Гр. дело № 2(1) -2558/2019г.
№
Решение
Именем Российской Федерации.
23 декабря 2019 года г.Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,
при секретаре Медведевой Н.Г.,
а также истца Навильникова Михаила Федоровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Навильникова Михаила Федоровича к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ – Плюс» о перерасчёте платы за электроэнергию, взыскании убытков и судебных расходов,
установил:
Навильников М.Ф. обратился в суд, с иском указывая на то, что ФИО1 являлась собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГг. (день смерти). С ДД.ММ.ГГГГг. собственником жилого дома является Навильников М.Ф.
Считает начисления коммунальных услуг за электроснабжение с января 2016года по нормативам потребления незаконными. Энергоснабжающая организация была обязана установить прибор учёта потребления электроэнергии для сверки точности показаний вне жилого помещения. В результате действий ответчика по начислению электроэнергии образовалась переплата в размере 931 руб., поскольку при оплате за свет после 25 числа, оплата переносится на следующий месяц. Кроме того ответчиком был введён повышающий коэффициент 1.5 в 2017году, на основании п. 60 постановления Правительства №354, однако данный коэффициент применяется с момента вступления закона в силу, с 2012 года и рассматривается как расчётный метод норматива. Расчёт производится исходя из пункта 42 постановления №354 в редакции от 29 июня 2016г. по формуле 4(1) приложения №2. Жилой дом, согласно статье 15 пункта 2 и 3, статьи 16 ЖК РФ приравнен к многоквартирному дому, так как является жилым помещением. Переплата составила болеем чем 2.85 раза, коэффициент 1.5 учтённый в расчётах является незаконным. Согласно п. 19 постановления №306 нормативы в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода. Согласно п. 20 постановления №306 нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливается с применением расчётного метода, так как дом находится в сельской местности. Поскольку ФИО1 являлась инвалидом 1 группы, то должен был и ранее применяться расчётный метод. По формуле в приложении №2, которая указана выше с применением коэффициента 1.5 в зависимости от площади помещений. Все платежи по потреблению электроэнергии оплачивал регулярно по аналоговому методу расчёта за исключением излишних начислений с 1.5% коэффициента, который был применён незаконно с января 2017года. Вследствие этого образовалась задолженность, которая была взыскана на основании решения суда от 25 января 2018г. и от 20 июля 2018г.
Суммы долга по решению суда были оплачены, так как защитить свои права не мог, в связи с болезнью ФИО1
Неправомерными действия ответчика были введены в заблуждение органы социальной защиты, поскольку ФИО1 было отказано в выплатах социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГг. по день смерти – ДД.ММ.ГГГГг.
В результате неправомерных действий ответчика был причинён материальный ущерб в виде неполученной выгоды в размере 5 000 рублей.
В связи с чем, просит суд считать исковые требования к ОАО «ЭнергосбыТ – Плюс» с момента их обнаружения в январе 2016года.
Отказать ответчику в применении коэффициента 1.5 к методу аналогов, так как формула этого метода не включает в себя применение данного коэффициента и не может использоваться законным способом. Произвести перерасчёт согласно расчётному методу расчёта норматива, с повышающим коэффициентом с 1.1 по 1.8 в зависимости от года, как предписано п. 10,11,11.1, 20 постановления №306 и желанием ответчика применять данный коэффициент с момента возникновения спора – 1 января 2016г., а излишние начисления перечислить Навильникову М.Ф.
Взыскать с ответчика убытки в размере 5 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 700 рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении. В деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Представлено возражение, в котором просят суд в удовлетворении исковых требований отказать и применить срок исковой давности.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, с учётом требований ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 являлась собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1, скончалась, что подтверждается материалами дела.
Наследником к имуществу ФИО1 является истец, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону.
Судом установлено и подтверждается объяснениями истца, что в домовладении отсутствует индивидуальный прибор потребления электроэнергии.
Поставщиком электроэнергии в домовладение, расположенное по вышеуказанному адресу, является ОАО «ЭнергосбыТ – Плюс».
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабажющей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принято абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст. 154 ЖК Ф)
На основании ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов). Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают: порядок расчёта, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов; основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов.
Постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учёта и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами
Согласно п. 36 Правил расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учётом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Пунктом 38 Правил установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определённом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учёта, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учёта, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Таким образом, величина повышающего коэффициента, применяемого в расчётах, закреплено Правилах N 354, а именно, согласно приложению N 2 к Правилам N 354 в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учёта согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1) с учётом повышающего коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5
Истцом не представлено суду доказательств, с достоверностью подтверждающих, что у него отсутствует техническая возможность установки индивидуального прибора учёта электроэнергии, предусмотренных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011г. №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка заполнения», в связи с чем, действия ответчика по начислению платы за электроэнергии с повышающим коэффициентом 1.5, являются законными и обоснованными.
Ссылка истца на норматив 0,61 основана на неверном толкования норм материального права. Норматив потребления электрической энергии равный 0,61 кВт.час применяется при начислении размера платы за потреблённую электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а истец проживает в жилом доме.
Согласно пункту 1 приложения №4 к постановлению Правительства Оренбургской области от 17 августа 2012 г. №68б-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области», с 01 сентября 2012 г., норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях с газовыми плитами с количеством комнат в жилом помещении от 1 до 3-х равен 91 кВт/ч на 1 человека в месяц.
С 01 января 2017 г., согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 05 декабря 2016 г. №908-п «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Оренбургской области», в жилых домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с учётом количества проживающих в помещении 1 человек - 95 кВт/ч на 1 человека в месяц, с учётом количества проживающих в помещении 2 человека - 94 кВт/ч на 1 человека в месяц.
Не подлежащими удовлетворению суд считает требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 5 000 рублей (ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплата которой была приостановлена ФИО1 филиалом <данные изъяты>»), поскольку указанные суммы не включаются в наследственную массу.
руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
исковое заявление Навильникова Михаила Федоровича к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ – Плюс» о перерасчёте платы за электроэнергию, взыскании убытков и судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: М.В.Рябчикова
Решение изготовлено в окончательной форме 27 декабря 2019 года