РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Богатое Самарской области 16 декабря 2020 года
Богатовский районный суд Самарской области
в составе: председательствующего Крайковой А.В.
при секретаре Хлебалиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-204/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Обуховой В. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Обуховой В. В. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что Обухова В.В. (ИНН <данные изъяты>) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 29 ноября 2012 г. по 05 марта 2019 г., вместе с тем, на основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик В.В. Обухова являлась собственником транспортного средства и земельных участков, то есть объектов, подлежащих налогообложению. Следовательно, В.В. Обухова являлась плательщиком страховых взносов, транспортного налога и земельного налога. 24 января 2019 г. налоговым органом административному ответчику В.В. Обуховой было направлено требование № 165 с указанием налогового периода (2018 год) об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в сумме 26545,00 руб. и пени в размере 910,50 руб. в срок до 13 февраля 2019 г.; 29 августа 2018 г. налоговым органом административному ответчику Обуховой В.В. было направлено налоговое уведомление № 54208979 с указанием налогового периода (2017 год) об уплате транспортного налога в размере 136,00 руб. и земельного налога в размере 1260,00 руб. в срок не позднее 3 декабря 2018 г. Налогоплательщик В.В. Обухова обязанности по уплате указанных налогов в установленный срок добровольно не исполнила. За несвоевременную уплату налогов налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени. Требованием от 6 декабря 2018 г. № 27273 налогоплательщику В.В. Обуховой предложено в срок до 17 января 2019 г. уплатить налоги и пени, однако административный ответчик исполнила обязанность по уплате обязательных платежей и санкций частично. В связи с этим административный истец Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области просил взыскать с административного ответчика В.В. Обуховой задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26545,00 руб. и пени в сумме 910,50 руб. за 2018 год; пени по транспортному налогу в размере 0,07 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 330,58 руб., всего в сумме 27786,15 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области Лукина Д.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации.
Административный ответчик В.В. Обухова в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что в 2018 году была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, но предпринимательской деятельностью не занималась, представила копии квитанций об уплате налогов от 7 июля 2020 г.
Исследовав материалы дела, проверив изложенный в приложениях к административному исковому заявлению расчет взыскиваемой суммы, суд считает требования административного истца о взыскании обязательных платежей и санкций обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 23 НК Российской Федерации и ст. 57 Конституции Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В силу действующего налогового законодательства налогоплательщики – физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с положениями ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК Российской Федерации, а также влечет начисление пени.
Согласно ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 387 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в том числе в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года.
Согласно статье 52 НК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора и, как следствие, не влияет на дату образования задолженности (пункт 4 статьи 61 НК Российской Федерации); по смыслу налогового законодательства, следует разграничивать понятия "срок уплаты налога" и "дата образования недоимки (задолженности)", о чем справедливо отмечено в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации N 83-КА19-2.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) конституционной обязанности платить налоги в НК Российской Федерации предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; й Федерации (пункт 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 08.02.2007 N 381-О-П), что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Из ст. 45 НК Российской Федерации следует, что взыскание налога с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что административный ответчик В.В. Обухова в период с 29 ноября 2012 г. по 5 марта 2019 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а также в соответствии с со статьями 357, 358, 388, 389 НК Российской Федерации являлась плательщиком транспортного налога и земельного налога, поскольку в спорные налоговые периоды по данным налогового органа Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области в ее собственности находились: транспортное средство <данные изъяты> с государственными регистрационными знаками №; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Административным истцом Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области в соответствии с главой 28, главой 31 и главой 34 НК Российской Федерации были исчислены транспортный налог, земельный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, и административному ответчику В.В. Обуховой направлены: требование № 165 с указанием налогового периода (2018 год) об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в сумме 26545,00 руб. и пени в размере 910,50 руб. в срок до 13 февраля 2019 г.; 29 августа 2018 г. налоговым органом административному ответчику Обуховой В.В. было направлено налоговое уведомление № 54208979 с указанием налогового периода (2017 год) об уплате транспортного налога в размере 136,00 руб. и земельного налога в размере 1260,00 руб. в срок не позднее 3 декабря 2018 г., объекты налогообложения: транспортное средство <данные изъяты> с государственными регистрационными знаками №; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 8).
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов в соответствии со ст. 75 НК Российской Федерации налоговым органом по состоянию на 06 декабря 2018 г. по транспортному налогу были начислены пени в размере 0,07 руб., по земельному налогу было начислено пени в размере 0,63 руб. (л.д. 12), и В.В. Обуховой направлено требование № 27273 об уплате в срок до 17 января 2019 г. налогов и пени по состоянию на 06 декабря 2018 г.
Решение налогового органа административным ответчиком В.В. Обуховой не оспорено, требования об уплате налогов и пени исполнены частично.
Вместе с тем, административным истцом представлены сведения о том, что уплаченные налогоплательщиком В.В. Обуховой налоги, согласно представленным административным ответчиком квитанциям, учтены налоговым органом в уплату задолженности по налогам прошлых лет.
Таким образом, основания полагать, что административный ответчик Обухова В.В. в полном объеме исполнила обязанность по уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26545,00 руб. и пени в сумме 910,50 руб. за 2018 год; пени по транспортному налогу в размере 0,07 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 330,58 руб., отсутствуют, задолженность по налогам в указанном размере В.В. Обуховой не погашена.
Расчет налогов и пени, представленный административным истцом, административным ответчиком В.В. Обуховой не оспаривался, доказательств, опровергающих указанный расчет суммы задолженности по налогам и пени суду не представлено.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
11 июня 2020 г. мировым судьей судебного участка № 126 Богатовского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с В.В. Обуховой обязательных платежей, который отменен определением от 15 июля 2020 г. (л.д. 21).
Межрайонная ИФНС России № 8 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением в суд 24 сентября 2020 г., то есть в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа от 15 июля 2020 г.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административным истцом соблюден срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины при подаче заявлений в суд общей юрисдикции. В связи с этим в силу ст. 114 КАС Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства, которая на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации при указанной цене иска в размере 27786,15 руб. будет составлять 1034,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Обуховой В. В. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с Обуховой В. В., зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход государства 27786,15 руб. (двадцать семь тысяч семьсот восемьдесят шесть рублей 15 копеек), включая: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксируемом размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26545,00 руб. и пени в сумме 910,50 руб. за 2018 год; пени по транспортному налогу в размере 0,07 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 330,58 руб.
Взыскать с Обуховой В. В. в местный бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1034,00 рублей (одной тысячи тридцати четырех рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию по административным делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богатовский районный суд Самарской области, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в соответствии со статьей 177 КАС Российской Федерации составлено 23 декабря 2020 г.
Председательствующий А.В. Крайкова