Решение по делу № 2-1636/2021 (2-9214/2020;) ~ М-8736/2020 от 22.12.2020

Г.Тюмень                                                                      ДЕЛО № 2-1636/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июня 2021 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего    судьи Серебряковой А.В.,

при секретаре Муртазиной Э.Г.

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску              Кусановой С.К. к Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное)          о признании решения не законным, об обязании включить в трудовой стаж периоды работы, об обязании назначить пенсию, взыскании денежной компенсации в возмещение причиненного морального вреда, взыскание судебных расходов,

у с т а н о в и л:

       Истец обратился в суд с иском к ответчику, просит признать не законным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, которым истице отказано в назначении льготной трудовой пенсии предусмотренной пп.20. ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях», в связи с недостаточностью льготного трудового стажа. Истец просит обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж периоды его работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующая ФАП <данные изъяты>);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.

Так же истица просит обязать ответчика назначит ей пенсию с даты обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать денежную компенсацию в возмещение причиненного морального вреда 20000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

       В судебном заседании истица Кусанова С.К. и ее представитель Фирсов И.А. на удовлетворении иска настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика ГУ УПФР в Тюменском районе Тюменской области Биктимисова А.А. с исковыми требованиями истицы не согласилась, суду пояснила, что при включении в льготный трудовой стаж истицы спорных периодов, льготного стажа будет не достаточно на дату обращения истицы в ПФР с заявлением о назначении пенсии.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям:

         Как следует из материалов дела, Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ        истице, обратившейся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ     к ответчику о назначении пенсии по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях » было отказано в назначении пенсии, в связи с недостаточностью специального трудового стажа, включив в льготный стаж –    17 лет 6 месяцев, и не включив в такой стаж спорные периоды работы истицы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующая ФАП <данные изъяты>, - поскольку к должности «заведующая» не поименована дополнительная медицинская должность;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра <данные изъяты>», - поскольку    такая организационно-правовая форма не предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 « О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, - поскольку такие периоды являются отвлечением от основной трудовой деятельности.

            В соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается при специальном стаже не менее 30 лет.

            В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, право на льготное пенсионное обеспечение имеют медицинские сестры. В качестве наименования учреждений, в список включены «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность     по охране здоровья населения           федеральных органов государственной власти и    органов государственной    власти субъектов Российской     Федерации (независимо от     наименований);

              Из Уставов работодателя истицы в спорные периоды работы в АУСОН ТО «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «<данные изъяты>», - следует, что единственным учредителем Общества является Правительство Тюменской области.

         Так же, суд обращает внимание, что согласно Уставов работодателя истицы, за указанные выше спорные периоды следует, что основным видом деятельности такого Центра (санатория), является    осуществление лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения. Центром получены лицензии на осуществление первичной медицинской помощи: сестринское дело, сестринское дело в педиатрии; стационарная медицинская помощь: неврология, педиатрия, травматология и ортопедия, физиотерапия; традиционная: медицинский массаж; диетология, лечебная физкультура, физиотерапия.

        Как установлено Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П: Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

      Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

        В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

        Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

        При таких обстоятельствах, периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра <данные изъяты>»,-     подлежат включению в льготный трудовой стаж (при этом, как работа в сельской местности), дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях».

      Так же подлежат включению в льготный трудовой стаж истицы, при этом в льготном исчислении, как работа в сельской местности периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующая ФАП <данные изъяты>: Рассматривая периоды работы истца в должности заведующей фельдшерским пунктом, суд считает, что истец работала на должности и в учреждении, предусмотренных Списком - Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, который можно применить к спорным правоотношениям и согласно которому право на досрочное пенсионное обеспечение имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Кроме того, согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено заведующим фельдшерско-акушерским пунктом - акушерке (фельдшеру, медицинской сестре). Ранее действующим Постановления Совмина СССР от 12.17.1959 года № 1397 в льготные Списки были включены фельдшеры, не зависимо от наименовании должности.

     В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истицей в материалы дела, в доказательство возможности включения в льготный трудовой стаж спорных периодов работы предоставлены ее должностные инструкции и штатные расписания, из которых следует, что истец в рассматриваемые спорные периоды фактически работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, одна, выполняла обязанности непосредственно связанные с осуществлением лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

              В льготный трудовой стаж истицы подлежат включению периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации, так как согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. То есть период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в пенсионный фонд. При этом, в период нахождения работника на курсах повышения квалификации, его стаж рассчитывается в том же порядке, что и стаж на его должности. Учитывая, что в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – истица занимала должность стаж которой исчисляется как 1 год 6 месяцев за 1 год работы, - периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны исчисляться в том же льготном порядке.

     При включении всех заявленных истицей спорных периодов работы, при этом в льготном исчислении, с учетом бесспорно включенных ответчиком в льготный трудовой стаж истицы периодов работы, - льготного трудового стажа истицы на заявленную ей в иске дату ДД.ММ.ГГГГ будет не достаточно для назначения пенсии.

Так же не может быть удовлетворено требование истицы о взыскании с ответчика денежной компенсации в возмещение причиненного морального вреда, поскольку действующим законодательством при настоящих спорных правоотношениях взыскание такой компенсации не предусмотрено ( ст. 151 ГК РФ).

Поскольку решение принято в пользу истицы, с ответчика на основании ст.98 ГПК РФ в пользу истицы должны быть взысканы ее расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

         На основании изложенного и       руководствуясь ст.ст. ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

         Исковые требования Кусановой С.К. удовлетворить в части.

          Признать не законным решения Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное)      от ДД.ММ.ГГГГ, которым Кусановой С.К. отказано во включении трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по основаниям, предусмотренным пп.20 п.1 ст. 30 «О страховых пенсиях» периодов работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующая ФАП <данные изъяты>);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра <данные изъяты>»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.

              Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное)     включить в льготный трудовой стаж Кусановой С.К., дающий право на назначение трудовой пенсии, по основаниям, предусмотренным пп.20.п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующая ФАП <данные изъяты>);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра <данные изъяты>);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации ( как 1 год 6 месяцев за 1 год работы).

    В удовлетворении остальной части иска отказать.

    Взыскать с Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) в пользу Кусановой С.К. судебные расходы 300 рублей.

       Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд Тюмени.

        Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2021 года       на компьютере в совещательной комнате.

судья                                                                       А.В.Серебрякова

2-1636/2021 (2-9214/2020;) ~ М-8736/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кусанова Сара Киниятовна
Ответчики
УПФР г.Тюмени (межрайонное)
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Серебрякова А.В.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2021Подготовка дела (собеседование)
22.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021Дело оформлено
28.07.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее