№ 2а-42/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 01 февраля 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Степановой С.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием административного соответчика <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МОМВД России «Боровичский» о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учёта и регистрации по новому месту жительства,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района заключен договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>-а <адрес>.
В целях реализации своего права на свободу передвижения и выбора места жительства он, находясь временно в ФКУ ИК-7 УФСИН России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ направил почтовой связью в отделение в <адрес> МРО № УФМС России по <адрес> нотариально заверенное заявление о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес>-а <адрес>, и приложил все необходимые документы, а именно: заверенную копию паспорта, договор социального найма жилого помещения, в чем ему было отказано письмом отделения в <адрес> МРО № УФМС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчик указал, что регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении не возможна, а также не предусмотрен порядок регистрации по месту жительства по доверенности или без личного участия заявителя.
Считает вышеуказанный отказ незаконным и необоснованным.
Ни в Законе Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17 июля 1995 г., не содержится такой обязанности для гражданина, желающего зарегистрироваться по месту жительства, как его личная явка в регистрирующий орган.
При обращении в отделение в Боровичском районе МРО № 1 УФМС России по Новгородской области он предоставил личное заявление и приложил все необходимые документы согласно установленного законом перечня, тем самым лично выразил свое волеизъявление на регистрацию по новому месту жительства.
Таким образом, нарушений установленного порядка обращения за регистрацией по постоянному месту жительства с его стороны допущено не было.
Ссылка ответчика на невозможность его регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес>-а <адрес>, без намерения в нем проживать, является несостоятельной, поскольку его отсутствие в указанном жилом помещении носит временный, вынужденный характер. После освобождения из мест лишения свободы он намерен проживать в указанном жилом помещении.
Просит суд признать незаконным отказ отделения в <адрес> МРО № УФМС России по <адрес> в снятии ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес>-а <адрес>; обязать отделение в <адрес> МРО № УФМС России по <адрес> снять ФИО1 с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрировать по новому месту жительства по адресу: <адрес>-а, <адрес>.
В судебное заседание административный истец ФИО1, отбывающий наказание в местах лишения свободы, не явился, извещен надлежащим образом, заявленные требования поддерживает.
Представитель административного истца по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явился, о судебном разбирательстве извещен надлежаще, представил ходатайство об отложении дела в связи с занятостью в других судебных заседаниях.
Обсудив ходатайство представителя административного истца, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Согласно положениям ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Участие представителя административного истца в других судебных заседаниях не может быть отнесено к уважительным причинам неявки. Неявка представителя лица, участвующего в деле, не является безусловным основанием для отложения разбирательства дела. Следовательно, отложение разбирательства дела в связи с неявкой представителя лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда. Кроме того, ранее по аналогичному ходатайству представителя административного истца судебное разбирательство откладывалось.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца ФИО5, поскольку его неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела.
Представитель административного ответчика МОМВД России «Боровичский», которому на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156, переданы функции и полномочия в сфере миграции, в судебное заседание не явился, о судебном разбирательстве извещен надлежаще.
Административный соответчик ФИО7) С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что на момент обращения ФИО1 по вопросу регистрации по месту жительства она являлась начальником отделения в <адрес> МРО № УФМС России по <адрес>, которое в настоящее время упразднено. Снятие с регистрационного учета и регистрация по другому адресу гражданина в его отсутствие противоречит положениям Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в связи с чем, письмом от 21 апреля 2016 года в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано.
Выслушав объяснения административного соответчика, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства регулируется Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713.
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи направил в Отделение в <адрес> МРО № УФМС России по <адрес> нотариально заверенное заявление о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и регистрации по новому месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>-а, <адрес>, приложив необходимые документы.
Письмом начальника Отделения в <адрес> МРО № УФМС России по <адрес> ФИО3 за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в снятии регистрационного учета и регистрации по иному адресу, поскольку регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении не возможна, а также не предусмотрен порядок регистрации по месту жительства по доверенности или без личного участия заявителя.
В силу ст.2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
В соответствии с положениями ст.6 Закона и ст.16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно ст.128 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012г. № 288, снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае: признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда; смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда; поступления заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания); выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм закона, нахождение гражданина в местах лишения свободы не является основанием для его снятия с регистрационного учета по месту жительства и постановки на регистрационный учет без его личного участия.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в период нахождения ФИО1 в исправительном учреждении его регистрация по иному месту жительства без личного участия не может быть осуществлена, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО1 к МОМВД РФ «Боровичский» о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учёта и регистрации по новому адресу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья С.Н.Степанова