Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3837/2018 от 10.08.2018

<данные изъяты>

Дело №2а-3837/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2018г. Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Шумейко Е.С.,

при секретаре Домаревой М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стариковой Елены Алексеевны к ГУ УПФ РФ в г.Воронеже, ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа:

- о признании незаконным и отмене решения ГУ ОПФ РФ по Воронежской области об отказе Стариковой Елене Алексеевне в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 30.11.2017 года №046F07170001614;

- о возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов, пени согласно заявлению от 17.11.2017 года № 01-19/6336;

- о возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени, направив решение для исполнения в ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд и указывает, что в период с 19.05.2014г. по 19.05.2016г. Старикова Е.А. осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Уплата страховых взносов производилась в следующем порядке: производилась оплата страхового взноса в фиксированном размере, плюс 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей. При определении размера уплачиваемых страховых взносов принимался во внимание доход без учета расходов.

В 2014 году истец оплатила страховой взнос в фиксированном размере и 127913, 60 рублей – 1 % от суммы, превышающей 300000 рублей, а также пени в размере 7930, 58 рублей; в 2015 году истец также оплатила страховой взнос в фиксированном размере и 130275, 60 рублей.

Однако реальный доход истца за эти периоды составлял менее 300000 рублей. Согласно постановлению КС РФ от 30.11.2016 года №27-П доход индивидуального предпринимателя должен быть уменьшен на величину фактически произведенных им расходов.

Старикова Е.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, просила произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014 и 2015 г.г. в размере 258189, 20 рублей, а также пени в размере 7930, 58 рублей, однако ответчиком в удовлетворении данного заявления было отказано.

В связи с изложенным просила суд признать незаконным и отменить решение УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетным (отчетные) периоды, истекшим до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату, и обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже принять решение о возврате Стариковой Елене Алексеевне излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Решением Центрального районного суда города Воронежа от 12 апреля 2018 года постановлено: Признать незаконным и отменить решение УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 об отказе в осуществлении возврата в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшим до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату. Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже принять решение о возврате Стариковой Елене Алексеевне излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 31.07.2018 года решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12.04.2018 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.

Определением судьи от 13.08.2018 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУ ОПФ РФ по Воронежской области и ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа.

Административный истец Старикова Е.А. изменила заявленные административные исковые требования. Просит признать незаконным и отменить решение ГУ ОПФ РФ по Воронежской области об отказе Стариковой Елене Алексеевне в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 30.11.2017 года № №046F07170001614.

В части восстановления нарушенного права, просит возложить на ГУ ОПФ РФ по Воронежской области и УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обязанность в соответствии с их компетенцией в порядке ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 года № 250-ФЗ произвести перерасчет страховых взносов, пени согласно заявлению от 17.11.2017 года № 01-19/6336, а также возложить на ГУ ОПФ РФ по Воронежской области обязанность принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени, направив решение для исполнения в ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа.

Административный истец Старикова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Стариковой Е.А. по доверенности Миронова И.Н. просила удовлетворить требования истца по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Полагает, что основания для принятия решения отсутствовали. Обращает внимание суда, что мотивировка отказа в части не применения к спорным правоотношения Постановления Конституционного суда не основана на законе. Утверждение об отсутствии переплаты административными ответчиками не обосновано.

Представитель административного ответчика ГУ ОПФ РФ ГУ в Воронежской области, действующая на основании доверенности, Гладнева М.Б. заявленные требования не признала. Суду предоставлены письменные возражения. Обращает внимание суда, что Постановление Конституционного суда РФ № 27-П вступило в законную силу со дня официального опубликования 02.12.2016 г. и не содержит указание на применение положений к правоотношениям, обязательства по которым исполнены до момента вступления его в законную силу. Считает, что в 2014-2015 г. переплата страховых взносов отсутствовала.

Представитель административного ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности, Киреева Ю.С. просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что в 2016 г. ГУ ОПФ РФ по Воронежской области принималось решение о возврате излишне уплаченных сумм за 2016 г. Данный возврат произведен необоснованно, в связи с чем, у Стариковой Е.А. в настоящее время имеется задолженность. Решение о возврате не может быть принято при наличии неисполненного обязательства в размере 6614,63 руб.

Представитель ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа Ткачук Д.Э. полагает, что инспекция является ненадлежащим ответчиком по делу, так как решение о возврате в силу закона принимается ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, а выплата излишне уплаченных сумм производится инспекцией на основании предоставленного решения ГУ ОПФ РФ по Воронежской области.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Согласно выписке из ЕГРИП (л.д. 24-29) Старикова Е.А. с 19.05.2014г. по 19.05.2016г. осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

За указанный период времени административный истец производил уплату страховых взносов.

За 2014 год административный истец уплатил страховые взносы в фиксированном размере 17 328, 48 руб.

УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже в адрес административного истца было направлено требование № 04603340095546 от 10.11.2015г. (л.д. 22) об уплате недоимки, пеней и штрафов в размере 135 844,18 руб., из которых 127 913,60 руб. - недоимка, 7 930,58 руб. - пени.

Требование № 04603340095546 от 10.11.2015г. было исполнено ИП Стариковой Е.А., что подтверждается платежными поручениями от 25.11.2015г. (л.д. 20), от 25.11.2015г. (л.д. 21).

За 2015 год Старикова Е.А. уплатила страховые взносы в размере 148 886,40 руб., что подтверждается платежными поручениями от 20.02.2016г.(л.д. 15), от 17.02.2016г. (л.д. 16), от 17.02.2016г. (л.д. 17), от 15.02.2016г. (л.д. 18), от 11.02.2016г.(л.д. 19).

27.09.2017 года Старикова Е.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением (л.д. 210-211) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 г.

Как следует из протокола № 781 от 11.10.2017 г. (л.д. 44) решением комиссии ГУ ОПФ РФ по Воронежской области было принято решение об отказе в осуществлении возврата 266119,78 руб. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

В решении, занесенным в протокол заседания комиссии, указано, что 27.09.2017 г. в ИФНС России по Левобережному району был направлен запрос о предоставлении сведений о доходах за 2014-2015 г. После поступления сведений о доходах, в случае выявления излишней уплаты, в адрес взыскателя будет направлено уведомление.

Решение от 30.11.2017 года №046F07170001614, предоставленное суду (л.д. 81-82), основания для принятия решения не содержит.

17.11.2017 года Старикова Е.А. повторно обратилась с заявлением № 01-19/6336 (л.д. 14) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 г.

По запросу УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 27.09.2017 г. (л.д. 215), ИФНС по Левобережному району 29.11.2017 г. предоставила сведения о доходах Стариковой Е.А. за 2014-2016 г. (л.д. 216).

Как следует из протокола № 1150 от 30.11.2017 г. (л.д. 45) комиссией ГУ ОПФ РФ по Воронежской области было принято решение об отказе в осуществлении возврата 266119,78 руб. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

В решении, занесенным в протокол, указано, что обязательства плательщика страховых взносов за расчетные периоды 2014-2015 календарные годы сформированы до принятия постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. № 27-П. В связи с уплатой индивидуальным предпринимателем страховых взносов в полном объеме, перерасчет обязательств будет произведен только на основании судебного решения.

Решение от 30.11.2017 года №046F07170001614, предоставленное суду (л.д. 78-79), основания для принятия решения не содержит.

Мотивированное сообщение о принятии решения ГУ ОПФ РФ по Воронежской области 30.11.2017 г. направлено УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 11.12.2017 года № 09-29/2895/1 в адрес Стариковой Е.А. (л.д. 12)

19.07.2016 г. Старикова Е.А. обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2016 г.

Как следует из протокола № 681 от 19.07.2016 г. (л.д. 86) комиссией ГУ ОПФ РФ по Воронежской области было принято решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 21010,71 руб.

Решением ГУ ОПФ РФ по Воронежской области от 19.07.2016 г. № 04F07160010738 (л.д. 84-85) произведен возврат излишне уплаченных страховых взносов.

Административный истец просит признать незаконным и отменить Решение ГУ ОПФ РФ по Воронежской области от 30.11.2017 года №046F07170001614.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Система обязательного пенсионного страхования охватывает, в том числе, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 5, статья 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения правоотношений).

Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, индивидуальный предприниматель Старикова Е.А. являлась плательщиком страховых взносов.

В силу статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, т.е. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно ст.23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку требования административного истца касаются начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014г. и 2015г., при рассмотрении дела суд на основании ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ учитывает положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 года утратил свою силу.

В силу п. 13 ст. 26 ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 21 ФЗ № 250-ФЗ).

Анализ указанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным на принятие указанного решения органом.

Следовательно, именно ГУ ОПФ РФ по Воронежской области является надлежащим ответчиком по делу, так как указанным органом принималось оспариваемое решение.

Проверяя соблюдение требований нормативных актов, устанавливающих наличие основания для принятия решения, суд принимает во внимание основания, указанные в принятом решения, о том, что в возврате отказано по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

Судом установлено, что Стариковой Е.А. в 2014 г. были уплачены страховые взносы в фиксированном размере 17328 руб. 48 коп., на основании требования №04603340095546 от 10.11.2015г. Стариковой Е.А. уплачены страховые взносы в размере 127913 руб. 60 коп. и пени в размере 7930 руб. 58 коп.

В 2015г. Стариковой Е.А. оплачены страховые взносы в размере 148886 руб. 40 коп.

Расчет размера страховых взносов произведен исходя из сумм «валового» дохода индивидуального предпринимателя по сведениям ФНС.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).

Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П) "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" являлись взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку на их основании решался вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В силу п. 12 ч. 1 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.

Поскольку в Постановлении N 27-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем вышеназванная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету со дня его официального опубликования, т.е. с 02.12.2016 (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации).

Исходя из вышеизложенного, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на основании заявления от 17.11.2017 года, сформированных до 02.12.2016 года, следует производить с учётом применения Постановления Конституционного Суда № 27-П.

Согласно сведениям, предоставленным ИФНС по России по Левобережному району г. Воронежа, административный истец состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа, и являлась плательщиком по общей системе налогообложения. При этом сумма дохода согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год составила 702,44 руб., за 2015 год - 21487,87 руб., за 2016г. - 00,00 руб.

При этом, суд полагает, что страховые взносы, которые ранее были уплачены ИП, подлежат перерасчету в соответствие с позицией КС РФ, на что, в том числе, указывает письмо Пенсионного фонда РФ от 126.02.2017г. №НП-30-26/2055 «О применении положений постановления конституционного суда РФ от 30.11.2016г. №27-П».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016 применимы к спорным правоотношениям, истец Старикова Е.А. имеет право на получение излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014 и 2015 годы, в связи с чем, отказ ГУ ОПФ РФ по Воронежской области по основанию отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., является необоснованным.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.

Административным ответчиком не представлено доказательств законности отказа в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, в связи с чем в указанной части имеются основания, предусмотренные статьей 227 КАС РФ, для удовлетворения административных исковых требований.

Таким образом, действия административного ответчика в части отказа в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 об отказе в осуществлении возврата в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по состоянию на текущую дату являются незаконными.

В судебном заседании представителем административного ответчика ГУ ОПФ РФ по Воронежской области заявлены доводы о наличии иных оснований для принятия решения об отказе. Указано на наличие неисполненных обязательств в 2016 г.

Принимая во внимание, что довод о наличии недоимки за иные периоды не был указан в качестве основания для принятия решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов Стариковой Е.А., в судебном заседании ответчик не вправе ссылаться на иные доводы, не указанные в обжалуемом решении.

В связи с тем, что судом установлено нарушение прав административного истца, и его требование о признании незаконным и отмене решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 об отказе в осуществлении возврата в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату, удовлетворено судом, суд возлагает на административного ответчика ГУ УПФ РФ по Воронежской области обязанность принять решение по заявлению Стариковой Елены Алексеевны от 17.11.2017 года № 01-19/6336 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Административное исковое заявление в части требования о возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов, принять решение о возврате, направить решение о возврате на исполнение в ИФНС по Левобережному району г. Воронежа, как способ восстановления нарушенного права, судом отклоняется, так как полномочия по принятию решения законом отнесены к компетенции соответствующего органа ГУ ОПФ РФ по Воронежской области.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в полномочия иных органов, определять содержание издаваемых ими актов либо необходимость того или иного акта.

Решения или действия административных ответчиков УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, ИФНС по Левобережному району г. Воронежа административным истцом не оспаривались, в связи с чем, в удовлетворении требований к данным ответчикам следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Стариковой Елены Алексеевны к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ГУ ОПФ РФ по Воронежской области об отказе Стариковой Елене Алексеевне в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 30.11.2017 года № №046F07170001614 на основании заявления от 17.11.2017 года № 01-19/6336 по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату, и позиции о том, что к данным правоотношениям не подлежит применению Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П.

Обязать ГУ ОПФ РФ по Воронежской области принять решение по заявлению Стариковой Елены Алексеевны от 17.11.2017 года № 01-19/6336 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Административные исковые требования Стариковой Елены Алексеевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже и ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, а также в части требований о возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов, пени согласно заявлению от 17.11.2017 года № 01-19/6336, принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени, направив решение для исполнения в ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 22 августа 2018 года.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

Дело №2а-3837/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2018г. Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Шумейко Е.С.,

при секретаре Домаревой М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стариковой Елены Алексеевны к ГУ УПФ РФ в г.Воронеже, ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа:

- о признании незаконным и отмене решения ГУ ОПФ РФ по Воронежской области об отказе Стариковой Елене Алексеевне в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 30.11.2017 года №046F07170001614;

- о возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов, пени согласно заявлению от 17.11.2017 года № 01-19/6336;

- о возложении обязанности принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени, направив решение для исполнения в ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд и указывает, что в период с 19.05.2014г. по 19.05.2016г. Старикова Е.А. осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Уплата страховых взносов производилась в следующем порядке: производилась оплата страхового взноса в фиксированном размере, плюс 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей. При определении размера уплачиваемых страховых взносов принимался во внимание доход без учета расходов.

В 2014 году истец оплатила страховой взнос в фиксированном размере и 127913, 60 рублей – 1 % от суммы, превышающей 300000 рублей, а также пени в размере 7930, 58 рублей; в 2015 году истец также оплатила страховой взнос в фиксированном размере и 130275, 60 рублей.

Однако реальный доход истца за эти периоды составлял менее 300000 рублей. Согласно постановлению КС РФ от 30.11.2016 года №27-П доход индивидуального предпринимателя должен быть уменьшен на величину фактически произведенных им расходов.

Старикова Е.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, просила произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014 и 2015 г.г. в размере 258189, 20 рублей, а также пени в размере 7930, 58 рублей, однако ответчиком в удовлетворении данного заявления было отказано.

В связи с изложенным просила суд признать незаконным и отменить решение УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетным (отчетные) периоды, истекшим до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату, и обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже принять решение о возврате Стариковой Елене Алексеевне излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Решением Центрального районного суда города Воронежа от 12 апреля 2018 года постановлено: Признать незаконным и отменить решение УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 об отказе в осуществлении возврата в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшим до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату. Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже принять решение о возврате Стариковой Елене Алексеевне излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 31.07.2018 года решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12.04.2018 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.

Определением судьи от 13.08.2018 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУ ОПФ РФ по Воронежской области и ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа.

Административный истец Старикова Е.А. изменила заявленные административные исковые требования. Просит признать незаконным и отменить решение ГУ ОПФ РФ по Воронежской области об отказе Стариковой Елене Алексеевне в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 30.11.2017 года № №046F07170001614.

В части восстановления нарушенного права, просит возложить на ГУ ОПФ РФ по Воронежской области и УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обязанность в соответствии с их компетенцией в порядке ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 года № 250-ФЗ произвести перерасчет страховых взносов, пени согласно заявлению от 17.11.2017 года № 01-19/6336, а также возложить на ГУ ОПФ РФ по Воронежской области обязанность принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени, направив решение для исполнения в ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа.

Административный истец Старикова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Стариковой Е.А. по доверенности Миронова И.Н. просила удовлетворить требования истца по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Полагает, что основания для принятия решения отсутствовали. Обращает внимание суда, что мотивировка отказа в части не применения к спорным правоотношения Постановления Конституционного суда не основана на законе. Утверждение об отсутствии переплаты административными ответчиками не обосновано.

Представитель административного ответчика ГУ ОПФ РФ ГУ в Воронежской области, действующая на основании доверенности, Гладнева М.Б. заявленные требования не признала. Суду предоставлены письменные возражения. Обращает внимание суда, что Постановление Конституционного суда РФ № 27-П вступило в законную силу со дня официального опубликования 02.12.2016 г. и не содержит указание на применение положений к правоотношениям, обязательства по которым исполнены до момента вступления его в законную силу. Считает, что в 2014-2015 г. переплата страховых взносов отсутствовала.

Представитель административного ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности, Киреева Ю.С. просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что в 2016 г. ГУ ОПФ РФ по Воронежской области принималось решение о возврате излишне уплаченных сумм за 2016 г. Данный возврат произведен необоснованно, в связи с чем, у Стариковой Е.А. в настоящее время имеется задолженность. Решение о возврате не может быть принято при наличии неисполненного обязательства в размере 6614,63 руб.

Представитель ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа Ткачук Д.Э. полагает, что инспекция является ненадлежащим ответчиком по делу, так как решение о возврате в силу закона принимается ГУ ОПФ РФ по Воронежской области, а выплата излишне уплаченных сумм производится инспекцией на основании предоставленного решения ГУ ОПФ РФ по Воронежской области.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Согласно выписке из ЕГРИП (л.д. 24-29) Старикова Е.А. с 19.05.2014г. по 19.05.2016г. осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

За указанный период времени административный истец производил уплату страховых взносов.

За 2014 год административный истец уплатил страховые взносы в фиксированном размере 17 328, 48 руб.

УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже в адрес административного истца было направлено требование № 04603340095546 от 10.11.2015г. (л.д. 22) об уплате недоимки, пеней и штрафов в размере 135 844,18 руб., из которых 127 913,60 руб. - недоимка, 7 930,58 руб. - пени.

Требование № 04603340095546 от 10.11.2015г. было исполнено ИП Стариковой Е.А., что подтверждается платежными поручениями от 25.11.2015г. (л.д. 20), от 25.11.2015г. (л.д. 21).

За 2015 год Старикова Е.А. уплатила страховые взносы в размере 148 886,40 руб., что подтверждается платежными поручениями от 20.02.2016г.(л.д. 15), от 17.02.2016г. (л.д. 16), от 17.02.2016г. (л.д. 17), от 15.02.2016г. (л.д. 18), от 11.02.2016г.(л.д. 19).

27.09.2017 года Старикова Е.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением (л.д. 210-211) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 г.

Как следует из протокола № 781 от 11.10.2017 г. (л.д. 44) решением комиссии ГУ ОПФ РФ по Воронежской области было принято решение об отказе в осуществлении возврата 266119,78 руб. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

В решении, занесенным в протокол заседания комиссии, указано, что 27.09.2017 г. в ИФНС России по Левобережному району был направлен запрос о предоставлении сведений о доходах за 2014-2015 г. После поступления сведений о доходах, в случае выявления излишней уплаты, в адрес взыскателя будет направлено уведомление.

Решение от 30.11.2017 года №046F07170001614, предоставленное суду (л.д. 81-82), основания для принятия решения не содержит.

17.11.2017 года Старикова Е.А. повторно обратилась с заявлением № 01-19/6336 (л.д. 14) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 г.

По запросу УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 27.09.2017 г. (л.д. 215), ИФНС по Левобережному району 29.11.2017 г. предоставила сведения о доходах Стариковой Е.А. за 2014-2016 г. (л.д. 216).

Как следует из протокола № 1150 от 30.11.2017 г. (л.д. 45) комиссией ГУ ОПФ РФ по Воронежской области было принято решение об отказе в осуществлении возврата 266119,78 руб. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

В решении, занесенным в протокол, указано, что обязательства плательщика страховых взносов за расчетные периоды 2014-2015 календарные годы сформированы до принятия постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. № 27-П. В связи с уплатой индивидуальным предпринимателем страховых взносов в полном объеме, перерасчет обязательств будет произведен только на основании судебного решения.

Решение от 30.11.2017 года №046F07170001614, предоставленное суду (л.д. 78-79), основания для принятия решения не содержит.

Мотивированное сообщение о принятии решения ГУ ОПФ РФ по Воронежской области 30.11.2017 г. направлено УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 11.12.2017 года № 09-29/2895/1 в адрес Стариковой Е.А. (л.д. 12)

19.07.2016 г. Старикова Е.А. обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2016 г.

Как следует из протокола № 681 от 19.07.2016 г. (л.д. 86) комиссией ГУ ОПФ РФ по Воронежской области было принято решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 21010,71 руб.

Решением ГУ ОПФ РФ по Воронежской области от 19.07.2016 г. № 04F07160010738 (л.д. 84-85) произведен возврат излишне уплаченных страховых взносов.

Административный истец просит признать незаконным и отменить Решение ГУ ОПФ РФ по Воронежской области от 30.11.2017 года №046F07170001614.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Система обязательного пенсионного страхования охватывает, в том числе, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 5, статья 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения правоотношений).

Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, индивидуальный предприниматель Старикова Е.А. являлась плательщиком страховых взносов.

В силу статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, т.е. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно ст.23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку требования административного истца касаются начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014г. и 2015г., при рассмотрении дела суд на основании ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ учитывает положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 года утратил свою силу.

В силу п. 13 ст. 26 ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 21 ФЗ № 250-ФЗ).

Анализ указанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным на принятие указанного решения органом.

Следовательно, именно ГУ ОПФ РФ по Воронежской области является надлежащим ответчиком по делу, так как указанным органом принималось оспариваемое решение.

Проверяя соблюдение требований нормативных актов, устанавливающих наличие основания для принятия решения, суд принимает во внимание основания, указанные в принятом решения, о том, что в возврате отказано по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

Судом установлено, что Стариковой Е.А. в 2014 г. были уплачены страховые взносы в фиксированном размере 17328 руб. 48 коп., на основании требования №04603340095546 от 10.11.2015г. Стариковой Е.А. уплачены страховые взносы в размере 127913 руб. 60 коп. и пени в размере 7930 руб. 58 коп.

В 2015г. Стариковой Е.А. оплачены страховые взносы в размере 148886 руб. 40 коп.

Расчет размера страховых взносов произведен исходя из сумм «валового» дохода индивидуального предпринимателя по сведениям ФНС.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).

Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П) "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" являлись взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку на их основании решался вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В силу п. 12 ч. 1 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.

Поскольку в Постановлении N 27-П не содержатся никакие оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем вышеназванная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету со дня его официального опубликования, т.е. с 02.12.2016 (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации).

Исходя из вышеизложенного, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на основании заявления от 17.11.2017 года, сформированных до 02.12.2016 года, следует производить с учётом применения Постановления Конституционного Суда № 27-П.

Согласно сведениям, предоставленным ИФНС по России по Левобережному району г. Воронежа, административный истец состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа, и являлась плательщиком по общей системе налогообложения. При этом сумма дохода согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год составила 702,44 руб., за 2015 год - 21487,87 руб., за 2016г. - 00,00 руб.

При этом, суд полагает, что страховые взносы, которые ранее были уплачены ИП, подлежат перерасчету в соответствие с позицией КС РФ, на что, в том числе, указывает письмо Пенсионного фонда РФ от 126.02.2017г. №НП-30-26/2055 «О применении положений постановления конституционного суда РФ от 30.11.2016г. №27-П».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016 применимы к спорным правоотношениям, истец Старикова Е.А. имеет право на получение излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2014 и 2015 годы, в связи с чем, отказ ГУ ОПФ РФ по Воронежской области по основанию отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховой части за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., является необоснованным.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.

Административным ответчиком не представлено доказательств законности отказа в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, в связи с чем в указанной части имеются основания, предусмотренные статьей 227 КАС РФ, для удовлетворения административных исковых требований.

Таким образом, действия административного ответчика в части отказа в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 об отказе в осуществлении возврата в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по состоянию на текущую дату являются незаконными.

В судебном заседании представителем административного ответчика ГУ ОПФ РФ по Воронежской области заявлены доводы о наличии иных оснований для принятия решения об отказе. Указано на наличие неисполненных обязательств в 2016 г.

Принимая во внимание, что довод о наличии недоимки за иные периоды не был указан в качестве основания для принятия решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов Стариковой Е.А., в судебном заседании ответчик не вправе ссылаться на иные доводы, не указанные в обжалуемом решении.

В связи с тем, что судом установлено нарушение прав административного истца, и его требование о признании незаконным и отмене решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 30.11.2017 г. №046F07170001614 об отказе в осуществлении возврата в сумме 266119 руб. 78 коп. по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату, удовлетворено судом, суд возлагает на административного ответчика ГУ УПФ РФ по Воронежской области обязанность принять решение по заявлению Стариковой Елены Алексеевны от 17.11.2017 года № 01-19/6336 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Административное исковое заявление в части требования о возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов, принять решение о возврате, направить решение о возврате на исполнение в ИФНС по Левобережному району г. Воронежа, как способ восстановления нарушенного права, судом отклоняется, так как полномочия по принятию решения законом отнесены к компетенции соответствующего органа ГУ ОПФ РФ по Воронежской области.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в полномочия иных органов, определять содержание издаваемых ими актов либо необходимость того или иного акта.

Решения или действия административных ответчиков УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, ИФНС по Левобережному району г. Воронежа административным истцом не оспаривались, в связи с чем, в удовлетворении требований к данным ответчикам следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Стариковой Елены Алексеевны к ГУ ОПФ РФ по Воронежской области удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ГУ ОПФ РФ по Воронежской области об отказе Стариковой Елене Алексеевне в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 30.11.2017 года № №046F07170001614 на основании заявления от 17.11.2017 года № 01-19/6336 по причине отсутствия излишне уплаченных страховых взносов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г. по состоянию на текущую дату, и позиции о том, что к данным правоотношениям не подлежит применению Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П.

Обязать ГУ ОПФ РФ по Воронежской области принять решение по заявлению Стариковой Елены Алексеевны от 17.11.2017 года № 01-19/6336 о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное страхование: за 2014г. в сумме 135844 руб. 18 коп., за 2015г. – 130275 руб. 60 коп.

Административные исковые требования Стариковой Елены Алексеевны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже и ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, а также в части требований о возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов, пени согласно заявлению от 17.11.2017 года № 01-19/6336, принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени, направив решение для исполнения в ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 22 августа 2018 года.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

1версия для печати

2а-3837/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Старикова Елена Алексеевна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Воронежской области
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже
ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа
Другие
Миронова Ирина Николаевна
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
10.08.2018Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
13.08.2018Передача материалов судье
13.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2018Судебное заседание
21.08.2018Судебное заседание
22.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Дело оформлено
12.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее