Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-527/2016 ~ М-181/2016 от 20.02.2016

Дело № 2 –527/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М      Р О С С И Й С К О Й    Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 апреля 2016 года                                                                                      г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области

в составе: председательствующего судьи Домниковой Л.В.,

при секретаре *2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску *1 к негосударственному учреждению здравоохранения «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск открытого акционерного общества «Российские железные дороги», обществу с ограниченной ответственностью «Север-Сервис» о признании незаконными дополнительного соглашения и карты специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л:

дата *1 обратилась в суд с иском к негосударственному учреждению здравоохранения «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск» ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту – НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД»), ООО «Север-Сервис», Поликлинике № 3 на станции Поронайск о признании недействительной карты специальной оценки условий труда и незаконным дополнительного соглашения, которое затем уточнила дата . В обосновании иска указала, что она работает в НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» в должности фельдшера. В указанном учреждении проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой составлена карта специальной оценки условий, по итогам которой для нее ликвидированы ранее имевшиеся льготы на дополнительный отпуск за работу. До этого ей предоставлялись льготы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» истцу выдано уведомление об изменении условий трудового договора по инициативе работодателя в части отмены указанных льгот на основании проведенной специальной оценки условий труда. Истец полагает указанные действия больницы незаконными, специальную оценку условий труда – проведенной с нарушением требований действующего законодательства, в частности: ее не ознакомили с проведением оценки, что лишило ее присутствовать при проведении оценки; с результатами проведения оценки ее ознакомили через 2 месяца вместо 1, сотрудник профсоюза не присутствовал на проведении оценки и карту не подписывал; на рабочем месте истца не был учтен и оценен биологический фактор. Ссылаясь на Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» и Методику проведения СОУТ, просит о признании незаконными дополнительного соглашения и карты специальной оценки условий труда.

Определением суда от дата производство по требованиям истца к Поликлинике № 3 на станции Поронайск о признании недействительной карты специальной оценки условий труда и незаконным дополнительного соглашения прекращено в связи с отказом.

В судебном заседании представитель истца, действующий по устному ходатайству, *3 требования иска поддержала по основаниям, изложенным в иске, отмену льгот полагала незаконной, поскольку условия и режим труда истца остались прежними.

Истец и ответчики, будучи извещенными в судебное заседание не явились. НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» предоставила письменный отзыв на иск, в котором полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.

Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения явившегося лица, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Согласно ч.ч. 1,3 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Обязанности экспертов организаций, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

В силу ч.ч.2,4,5 ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В соответствии с п.п.1,3 ч.1 и ч.2 ст. 5 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 8 приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 07.09.2015) "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" в случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".

Из материалов дела следует, что ООО «Север-Сервис» внесено в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, что подтверждается уведомлением * от дата .

У данной организации имеется действующий аттестат аккредитации испытательной лаборатории № РОССRU.0001.518274 с дата по дата .

Эксперт *4 имеет действующий сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда серии 003 * с дата по дата .

На момент проведения СОУТ у него имелось свидетельство *, со сроком действия до дата , подтверждающее его право проведение аттестации рабочих мест.

дата между НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» и ООО «Север-Сервис» заключен договор *-дата .14 по оказанию услуг по проведению специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда рабочих мест истца проводилась, в том числе, в период с 15 марта по дата , согласно данному договору.

На основании приказа *-ОД от дата в НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда и утвержден график ее проведения: с 21 октября 2014 года до 15 июня 2015 года.

Работодателем эксперту был представлен список рабочих мест, подлежащих оценке, в котором указано рабочее место истца – медицинская сестра участкового цехового врачебного участка, а также оборудование на рабочем месте, материал и сырье, в графе гарантии и компенсации за вредные условия труда указано на их отсутствие.

Согласно трудовому договору * от дата , заключенному между НУЗ «Узловая поликлиника на станции Поронайск ОАО «РЖД» и *5 последняя принята на должность фельдшера здравпункта на ст. Поронайск на неопределенный срок; дополнительным соглашением от дата переведена медицинской сестрой офтальмологического кабинета; дополнительным соглашением от дата в связи со сменой фамилии договор был заключен на фамилии. *1

В соответствии с п. 5.2 работнику предоставляется основной отпуск в размере 28 дней, за работу в районе, приравненном к работе в районе Крайнего Севера – 16 дней, за дополнительные календарные дни – 14 дней.

В пунктах 4.1.2. и 4.1.3 Коллективного договора НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» на 2014-2016 годы в разделе 4 «Обязательства работодателя на основе законодательства Российской Федерации» установлено, что в сфере оплаты и нормирования труда, рабочего времени работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с действующим законодательством; предоставлять работникам дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Исходя из отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденного дата ООО «Север-Сервис», в НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» произведена специальная оценка условий труда работников больницы, в том числе, и на рабочем месте истца.

Экспертом составлено заключение *-ЗЭ по результатам специальной оценки условий труда от дата , согласно которому на рабочем месте по должности истца вредные факторы не идентифицированы.

Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда, по должности истца не выявлено факторов, влияющих на класс условий труда. Определен класс труда № 2.

На основании вышеуказанного заключения работодателем было задекларировано вышеуказанное рабочее место, поскольку вредные и опасные производственные факторы не выявлены, условия труда соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда, что подтверждается соответствующей декларацией, подписанной работодателем дата и поданной в государственную инспекцию труда по Сахалинской области в этот же день.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что карта специальной оценки условий труда в отношении рабочего места по должности, которую занимает истица, не составлялась, то есть отсутствует предмет иска, следовательно, исковые требования истца к обществу с ограниченной ответственностью «Север-Сервис» о признании карты специальной оценки условий труда недействительной не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства, которые установлены в ходе рассмотрения дела.

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.6 ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от дата * предусмотрена должность медицинской     сестры, которую занимает истица по трудовому договору * от дата , следовательно, ее должность идентификации не подлежит, поскольку условия труда на указанных рабочих местах относятся к заведомо вредным и (или) опасным.

Согласно ч.7 ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Сведений о том, что экспертом ООО «Север-Сервис», при проведении оценки условий труда был определен перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, в материалах дела не имеется.

Исходя из нормы вышеуказанной статьи, эксперт даже в отсутствие сведений работодателя о рабочем месте истца в части отсутствия указания сведений о гарантий и компенсации за вредные условия труда, мог самостоятельно измерить и оценить данное рабочее место истца, в силу того, что оно включено в вышеуказанный Список, чего он не сделал, что свидетельствует о том, что специальная оценка условий труда истца по должности медицинская сестра проведена не в полном объеме и, как следствие, повлекло за собой изменений условий труда в виде отмены компенсации на ежегодный дополнительный отпуск в размере 14 дней.

Кроме того, судом установлены многочисленные нарушения в проведении специальной оценки со стороны работодателя, которые выразились в том, что сводная ведомость, составленная дата , подписана *6, который включен в состав комиссии приказом НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» *-ОД от дата , то есть после проведенной оценки условий труда. Данная ведомость не подписана членом комиссии, который указан в приказе *-ОД от дата гола (*7, которая согласно приказу *-ОД от дата является начальником сектора по кадрам и членом профсоюзного Комитета учреждения).

Сведений о том, что с результатами специальной оценки условий труда истец ознакомлена, в материалах дела не имеется и ответчиком, в лице работодателя истца, суду не представлено.

По результатам указанной специальной оценки условий труда истцу, направлено уведомление об изменении существенных условий трудового договора, а именно, об отмене с дата ранее предоставляемых льгот в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, с которыми истец ознакомлена в этот же день. Основание изменений условий труда – отчет о проведении специальной оценки условий труда, согласно которому рабочие место истца признано допустимым ( 2 класс).

дата между НУЗ «Дорожная больница на ст. Южно-Сахалинск ОАО «РЖД» и *1 заключено дополнительное соглашения к вышеуказанному трудовому договору, согласно которому истец утрачивает право на ранее предоставляемую льготу в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, которое она обжалует.

Судом установлено, что в нарушение указанных норм ООО «Север-Сервис» СОУТ в отношении рабочего места истца по ее рабочей должности проведена не в полном объеме, работодателем нарушена процедура проведения СОУТ.

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, лишение истца на основании специальной оценки условий труда, проведенной с существенными нарушениями гарантированной льготы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней по пункту 2 дополнительного соглашения от дата к трудовому договору * от дата является незаконным, в связи с чем исковые требования истца к негосударственному учреждению здравоохранения «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании пункта 2 дополнительного соглашения незаконным, подлежат удовлетворению.

В остальной части о признании дополнительного соглашения незаконным суд отказывает, как не основанное на доказательствах.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика НУЗ «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск открытого акционерного общества «Российские железные дороги»в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования *1 к негосударственному учреждению здравоохранения «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск открытого акционерного общества «Российские железные дороги», о признании незаконным дополнительного соглашения удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 дополнительного соглашения от дата к трудовому договору * от дата , заключенному между *1 и негосударственным учреждением здравоохранения «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск» ОАО «Российские железные дороги», обязав последнего восстановить указанную льготу в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней *1 с момента ее отмены, в остальной части о признании дополнительного соглашения незаконным – отказать.

Взыскать с негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет Поронайского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований *1 к обществу с ограниченной ответственностью «Север-Сервис» о признании карты специальной оценки условий труда незаконной (недействительной) – отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Поронайский городской суд.

    Судья Поронайского городского суда:        подпись

    Копия верна, судья                                         Л.В. Домникова

2-527/2016 ~ М-181/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Самойлова Наталья Анатольевна
Ответчики
Негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная больница" на станции "Южно-Сахалинск"
Поликлиника №3 на станции Поронайск
ООО "Север -Сервис"
Другие
Бортулева Л.В.
Суд
Поронайский городской суд Сахалинской области
Судья
Попова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
poronaiskiy--sah.sudrf.ru
20.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2016Передача материалов судье
25.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2016Подготовка дела (собеседование)
15.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2016Судебное заседание
14.04.2016Судебное заседание
19.04.2016Судебное заседание
19.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее