Именем Российской Федерации
17 июля 2013 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А. Городиловой,
с участием представителя заявителя- Присмотрова И.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края – Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овчинникова Д.А. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, о возложении обязанности предоставить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников Д.А. обратился с требованием о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В обоснование своих требований указал, что 15.04.2013г. обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> для целей, не связанных со строительством, для хранения лодок, по адресу: <адрес>. К заявлению приложены все необходимые документы: схема расположения земельного участка на публичной кадастровой карте, копия паспорта, копия свидетельства о постановки на учет физического лица в налоговом органе. В заявлении определена цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Процедура заявления прав на земельный участок, установленная ст.34 ЗК РФ, Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009г. № 29, им выполнена, однако он не получил ни отказ, ни положительное решение на его заявление. По настоящее время ему неизвестно в какой стадии находится на разрешение его заявление. В соответствие с п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 ЗК РФ, с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка. Согласно п.2.6 Решения Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009г. № 29 «Об утверждении Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством», Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края также в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Бездействие Комитета имущественных отношений заключается в том, что по настоящий день Комитетом не утверждена и не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что они должны были сделать не позднее 15.05.2013года. В результате бездействия Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района создано препятствие к осуществлению права приобретения земельного участка в собственность и нарушено право на получение утвержденной схемы расположения земельного участка. Из-за чего, он не имеет возможности обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ.
В дальнейшем, 09.07.2013г., заявитель уточнил требования, подав соответствующе заявление, просит возложить на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанность выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом границ существующих рядом земельных участков (л.д.59).
В обоснование уточненных требований заявитель указал, что в процессе судебного разбирательства Комитетом были представлены документы, свидетельствующие о наличии прав третьего лица К.. на незначительную часть испрашиваемого земельного участка. К. фактически на праве аренды предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером 59:32:372 0008:1689, который расположен в другом месте, в отличие от того, как указан на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории к протоколу от 19.10.2012г. Фактически предоставленный К. земельный участок и испрашиваемый им земельный участок незначительно, примерно на 5%, территориально совпадают. При этом он, в заявлении о предоставлении испрашиваемого земельного участка, указал на ориентировочную площадь земельного участка <данные изъяты>, то есть указанная площадь земельного участка может быть и меньше и больше. В связи с чем Комитет не имеет каких-либо препятствий к выдаче ему утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом границ существующих рядом земельных участков, в том числе участка К.., тем самым не будут нарушены права третьих лиц.
Заявитель Овчинников Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, направил в суд своего представителя.
Представитель заявителя Присмотров И.В. уточненные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица- Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Зотина Т.Б. с заявленными требованиями не согласна, в судебном заседании пояснила, что Овчинникову отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поэтому ему не выдавалась схема расположения земельного участка. Земельный участок находится в водоохраной зоне реки Сылва, поэтому доступ к водным объектам не ограничен неопределенному кругу лиц, в соответствие со ст.6 Водного кодекса РФ. В июле 2013года Овчинникову Д.А. дали ответ о том, что испрашиваемый земельный участок находится в пользовании 3-х лиц по договору аренды от 17.05.2013г. № 267. Этот договор заключен с К., других оснований для отказа в предоставлении земельного участка Овчинникову, не имеется. Вопрос о предоставлении, либо отказе в предоставлении земельного участка решается на первоначальном этапе, а не тогда, когда земельный участок уже сформирован.
Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
Судом установлено, что Овчинников Д.А. обратился 15 апреля 2013года в Администрацию Пермского муниципального района Пермского края с письменным заявлением, в котором просил предоставить ему в собственность земельный участок общей площадью <данные изъяты> га., расположенный по адресу: <адрес>, для хранения лодок, предоставил информацию по земельному участку с публичной кадастровой карты (л.д.4, 46, 50).
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствие с Положением о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, принятом Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 23.08.2007года № 561 ( в ред. Решений Земского собрания Пермского муниципального района от 31.01.2008г. № 621, от 29.01.2009г. № 756, от 04.06.2010г. № 81, от 24.03.2011г. № 159), Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции (п.1.1); Комитет является юридическим лицом (п.1.6). Основными задачами Комитета являются: …эффективное управление земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.1). В целях выполнения возложенных на Комитет задач Комитет в установленном порядке выполняет следующие функции: выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды (п.2.2.6); управляет земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, подготавливает правовые акты администрации Пермского муниципального района в области предоставления, изъятия и распределения земель (п.2.2.45). Разрабатывает проекты правовых актов администрации муниципального района по следующим вопросам: уточнение местоположения, разрешенного использования, конфигурации, обременений, а также отнесение и (или) установление категории земельных участков; формирование земельных участков (п.2.2.46); подает заявки на постановку земельных участков на государственный кадастровый учет (п.2.2.48); осуществляет подготовку и выдачу актов выбора (согласования) земельных участков (п.2.2.50); осуществляет учет входящих заявлений от физических и юридических лиц, составляет архив документации (п.2.2.52); утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Пермского муниципального района (п.2.2.61). Комитет имеет право от имени муниципального района осуществлять права собственника: заключать договоры купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в собственности Пермского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.3.1.5). Комитет имеет право выступать Продавцом земельных участков и заключать договоры купли-продажи земельных участков (п.3.2.17) (л.д.21-28).
Таким образом, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, является уполномоченным органом, на который возложена обязанность по решению вопроса о предоставлении земельных участков в собственность, либо в аренду.
Письмом от 24.04.2013 г. № 553з Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района сообщил Овчинникову Д.А. о том, что направлен запрос главе <данные изъяты> с/поселения о возможности формирования испрашиваемого земельного участка для последующего предоставления, и после получения информации, обращение Овчинникова Д.А. будет рассмотрено на комиссии по земельным отношениям, о результатах ему будет сообщено дополнительно (л.д.8, 51).
Из указанного следует, что данный ответ не содержит сведения об отказе Овчинникову ДА. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Запрос Главе администрации <данные изъяты> с/поселения направлен 24.04.2013г., при этом срок для предоставления ответа на запрос не установлен.(л.д.45).
Согласно сообщению заместителя Главы администрации <данные изъяты> с/поселения от 01.07.2013г. № 629-М, земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, <адрес> был выделен на основании решения районной комиссии для общественных нужд членам СНТ «<данные изъяты>»- лодочной стоянки, мест купания. Документы на испрашиваемый земельный участок оформлены на кооператив «<данные изъяты>», председателем которого является К. (л.д.52).
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, орган местного самоуправления обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристикам земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 11.1 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании положений ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с абз. п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009г. № 29 утверждено Положение «О порядке предоставления незастроенных земельных участков гражданам для целей не связанных со строительством».
Согласно п. 1.8 Положения, критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются:
- соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;
- соответствие заявленных целей использования земельного участка виду разрешенного использования;
- наличие (отсутствие) преимущественного права или исключительного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.4 Положения в 10-дневный срок со дня регистрации заявления уполномоченный орган в сфере градостроительства и архитектуры осуществляет подготовку и направление председателю комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района заключения.
Заключение уполномоченного органа в сфере градостроительства и архитектуры должно содержать следующие сведения:
- о том, что земельный участок не подлежит застройке согласно документации по планировке территории или ранее разработанной градостроительной документации;
- об ограничениях, налагаемых на территорию;
- о соответствии размера земельного участка заявленным целям;
- о возможности формирования земельного участка в одной территориальной зоне.
Согласно п. 2.6. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом « О государственном кадастре недвижимости".
Из п. 2.7 Положения следует, что Администрация Пермского муниципального района в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствие с абз.4 п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края обязан был в месячный срок со дня поступления заявления Овчинникова Д.А. выдать заявителю утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо отказать в выдаче, однако в срок до 15 мая 2013года эта обязанность Комитетом выполнена не была, также Комитет не уведомил Овчинникова Д.А. о продлении срока рассмотрения его заявления не более чем на 30 дней, что свидетельствует о бездействии Комитета.
23.07.2012г. в Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края поступило заявление К. о предоставлении ему в аренду под сенокошение земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м. в <данные изъяты> с/поселении, <адрес> (л.д.30)..
19.10.2012г. комиссией по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района принято решение о предоставлении К.. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев испрашиваемого земельного участка для сенокошения, без права выкупа, без права возведения объектов капитального строительства на участке, без права возведения капитального ограждения, с условием исключения береговой полосы р. Сылва в границах, указанных в приложении к протоколу, что подтверждается протоколом (л.д.34 оборот).
К данному протоколу приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.33 оборот).
После формирования земельного участка, 15.04.2013года К. представлено заявление в Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, для сенокошения, по адресу: <адрес>, сроком на 4 года 11 месяцев (л.д.44).
17.05.2013г. администрацией Пермского муниципального района вынесено Постановление № 1273 о предоставлении К..в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, для сенокошения, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 4 года 11 месяцев, а также заключен договор аренды земельного участка (л.д.35,36- 42).
Согласно публичной карте земельного участка, предоставленного в аренду К.., указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет в иной конфигурации и отличается от конфигурации участка, указанного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являющего приложением к протоколу заседания комиссии по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района от 19.10.2012г. (л.д.60-61, 33 оборот).
05.07.2013года комиссией по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района принято решение об отказе в предоставлении Овчинникову Д.А. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для хранения лодок, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в пользовании третьих лиц (договор аренды № 267 от 17.05.2013г.).
09.07.2013г. уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в собственность направлено Овчинникову Д.А. по месту его жительства.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления Овчинникова Д.А. о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом границ существующих рядом земельных участков, имеется принятый компетентным органом отказ в предоставлении Овчинникову Д.А. испрашиваемого земельного участка по вышеуказанным основаниям. Данный отказ в установленном порядке Овчинниковым Д.А. не оспорен, не признан недействительным.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом границ существующих рядом земельных участков, не может быть удовлетворено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требование Овчинникова Д.А. о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом границ существующих рядом земельных участков, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2013года
Судья Гладких Н.В.