Дело № 2-432/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2016 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи -Сахновской О.Ю.,
при секретаре - Страдубовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой С. А. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации», ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева С.А. обратилась в суд с иском к указанным ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на (адрес) (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре. В обоснование требований указала, что с (дата) года проживает в спорном жилом помещении на основании договоров найма. Жилое помещение находилось в закрытом военном городке и предоставлено в\частью (№), где работала истец. Распоряжением Правительства РФ от (дата) закрытый военный городок, в котором находится спорное жилое помещение, был исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ. Принадлежность занимаемой квартиры к государственному или муниципальному фонду с указанием статуса спорного жилого помещения за ответчиком как «служебного « не зарегистрировано, из чего можно сделать вывод, что Сергеева С.А. фактически пользуется указанным жилым помещением на условиях договора социального найма. Сергеева С.А. приняла решение приватизировать занимаемую по договору найма квартиру с передачей квартиры ей в собственность. Ответом от (дата) на обращение депутата Городской Думы г.Комсомольска-на-Амуре установлено, что по состоянию на (дата) передаче в муниципальную собственность подлежат передаче квартиры, вошедшие в приказ Министерства обороны РФ от (дата), приказов в отношении других жилых фондов, расположенных в микр.Таежный в адрес учреждения не поступало. Спорное жилое помещение является единственным местом жительства истца. Считает, что в связи с отсутствием объективных сведений о присвоении спорной квартире статуса «служебной», к имеющимся правоотношениям найма необходимо применить правовой режим договора социального найма. Полагает, что в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» она имеет право на приобретение жилого помещения – (адрес) (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре в собственность, в связи с чем просит признать за ней право собственности на это жилое помещение в порядке приватизации.
Определением суда от 22.12.2015 года в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
В судебное заседание истец Сергеева С.А. не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, просила дело рассматривать в ее отсутствие, с участием представителя Звягинцевой И.Ю.
В судебном заседании представитель истца Звягинцева И.Ю., действующая на основании доверенности, настаивала на исковых требованиях, дала пояснения, соответствующие изложенному выше. Дополнительно пояснила, что с 1999 года истец работала в в\части (№) на должность бухгалтера –материалиста, в (дата) уволена в связи с ликвидацией войсковой части. По ее заявлению в (дата) году истцу было предоставлено для проживания жилое помещение-(адрес) (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре, в которое она с сыном вселилась, оформив регистрацию по месту жительства. В (дата) сын выехал из жилого помещения, снявшись с регистрационного учета, а истец до настоящего времени пользуется жилым помещением.
Также представитель истца пояснила, что статус служебного жилого помещения не был присвоен, спорная квартира находилась в закрытом городке, распоряжением Правительства РФ от (дата) (№)-р статус закрытого военного городка был снят. Жилое помещение было закреплено за истцом на законных основаниях. Ответчиками в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие, что спорное жилое помещение является служебным, поэтому истец имеет право на приватизацию в силу ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Просила удовлетворить исковые требования.
В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. В возражениях на иск представитель требования не признал и указал, что в соответствии с Приказом начальника Комсомольской-на-Амуре КЭЧ (№) от (дата) спорной квартире присвоен статус служебной. Из представленных документов очевидно, что правовым основанием на вселение в спорное жилое помещение является договор найма служебного жилого помещения от (дата). Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного не говорит о том, что оно таковым не является, а также не доказывает факта проживания ситца на условиях договора социального найма. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного законодательства решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоявшему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Спорная квартира была предоставлена для временного проживания в ней, в связи с работой в в\части 22452. Служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Положениями ст. 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений. Собственник жилого помещения заключил с Сергеевой С.А. договор найма служебного жилого помещения. Решение о передаче квартиры в собственность истца не принимал, договор социального найма не заключал, статус спорного жилого помещения не изменял. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного акта. Ответчик считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований- Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение - (адрес), (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от (дата) (№).
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ (№)-р от (дата) правом оперативного управления обладает Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны Российской Федерации.
Также судом установлено, что (дата) Сергеева С.А. была принята на работу в должности бухгалтера в в\часть (№). (дата) трудовой договор был расторгнут с в\ч (№) в связи с ликвидацией в\части. С (дата) по настоящее время истец работает в в\части (№) в должности стрелка команды военизированной охраны.
Далее судом установлено, что Сергеевой С.А. в связи с работой в в\части (№) Комсомольской-на-Амуре КЭЧ района в (дата) года на основании договора найма жилого помещения было предоставлено жилое помещение- (адрес) (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре на состав семьи 2 человека ( нее, сына Сергеева Д.Г.), в которое истец с сыном вселилась, оформив регистрацию по месту жительства. В ноябре 2013года сын истца Сергеев Д.Г. выехал из спорного жилого помещения и снялся с регистрационного учета. До настоящего времени истец проживает в спорном жилом помещении.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: трудовой книжкой Сергеевой С.А., поквартирной карточкой, справкой о зарегистрированных лицах, договорами найма служебного жилого помещения от (дата), карточкой прописки, справкой в\части (№) от (дата).
Распоряжением правительства Российской Федерации (№)-р от (дата) утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, куда вошел военный городок (№) г. Комсомольска-на-Амуре-26, расположенный в (адрес), т.е. на момент представления жилья Сергеевой С.А. жилое помещение – (адрес), (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре располагалось на территории закрытого военного городка (№) г.Комсомольск-на-Амуре-26.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (№)-р от (дата) «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации от (дата) (№)-р», военный городок (№), расположенный по адресу г. Комсомольск-на-Амуре-26, исключен из перечня закрытых городков Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих жилищный фонд.
На устное обращение в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения истец получила отказ.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно ст. 217, 218 ГК Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 1, 2, 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Доводы представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, изложенные в отзыве на иск, о том, что с истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения, спорному жилому помещению в соответствии с Приказом начальника Комсомольской-на-Амуре КЭЧ от 12.01.2006 года «О включении в число служебных квартир» присвоен статус «служебного» жилого помещения, в связи с чем, истец не имеет право на приватизацию жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, не могут быть приняты во внимание.
Статьей ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Собственники жилищного фонда на праве хозяйственного ведения, и учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилищных помещений.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с Положением «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Анализируя указанные выше нормы права, установленные судом обстоятельства, по выводу суда, отнесение спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду свидетельствует то обстоятельство, что жилое помещение - (адрес), микрорайона Таежный, ДОС 1 в г.Комсомольске-на-Амуре располагалась на территории закрытого военного городка (№) г.Комсомольск-на-Амуре-26.
Вместе с тем, как указано выше, распоряжением Правительства Российской Федерации (№)-р от (дата) закрытый военный городок (№) г.Комсомольска-на-Амуре был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем статус специализированного жилого помещения ((адрес) ДОС 1 микр.Таежный в г.Комсомольске-на-Амуре) был утрачен.
Согласно п. 4 Разъяснения Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от (дата) (№) включение военного городка в перечень закрытых не влечет автоматическое приобретение жилым фондом городка статуса служебного. Жилые помещения получают такой статус по предоставлению КЭЧ районов на основании решения органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005года) жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов.
Пунктом 20 Постановления Пленума ВС РСФСР № 5 от 26.12.1984 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Клдекса РСФСР» разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального, и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм, признаком служебного жилого помещения до (дата) (до момента вступления ЖК РФ в силу) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду относилось это жилое помещение..
На основании Положения «О Министерстве обороны РФ», утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004года, к полномочиям Министерства обороны РФ отнесено управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ.
Согласно п.п. «м» п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом « Министерство обороны РФ в целях управления имущественном Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций принимает решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Из изложенного следует, что после (дата) изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника, каковым в данном случае является Министерство обороны РФ в лице уполномоченных органов.
Доказательства соблюдения порядка включения спорного жилого помещения в число служебных после (дата) ответчиком не представлено и судом не установлено. Приказ начальника Комсомольскойна-Амуре КЭЧ от (дата) таковым доказательством не является в виду отсутствия доказательств наделения начальника Комсомольской –на-Амуре КЭЧ полномочиями собственника по принятию решения о включении жилого помещения из числа жилищного фонда Российской Федерации, закрепленного за Министерством обороны РФ, в специализированный жилой фонд.
Более того, как следует из поквартирной карточки и копии трудовой книжки истец работала в войсковой части с (адрес) года и проживала в закрытом военном городке с (адрес) года, была уволена (дата) по п.1 ст. 81 ТК РФ – ликвидации войсковой части, и работает в другой в \части до настоящего времени, то есть отработала в войсковой части белее 10 лет. Спорное жилое помещение ответчиком в течении длительного времени не используется по целевому назначению, определенному при его предоставлении истцу.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Сергеева С.А. занимает (адрес) (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре на условиях социального найма.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец Сергеева С.А. вправе приобрести в собственность в порядке приватизации жилое помещение-(адрес) (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, в котором она проживает на условиях социального найма.
Кроме того, судом учтено, что истец ранее не принимала участие в приватизации какого либо жилого помещения, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) от (дата), и справкой БТИ КГУП «(адрес)инветаризации» от (дата).
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - (░░░░░) (░░░░░) ░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░