РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре Асеевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Балыкиной Н.Б. о признании незаконным отказа Департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии г.о. Тольятти,
установил:
Балыкина Н.Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии г.о. Тольятти.
В судебном заседании заявитель Балыкина Н.Б. заявленные требования поддержала и пояснила, что она с 14 лет является сиротой и относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда. Однако, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти №. в принятии на учет ей было отказано в связи с превышением 23-хлетнего возраста. С данным отказом заявитель не согласна, считает его незаконным, поскольку не знала о своих правах и в связи с этим не смогла реализовать свое право на получение жилого помещения своевременно. В настоящее время заявителю 31 год, она находится в отпуске по уходу за ребенком. До декрета она работала в Комплексном центре социальной защиты населения в <адрес> в должности <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ она вышла замуж, в ДД.ММ.ГГГГ супруг приобрел дом в <адрес>, однако дом находится в не престижном районе. Проживают с мужем и ребенком в <адрес> на съемной квартире, зарегистрированы по адресу: <адрес>, где ей принадлежит <данные изъяты> доли. Органами опеки за Балыкиной Н.Б. было закреплено жилье – родительский дом по адресу: <адрес>, однако брат оформил этот дом на себя. Впоследствии брат и его супруга умерли, наследником является их дочь. Просила заявление удовлетворить, признать незаконным отказ Департамента по управлению муниципальным имуществом г.о. Тольятти во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями №., обязать Департамент по управлению муниципальным имуществом г.о. Тольятти предоставить ей, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилую площадь, восстановить срок обращения за жильем.
Представитель ответчика Мэрии г.о. Тольятти – М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поскольку Балыкина Н.Б. приехала в <адрес> в возрасте 29 лет, на момент обращения в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей уже исполнился 31 год, тогда как в Законе РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указан возраст детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - от 18 до 23 лет. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные или единоличные решения и действия в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена какая-либо обязанность или он необоснованно привлечен к ответственности. Заявление в порядке ст. 254 ГПК РФ подлежит удовлетворению в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) государственного органа, должностного лица, служащего не соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с п.3 ст. 49 ЖК жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниями нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из ст. 109.1 ЖК РФ следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 1 ФЗ № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет понятие и возраст детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ст. <адрес> от 28.12.2012г. N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Балыкина (до брака ФИО11) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать К. умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец К.Б. умер ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем попечителем несовершеннолетней был назначен С., а впоследствии П., впоследствии попечительство отменено, Балыкина (на тот момент Кирсанова) Н.Д. переведена на полное государственное обеспечение.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ., копией свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ., копией свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ., копией постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО9», копией постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об освобождении С. от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) несовершеннолетней ФИО9», копией постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО9», копией заявления П., копией постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об освобождении П. от исполнения обязанностей попечителя несовершеннолетней ФИО9» копией свидетельства о браке № от ДД.ММ.ГГГГ.,
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. Балыкина Н.Б. проходила обучение в <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ. на период обучения находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается копией аттестата, диплома об образовании, справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Балыкиной Н.Б. было подано заявление в мэрию г.о. Тольятти о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № № Балыкиной Н.Б. с составом семьи 1 человек, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в связи с отсутствием предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список (на момент подачи заявления о включении в список возраст превысил 23 года).
Балыкина Н.Б. считает данный отказ незаконным, в связи с чем обратилась в суд с указанным заявлением.
Суд, проанализировав имеющиеся доказательства по делу и сопоставив их с нормами закона, регулирующего данные правоотношения, считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье (ст.40). Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также абзац четвертый указанного закона определяет понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их возраст, а именно от 18 до 23 лет. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших18-летнего возраста (п.1 ст.54 Семейного Кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имеющегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного ФЗ не распространяется.
Поскольку Балыкина Н.Б. обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда ДД.ММ.ГГГГ. в возрасте 31 год, то под определение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не подходит в связи с достижением 23-летнего возраста и соответственно не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы Балыкиной Н.Б. о том, что ее конституционные права нарушены, т.к. она не знала о полагавшемся ей по статусу муниципальном жилье, в связи с чем не воспользовалась своим правом ранее до достижения 23-летнего возраста, суд считает несостоятельными. Кроме того, аконом и так продлен срок пользования специальными мерами социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с 18-до 23 лет. Данные положения направлены на защиту их прав и интересов и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Суд полагает, что ссылка заявителя на то обстоятельство, что после достижения 23-летнего возраста лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на обращение в муниципальные органы за получением жилья основана на неправильном толковании закона, поскольку таким правом наделены лица указанной категории, состоящие на учете на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонд, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Каких-либо сведений о том, что заявитель ранее состояла на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда суду не представлено.
Судом также принимаются во внимание доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что мэрией г.о. Тольятти какие-либо права и законные интересы Балыкиной Н.Б. не были нарушены, поскольку заявитель родилась и до 29-летнего возраста проживала и работала в <адрес>, в настоящее время также является работником ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» <адрес> (находится в отпуске по уходу за ребенком), органами опеки и попечительства <адрес> за ней было закреплено жилое помещение, в <адрес> приехала в возрасте 29 лет и обратилась в мэрию г.о. Тольятти в 31 год.
При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для признания незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти №. об отказе во включении Балыкиной Н.Б. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда – отсутствуют.
Соответственно не подлежат удовлетворению и требования заявителя об обязании Департамента по управлению муниципальным имуществом г.о. Тольятти предоставить ей, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилую площадь, и восстановить срок обращения за жильем.
Руководствуясь ст.12, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении заявления Балыкиной Н.Б. о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти №. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья: