установить ответчику срок для устранения данных нарушений законодательства.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Боградского района совместно с ОНДиПР Боградского района УНДиПР ГУ МЧС России по РХ проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в администрации Большеербинского сельсовета, по результатам которой выявлены нарушения закона.
В сфере пожарной безопасности действует Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 78 (далее - Свод правил СП 8.13130.2009).
В соответствии с таблицей № 1 Свода правил СП существующая в д. Карасук скважина должна обеспечивать требуемый расход воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с.
Между тем, на момент проверки вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п. 16, 19, 55, 77, 80 ППР, таблицы № 1 Свода правил СП 8.13130.2009 на территории д. Карасук не обеспечена связь и оповещение людей о пожаре, не обеспечивается своевременная очистку территории села Большая Ерба от горючих отходов и мусора, на территории д. Карасук не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения (существующая на территории поселения скважина не обеспечивает требуемый расход воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с), отсутствует социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, в населенных пунктах Большеербинского сельсовета (с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба) на указателях направления движения к водоисточникам отсутствуют четко нанесенные цифры расстояния до их местонахождения, не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний.
Выявленные нарушения нивелируют право лиц, проживающих на территории с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба на охрану здоровья, число которых определить не представляется возможным, так как круг проживающих в данных поселениях не является постоянным и изменяется в результате миграционных процессов, текучести, динамики населения и по другим причинам, в связи, с чем жителями с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба в разное время могут быть разные граждане. В связи с чем, прокурор Боградского района обращается в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании участвующий прокурор Абдин К.А., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать администрацию Большеербинского сельсовета Боградского района с рок до 1 августа 2017 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, в д. Карасук обеспечить связь и оповещение людей о пожаре; обеспечить своевременную очистку территории села Большая Ерба от горючих отходов и мусора; на территории д. Карасук создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечить скважину требуемым расходом воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с; принять меры по социальному и экономическому стимулированию участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; в населенных пунктах Большеербинского сельсовета (с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба) на указателях направления движения к водоисточникам нанести четко нанесенные цифры расстояния до их местонахождения; организовать обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, распространение пожарно-технических знаний среди жителей населенных пунктов Большеербинского сельсовета.
Ответчик администрация Большеербинского сельсовета Боградского района надлежащим образом уведомленная о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя ответчика.
Третье лицо – ОНДиПР Боградского района УНДиПР ГУ МЧС России по РХ, надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено право каждого на охрану здоровья.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69 «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации. К нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу положения ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее - ППР).
В силу положений п. 16 ППР на территории поселений обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно п. 19 ППР запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
В соответствии с п. 55 ППР руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения. Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно п. 80 ППР органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Также, в сфере пожарной безопасности действует Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 78 (далее - Свод правил СП 8.13130.2009).
В соответствии с таблицей № 1 Свода правил СП существующая в д. Карасук скважина должна обеспечивать требуемый расход воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с.
Актом проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории Большеербинского сельсовета Боградского района от 06 апреля 2017 года установлено, что на момент проверки вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п. 16, 19, 55, 77, 80 ППР, таблицы № 1 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» на территории д. Карасук не обеспечена связь и оповещение людей о пожаре; не обеспечивается своевременная очистку территории села Большая Ерба от горючих отходов и мусора, на территории д. Карасук не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения (существующая на территории поселения скважина не обеспечивает требуемый расход воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с); отсутствует социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; в населенных пунктах на указателях направления движения к водоисточникам отсутствуют четко нанесенные цифры расстояния до их местонахождения, не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний (л.д.9).
Из информации отделения надзорной деятельности и профилактической работы Боградского района от 18 апреля 2016 года следует, что на территории д. Карасук не обеспечена связь и оповещение людей о пожаре. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ст. 63 п.7, Постановление от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме в РФ» п.16.
Глава администрации Большеербинского сельсовета не обеспечивает своевременную очистку территории села Большая Ерба от горючих отходов и мусора. Постановление от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме в РФ» п.19,77.
На территории д. Карасук не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения (существующая на территории поселения скважина не обеспечивает требуемый расход воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с). Федеральный закон № 69-ФЗ ст. 19, Федеральный закон № 123-ФЗ ст. 63 п. 2; Постановление от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме в РФ» п.80, Свод правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178) таблица 1.
Отсутствует социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года п. 9 ст. 63.
В населенных пунктах на указателях направления движения к водоисточникам отсутствуют четко нанесенные цифры расстояния до их местонахождения. Правила противопожарного режима в Российской Федерации п. 55.
Не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, не оказывается содействие распространению пожарно-технических знаний Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года п. 8 ст. 63. (л.д.12-13).
Поскольку до настоящего времени нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены, а именно в д. Карасук не обеспечена связь и оповещение людей о пожаре, не обеспечена своевременная очистка территории села Большая Ерба от горючих отходов и мусора, на территории д. Карасук не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечена скважина требуемым расходом воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с, не приняты меры по социальному и экономическому стимулированию участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, в населенных пунктах Большеербинского сельсовета (с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба) на указателях направления движения к водоисточникам не нанесны четко цифры расстояния до их местонахождения, не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, не распространены пожарно-технические знания среди жителей населенных пунктов Большеербинского сельсовета, чем нарушается право лиц, проживающих на территории с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба на охрану здоровья, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация Большеербинского сельсовета освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Боградского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеербинского сельсовета Боградского района Республики Хакасия об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать администрацию Большеербинского сельсовета Боградского района с рок до 1 августа 2017 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, в д. Карасук обеспечить связь и оповещение людей о пожаре, обеспечить своевременную очистку территории села Большая Ерба от горючих отходов и мусора, на территории д. Карасук создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечить скважину требуемым расходом воды на нужды пожаротушения, не менее 5 л/с, принять меры по социальному и экономическому стимулированию участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, в населенных пунктах Большеербинского сельсовета (с. Большая Ерба, д. Карасук, д. Верх-Ерба) на указателях направления движения к водоисточникам нанести четко нанесенные цифры расстояния до их местонахождения, организовать обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, распространение пожарно-технических знаний среди жителей населенных пунктов Большеербинского сельсовета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Боградский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий В.Ю. Пискулин