Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 28 апреля 2017 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Гуровой О.А.,
с участием помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., представителя ответчика Администрации МО «Братский район» по доверенности Донской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-375/2017 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Братский район» об обязании провести комплексное обследование технического состояния зданий, переданных в оперативное управление муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Покоснинская средняя общеобразовательная школа»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Муниципального образования «Братский район» (сокращенное наименование – Администрация МО «Братский район») об обязании в срок, не позднее 01.07.2017, с привлечением специализированной организации провести комплексное обследование технического состояния трех одноэтажных зданий, в которых осуществляет свою деятельность МКОУ «Покоснинская СОШ»: нежилого здания (корпус № 1), расположенного по адресу: Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22; нежилого здания (корпус № 2), расположенного по адресу: Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 Г; нежилого здания (мастерская), расположенного по адресу: Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 Б, и получить официальное заключение по результатам обследования, в соответствии с законодательством о безопасности зданий и сооружений.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности образовательного процесса в МКОУ «Покоснинская СОШ».
В ходе проверки установлено, что МКОУ «Покоснинская СОШ» осуществляет свою образовательную деятельность в трех одноэтажных, брусчатых зданиях, общей площадью 4060 кв.м.: нежилом здании (корпус № 1), расположенном по адресу: Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22, нежилом здании (корпус № 2), расположенном по адресу: Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 Г, а также в нежилом здании (мастерская), расположенном по адресу: Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 Б. Указанные здания на основании распоряжений мэра Братского района № 1083 от 31.12.2009, № 748 от 09.06.2012 переданы Администрацией МО «Братский район», осуществляющей права собственника указанного недвижимого имущества, на праве оперативного управления МКОУ «Покоснинская СОШ».
Пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 2.12 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ», учреждение обязано создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся.
Статьей 3 ФЗ «О безопасности» установлено, что деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения в соответствии со ст. 7 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с п. 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В ходе проведенной 02.02.2017 прокуратурой района совместно с Администрацией МО «Братский район» проверки было установлено, что МКОУ «Покоснинская СОШ» расположено в трех зданиях, 1968 года постройки. Объекты отопления и водоснабжения имеют высокий физический износ в связи с длительным сроком эксплуатации. Выявлены прогнившие стены всех трех зданий, в здании спортивного зала имеется крен наружной стены. В кабинете биологии заметна визуально просадка наружной стены из бруса и от кирпичной брадмаурной стены. Имеются нарушения целостности кровли зданий, прогиб конька крыши здания, сгнившие оконные блоки. Ослаблены крепления к обрешетке кровли зданий школы. Неудовлетворительное состояние инженерных сетей образовательной организации.
Таким образом, здания, в которых осуществляет свою деятельность МКОУ «Покоснинская СОШ», с 2013 года эксплуатируются с имеющимися дефектами, что не обеспечивает безопасность обучающихся и персонала школы при организации образовательного процесса и может представлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и свидетельствовать о его аварийности.
В соответствии п. 1.6 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ», учредителем и собственником имущества учреждения является МО «Братский район». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация МО «Братский район», которая в соответствии со ст. 210 ГК РФ, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Братский район», действующая на основании доверенности Донская Н.В., исковые требования, заявленные прокурором Братского района, не признала, в их удовлетворении просила отказать, суду пояснила, что согласно сведениям, предоставленным ИЦ «Братскстройэксперт» ФГБОУ ВО «БрГУ», стоимость комплексного обследования технического состояния трех одноэтажных зданий, в которых осуществляет свою деятельность МКОУ «Покоснинская СОШ», составляет 120000 руб., которая является существенной для бюджета Братского района.
Бюджет МО «Братский район» является остродефицитным и высокодотационным, содержание образовательных учреждений осуществляется за счет субвенций, которые предоставляет правительство Иркутской области. Следовательно, в срок указанный истцом, выполнить обследование технического состояния трех одноэтажных зданий не представляется возможным.
Статьей 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, требование в отношении Администрации МО «Братский район» не может быть исполнено в текущем финансовом году, так как бюджет МО «Братский район» на 2017 год утвержден и не предполагается внесение изменений в связи с отсутствием источников дополнительных поступлений в бюджет и нецелесообразностью сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2013 № 568-пп утвержден Перечень объектов капитального строительства (реконструкции) государственной собственности Иркутской области и муниципальной собственности, объектов капитального ремонта, находящихся в государственной собственности Иркутской области и муниципальной собственности, включенных в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 годы.
Согласно п. 1.6 ч. 1 данного Перечня, в с. Покосное Братского района будет осуществляться строительство нового здания школы на 352 места с 2017 год по 2019 год. Сметная стоимость строительства нового здания школы составляет 310382,16 тыс. руб.
На сегодняшний день получено положительное заключение государственной экспертизы № 38-1-4-0413-15 от 05.05.2015 на проектную документацию и результаты инженерных изысканий объекта «Строительство школы на 352 места в с. Покосное Братского района».
Таким образом, учитывая, что в 2019 году школа будет размещена в новом здании, по мнению представителя ответчика по доверенности Донской Н.В., целесообразная потребность в инвестировании каких-либо денежных средств в три одноэтажных здания, в которых в настоящее время осуществляет свою деятельность МКОУ «Покоснинская СОШ», полностью отсутствует.
Представитель третьего лица МКОУ «Покоснинская СОШ», действующая на основании доверенности Тихомирова А.С., в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых содержится просьба о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также указано, что исковые требования прокурора Братского района считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным пояснениям, данным представителем ответчика в ходе судебного заседания.
Суд, выслушав помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., представителя ответчика Администрации МО «Братский район» по доверенности Донскую Н.В., исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" регламентировано, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Образовательная организация в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 3 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" установлено, что деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В судебном заседании установлено, что МКОУ «Покоснинская СОШ» является общеобразовательным казенным учреждением, образовательную деятельность осуществляет в трех зданиях, 1965 года ввода в эксплуатацию: нежилом здании - корпус № 1 (школа), расположенном по адресу: с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22, мастерской, расположенной по адресу: с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 «Б», нежилом здании - корпус № 2 (школа - мастерская), расположенном по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 «Г», переданных ему в оперативное управление на основании распоряжений мэра Братского района № 1083 от 31.12.2009, № 748 от 09.06.2012 Администрацией МО «Братский район», являющейся собственником указанного недвижимого имущества. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Реестра муниципальной собственности МО «Братский район», свидетельствами о государственной регистрации права от 28.07.2014, 07.10.2014, распоряжениями мэра Братского района № 1083 от 31.12.2009, № 748 от 09.06.2012, Уставом МКОУ «Покоснинская СОШ».
Предметом деятельности МКОУ «Покоснинская СОШ» является создание условий для реализации гарантированного гражданам права на получение общего образования. Основной целью деятельности учреждения является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (п. 2.1 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ»).
Пунктом 2.12 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ» предусмотрено, что учреждение обязано осуществлять деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения и воспитания.
Также в судебном заседании установлено, что 02.02.2017 в период с 12-00 час. до 15-00 час. при проведении помощником прокурора Братского района Петреневой Е.Ю. с привлечением начальника отдела архитектуры Администрации МО «Братский район» Педан Л.Г., в присутствии директора МКОУ «Покоснинская СОШ» Хрипача Ю.Н., проверки на предмет определения конструктивной схемы здания, типа стен, выявления дефектов, степени износа, типов деформации, установлено следующее. МКОУ «Покоснинская СОШ» размещено в трех корпусах, в которых организуется учебно-воспитательный процесс. Общая площадь зданий составляет 4060 кв.м. Все три здания одноэтажные, брусчатые, построенные 48 лет назад. Отопление школы осуществляется от поселковой котельной по теплотрассе протяженностью 2970 м. Водоснабжение школы от действующих объектов: водозаборная скважина, водонапорная башня, сети водоснабжения. Все объекты имеют высокий физический износ в связи с длительным сроком эксплуатации. Стены всех трех зданий местами прогнили. В здании спортивного зала наблюдается крен наружной стены. В кабинете биологии заметна визуально просадка наружной стены из бруса и от кирпичной брадмаурной стены. В результате протечек кровли видны следы на потолке, местами протечки заделаны ДВП. Оконные блоки сгнили, стекла на 50% состыкованы. Кровля выполнена из шифера старой волны, крепления к обрешетке ослаблены. Визуально виден прогиб конька. Инженерные сети по зданиям находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, необходимо заменить радиаторы в количестве 280 штук.
Из письменного объяснения директора МКОУ «Покоснинская СОШ» Хрипача Ю.Н., данного 17.02.2017 помощнику прокурора Братского района Петреневой Е.Ю., следует, что объекты здания школы имеют высокий физический износ в связи с длительным сроком эксплуатации, имеются прогнившие участки стен, просадка наружной стены, оконные блоки сгнили. Образовательной организацией и учредителем не поднимался и не рассматривался вопрос о проверке технического состояния зданий школы компетентными специалистами для определения степени износа и характеристики объектов недвижимости, а также определения возможности использовать здания по назначению без угрозы жизни и здоровья находящихся в них граждан.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений в соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Согласно п. 4.3 ГОСТ 31937-2011, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
В ходе судебного заседания 13.04.2017 представитель ответчика Администрации МО «Братский район», действующая на основании доверенности Донская Н.В., на вопрос суда о том, когда последний раз проводилось обследование технического состояния зданий школы, пояснить не смогла.
В силу п. 4.4 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по инициативе собственника объекта.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) согласно п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011, при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
Согласно п. 1.6 Устава МКОУ «Покоснинская СОШ», учредителем и собственником имущества МКОУ «Покоснинская СОШ» является муниципальное образование «Братский район». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация МО «Братский район».
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что здания, в которых осуществляет образовательную деятельность МКОУ «Покоснинская СОШ», переданные собственником Администрацией МО «Братский район» в оперативное управление образовательному учреждению, длительный период времени эксплуатируются с имеющимися дефектами, что не обеспечивает безопасность обучающихся в МКОУ «Покоснинская СОШ» и персонала школы при организации образовательного процесса, и как следствие, представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что здания, расположенные по адресам: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22; Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 «Б»; Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 «Г», в которых МКОУ «Покоснинская СОШ» осуществляет образовательную деятельность, являются муниципальной собственностью МО «Братский район», и для осуществления уставной деятельности на основании распоряжений мэра Братского района № 1083 от 31.12.2009, № 748 от 09.06.2012 были переданы образовательному учреждению в оперативное управление, обязанность проведения комплексного обследования технического состояния указанных выше зданий с привлечением специализированной организации и получения официального заключения по результатам обследования, в соответствии с законодательством о безопасности зданий и сооружений, возлагается на Администрацию МО «Братский район».
Доводы представителя ответчика по доверенности Донской Н.В. в части того, что бюджет МО «Братский район» на 2017 год уже сформирован, в связи с чем, исковые требования не могут быть исполнены в текущем году, не принимаются судом во внимание, так как указанное обстоятельство правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, и не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства. Кроме того, реализация данных полномочий органов местного самоуправления действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.
Доводы представителя ответчика о том, что в 2019 году школа будет размещена в новом здании, в связи с чем, потребность в инвестировании каких-либо денежных средств в здания, в которых в настоящее время осуществляет свою деятельность МКОУ «Покоснинская СОШ», отсутствует, не являются основаниями для отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, поскольку указанные здания эксплуатируются с выявленными дефектами длительный период времени, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних обучающихся, персонал образовательного учреждения, на охрану жизни и здоровья.
При наличии данных обстоятельств, исковые требования прокурора Братского района, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании Администрации МО «Братский район» провести с привлечением специализированной организации комплексное обследование технического состояния зданий, переданных в оперативное управление МКОУ «Покоснинская СОШ», являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – не позднее 01.07.2017.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Братский район» в срок, не позднее 01 июля 2017 года, с привлечением специализированной организации провести комплексное обследование технического состояния трех одноэтажных зданий, в которых осуществляет свою деятельность муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Покоснинская средняя общеобразовательная школа»:
- нежилого здания (корпус № 1), расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22;
- нежилого здания (корпус № 2), расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 «Г»;
- нежилого здания (мастерская), расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская, д. 22 «Б», и получить официальное заключение по результатам обследования, в соответствии с законодательством о безопасности зданий и сооружений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Литвинцева