УИД 36RS0006-01-2019-005115-74
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2020 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре: Шестаковой М.Р.,
с участием истца Панарина А.С., его представителя, действующего на основании ордера адвоката Ананьева М.О.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Байбаковой М.А.,
представителя третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующей на основании доверенности Боевой А.И.,
представителей третьего лица ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония», действующей на основании доверенностей Студеникиной А.А., Тычининой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панарина Александра Сергеевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 31.07.2019, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 31.07.2019, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Панарин А.С. 31.07.2019 обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 14.08.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд:
1) Признать незаконным и оттенить решение УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 14.08.2019 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона
2) Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ период работы с 01.10.1999 по 31.10.2005 в качестве нештатного концертного исполнителя артиста-вокалиста (солиста) ансамбля казачьей песни «Держава» Воронежского государственного гастрольно-концертного объединения «Филармония».
3) Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 31.07.2019.
4) Обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 31.07.2019.
5) Взыскать с ответчика судебные расходы.
Определением суда от 17.12.2019, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония».
Определением суда от 16.01.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области.
В судебном заседании истец Панарин А.С., его представитель, действующий на основании ордера адвокат Ананьев М.О., заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить в полном объеме. Суду представлены также письменные пояснения по заявленным требованиям (л.д. 76-79).
Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Байбакова М.А., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 54-55), а также дополнительные возражения относительно заявленных требований.
Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующая на основании доверенности Боева А.И., в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представители третьего лица ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония», действующие на основании доверенностей Тычинина И.Г., Студеникина А.А., в судебном заседании полагали, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Суду представлены письменные пояснения по заявленным исковым требованиям (л.д. 88-90).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 31.07.2019, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утратившим силу с 01.01.2015 года.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список от 28 августа 1991 г. N 447), с применением положений пункта 2 указанного постановления.
Как предусмотрено п. 3 Списка от 28 августа 1991 г. N 447 право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет имеют артисты - вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, кроме артисток - вокалисток (солисток), указанных в пункте 2 настоящего Списка.
В судебном заседании из копии трудовой книжки (л.д. 26) установлено, что Панарин А.С. на основании приказа от 30.09.1999 №70 с 01.10.1999 принят в Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония» нештатным концертным исполнителем артистом-вокалистом (солистом) ансамбля казачьей песни «Держава».
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 14.08.2019 (л.д. 16-18) истцу в специальный стаж в соответствии с п. 3 Списка…, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 не включен период работы с 01.10.1999 по 31.10.2005 в Воронежском государственном гастрольно-концертном объединении «Филармония» в должности нештатного концертного исполнителя артиста-вокалиста (солиста) ансамбля «Держава», так как не выполнено условие работы в штатной должности. Кроме того, в сведениях персонифицированного учета за указанный период работы не отражены сведения о специальном стаже, а в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете специального стажа периоды работы до регистрации и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
Указанный период работы не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в подтверждение факта выполнения работы в должностях и в организациях, предусмотренных Списком, постоянно в течение полного рабочего дня в условиях полной рабочей недели представлены копия трудовой книжки, копия трудового договора (л.д. 29), копия приказа от 30.09.1999 (л.д. 30), копия приказа от 26.10.2005 (л.д. 31), копия справки от 25.04.2019 (л.д. 32-33), копия справки от 31.07.2019 (л.д. 34-35), копия справки и размере заработка (л.д. 36), копия справки от 19.11.2019 (л.д. 37).
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 57 ТК РФ установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, к которым в частности относятся: место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
Положениями ст. 58 ТК РФ установлено, что трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Согласно положениям ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может быть заключен для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.
В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ работникам государственных учреждений устанавливается базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы, под которыми понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из ст. 1 ГК РФ субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (ст. 421 ГК РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
Таким образом, договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате (оплачиваемая деятельность), по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - сторон будущего договора.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 597-О-О суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации.
Исходя их положений действующего пенсионного законодательства, в качестве правового основания для досрочного назначение страховой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В силу Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как видно из копии приказа от 30.09.1999 (л.д. 30) истец принят на работу в Филармонию с 01.10.1999 в казачий ансамбль «Держава» по договору найма на следующих основных условиях: нахождение в статусе нештатного артиста, полное самообеспечение (хозрасчет), индивидуальная оплата труда по конечному результату работы всего коллектива при наличии собственных средств, ежемесячное (квартальное) отчисление на содержание Филармонии в размере 20 % от фонда зарплаты коллектива, при увольнении выдача справки о работе по договору в Филармонии и проведение записи в трудовой книжке.
30.09.1999 с истцом был заключен срочный трудовой договор на срок с 01.10.1999 по 01.10.2000, в соответствии с условиями которого, Филармония принимает на работу истца нештатным концертным исполнителем казачьего ансамбля «Держава». Филармония устанавливает истцу задание на участие не менее, чем в четырех концертах в месяц. Истец дает согласие на участие в смешанных платных концертах филармонии и, в исключительных случаях, в праздничных (шефских) концертах на бесплатное основе. Истцу установлена индивидуальная оплата труда, размер которой зависит от конечного результата работы ансамбля. Период расчета по заработной плате устанавливается квартальный. В первый и второй месяцы квартала (при наличии собственных средств ансамбля) выплачивается от 75 до 100 процентов от установленного ему 17 разряда ЕТС. В третий месяц производится полный расчет за квартал.
Согласно справкам, выданным ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония», истец действительно работал в Воронежском государственном гастрольно-концертном объединении «Филармония» нештатным концертным исполнителем артистом-вокалистом (солистом) с 01.10.1999 по 31.10.2005. Переведен в штат филармонии на должность артиста-вокалиста (солиста) с 01.11.2005.
В представленном суду трудовом договоре не отражены обязательные для включения в трудовой договор условия, а именно: не указан размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Не указаны причины, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.
Представленный суду трудовой договор суд расценивает как гражданско-правовой договор с элементами трудового договора, заключенный с истцом для выполнения определенного вида работы и на определенный срок.
По смыслу действующего трудового законодательства трудовая функция – это выполнение работы по должности в соответствии со штатным расписанием. Штатным расписанием Воронежского государственного гастрольно-концертного объединения «Филармония» предусматривалась должность «артист-вокалист (солист), однако она была занята иными лицами. Из всех представленных документов усматривается, что истец в спорные период выполнял работу по должности «артист-вокалист (солист)» без занятия штатной должности.
Из справки о размере заработной платы, копий лицевых счетов видно, что оплата труда истца произведена не за все месяцы, в данных документах отражены сведения о разном количестве отработанных концертов.
На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение в спорный период работ в должности и организации, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня не представлено, в связи с чем, оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж не имеется.
При разрешении требования о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, суд учитывает, что специальный стаж истца составляет 19 лет 6 месяцев 8 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона. При таких обстоятельствах требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 31.07.2019 удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказано в полном объеме, не имеется оснований и для взыскания с ответчика в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Панарина Александра Сергеевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 31.07.2019 и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 03.02.2020.
УИД 36RS0006-01-2019-005115-74
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2020 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре: Шестаковой М.Р.,
с участием истца Панарина А.С., его представителя, действующего на основании ордера адвоката Ананьева М.О.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Байбаковой М.А.,
представителя третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующей на основании доверенности Боевой А.И.,
представителей третьего лица ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония», действующей на основании доверенностей Студеникиной А.А., Тычининой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панарина Александра Сергеевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 31.07.2019, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 31.07.2019, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Панарин А.С. 31.07.2019 обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 14.08.2019 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, просит суд:
1) Признать незаконным и оттенить решение УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 14.08.2019 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона
2) Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ период работы с 01.10.1999 по 31.10.2005 в качестве нештатного концертного исполнителя артиста-вокалиста (солиста) ансамбля казачьей песни «Держава» Воронежского государственного гастрольно-концертного объединения «Филармония».
3) Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 31.07.2019.
4) Обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 31.07.2019.
5) Взыскать с ответчика судебные расходы.
Определением суда от 17.12.2019, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония».
Определением суда от 16.01.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области.
В судебном заседании истец Панарин А.С., его представитель, действующий на основании ордера адвокат Ананьев М.О., заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить в полном объеме. Суду представлены также письменные пояснения по заявленным требованиям (л.д. 76-79).
Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Байбакова М.А., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд в их удовлетворении отказать. Суду представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д. 54-55), а также дополнительные возражения относительно заявленных требований.
Представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области, действующая на основании доверенности Боева А.И., в судебном заседании полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представители третьего лица ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония», действующие на основании доверенностей Тычинина И.Г., Студеникина А.А., в судебном заседании полагали, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Суду представлены письменные пояснения по заявленным исковым требованиям (л.д. 88-90).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 31.07.2019, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утратившим силу с 01.01.2015 года.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список от 28 августа 1991 г. N 447), с применением положений пункта 2 указанного постановления.
Как предусмотрено п. 3 Списка от 28 августа 1991 г. N 447 право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет имеют артисты - вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, кроме артисток - вокалисток (солисток), указанных в пункте 2 настоящего Списка.
В судебном заседании из копии трудовой книжки (л.д. 26) установлено, что Панарин А.С. на основании приказа от 30.09.1999 №70 с 01.10.1999 принят в Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония» нештатным концертным исполнителем артистом-вокалистом (солистом) ансамбля казачьей песни «Держава».
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 14.08.2019 (л.д. 16-18) истцу в специальный стаж в соответствии с п. 3 Списка…, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 не включен период работы с 01.10.1999 по 31.10.2005 в Воронежском государственном гастрольно-концертном объединении «Филармония» в должности нештатного концертного исполнителя артиста-вокалиста (солиста) ансамбля «Держава», так как не выполнено условие работы в штатной должности. Кроме того, в сведениях персонифицированного учета за указанный период работы не отражены сведения о специальном стаже, а в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете специального стажа периоды работы до регистрации и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
Указанный период работы не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в подтверждение факта выполнения работы в должностях и в организациях, предусмотренных Списком, постоянно в течение полного рабочего дня в условиях полной рабочей недели представлены копия трудовой книжки, копия трудового договора (л.д. 29), копия приказа от 30.09.1999 (л.д. 30), копия приказа от 26.10.2005 (л.д. 31), копия справки от 25.04.2019 (л.д. 32-33), копия справки от 31.07.2019 (л.д. 34-35), копия справки и размере заработка (л.д. 36), копия справки от 19.11.2019 (л.д. 37).
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 57 ТК РФ установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, к которым в частности относятся: место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
Положениями ст. 58 ТК РФ установлено, что трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Согласно положениям ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может быть заключен для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.
В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ работникам государственных учреждений устанавливается базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы, под которыми понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из ст. 1 ГК РФ субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (ст. 421 ГК РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
Таким образом, договорно-правовыми формами, опосредующими выполнение работ (оказание услуг), подлежащих оплате (оплачиваемая деятельность), по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), которые заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - сторон будущего договора.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 597-О-О суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации.
Исходя их положений действующего пенсионного законодательства, в качестве правового основания для досрочного назначение страховой пенсии по старости предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В силу Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как видно из копии приказа от 30.09.1999 (л.д. 30) истец принят на работу в Филармонию с 01.10.1999 в казачий ансамбль «Держава» по договору найма на следующих основных условиях: нахождение в статусе нештатного артиста, полное самообеспечение (хозрасчет), индивидуальная оплата труда по конечному результату работы всего коллектива при наличии собственных средств, ежемесячное (квартальное) отчисление на содержание Филармонии в размере 20 % от фонда зарплаты коллектива, при увольнении выдача справки о работе по договору в Филармонии и проведение записи в трудовой книжке.
30.09.1999 с истцом был заключен срочный трудовой договор на срок с 01.10.1999 по 01.10.2000, в соответствии с условиями которого, Филармония принимает на работу истца нештатным концертным исполнителем казачьего ансамбля «Держава». Филармония устанавливает истцу задание на участие не менее, чем в четырех концертах в месяц. Истец дает согласие на участие в смешанных платных концертах филармонии и, в исключительных случаях, в праздничных (шефских) концертах на бесплатное основе. Истцу установлена индивидуальная оплата труда, размер которой зависит от конечного результата работы ансамбля. Период расчета по заработной плате устанавливается квартальный. В первый и второй месяцы квартала (при наличии собственных средств ансамбля) выплачивается от 75 до 100 процентов от установленного ему 17 разряда ЕТС. В третий месяц производится полный расчет за квартал.
Согласно справкам, выданным ГБУК ВО «Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония», истец действительно работал в Воронежском государственном гастрольно-концертном объединении «Филармония» нештатным концертным исполнителем артистом-вокалистом (солистом) с 01.10.1999 по 31.10.2005. Переведен в штат филармонии на должность артиста-вокалиста (солиста) с 01.11.2005.
В представленном суду трудовом договоре не отражены обязательные для включения в трудовой договор условия, а именно: не указан размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Не указаны причины, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.
Представленный суду трудовой договор суд расценивает как гражданско-правовой договор с элементами трудового договора, заключенный с истцом для выполнения определенного вида работы и на определенный срок.
По смыслу действующего трудового законодательства трудовая функция – это выполнение работы по должности в соответствии со штатным расписанием. Штатным расписанием Воронежского государственного гастрольно-концертного объединения «Филармония» предусматривалась должность «артист-вокалист (солист), однако она была занята иными лицами. Из всех представленных документов усматривается, что истец в спорные период выполнял работу по должности «артист-вокалист (солист)» без занятия штатной должности.
Из справки о размере заработной платы, копий лицевых счетов видно, что оплата труда истца произведена не за все месяцы, в данных документах отражены сведения о разном количестве отработанных концертов.
На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение в спорный период работ в должности и организации, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня не представлено, в связи с чем, оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж не имеется.
При разрешении требования о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, суд учитывает, что специальный стаж истца составляет 19 лет 6 месяцев 8 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона. При таких обстоятельствах требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 31.07.2019 удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказано в полном объеме, не имеется оснований и для взыскания с ответчика в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Панарина Александра Сергеевича к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 31.07.2019 и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 03.02.2020.