<данные изъяты>
Дело №2а-1714/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменского Виталия Сергеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области
- о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность по выкупной цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка,
- о возложении обязанности предоставить в собственность Каменского В.С. земельный участок с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по выкупной цене согласно приказу ДИЗО ВО от 19.12.2016 г. №2079 (в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка), подготовить и направить Каменскому В.С. проект договора купли-продажи земельного участка,
У с т а н о в и л:
Каменский В.С. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области. Просил признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность по выкупной цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, возложить на ДИЗО ВО обязанность предоставить в собственность Каменского В.С. земельный участок с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по выкупной цене согласно приказу ДИЗО ВО от 19.12.2016 г. №2079 (в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка), подготовить и направить Каменскому В.С. проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование требований указал, что является собственником нежилого здания, сарая 8, площадью 12,3 кв.м, расположенного на дворовой территории <адрес>, кадастровый №.
09.11.2018 года обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 15 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для размещения гаража», расположенного по адресу: <адрес> и заключении договора купли-продажи данного участка по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке находится нежилое здание, собственником которого он является, а иных объектов недвижимости на указанном земельном участке не имеется. Совместно с заявлением им был приложен пакет необходимых документов для разрешения данного вопроса.
Письмом заместителя руководителя ДИ"ЗО Воронежской области от 13.12.2018 № 52-17-19764з в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 15 кв.м., расположенного но адресу: <адрес> было отказано.
Основанием для отказа послужил вывод о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка «для размещения гаража» расположенному на нем объекту недвижимости - п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Полагает, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плазу без проведения торгов противоречит закону и нарушает права Каменского В.С., обладающего исключительным правом на его куплю-продажу или аренду.
Административный истец Каменский В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Саранская Н.И. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской Родина М.Л. считает иск не подлежащим удовлетворению. Представлены письменные возражения.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по предоставлению земельных участок в собственность.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Как установлено судом на основании материалов дела, Каменский В.С. является собственником нежилого здания, сарая 8, площадью 12,3 кв.м., расположенного на дворовой территории <адрес>, кадастровый №, принятого в эксплуатацию Постановлением главы администрации Центрального района г. Воронежа № 57 от 25.01.2001 года.
09.11.2018 года обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 15 кв.м., с кадастровым номером № с разрешенным использованием «для размещения гаража», расположенного по адресу: <адрес> и заключении договора купли-продажи данного участка по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке находится нежилое здание, собственником которого он является, а иных объектов недвижимости на указанном земельном участке не имеется. Совместно с заявлением им был приложен пакет необходимых документов для разрешения данного вопроса.
Письмом заместителя руководителя ДИ"ЗО Воронежской области от 13.12.2018 № 52-17-19764з в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 15 кв.м., расположенного но адресу: <адрес> было отказано.
Указанный отказ административный истец просит признать незаконным.
В силу ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лип. за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными Законами могут находиться в частной собственности.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, определены п. 7. ст. 39.5, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ст. 1 ЗК РФ).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Для приобретения права собственности на земельный участок собственники здания, сооружения или помещений в них обращаются в уполномоченный орган.
Перечень документов, прилагаемых к заявлениям о приобретении прав на указанные земельные участки, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
В соответствии со ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность за плату на основании договора купли-продажи.
Согласно п.1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, в иных в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно приказу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016 № 2079 «Об утверждении Правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» цена земельного участка определяется в размере 50 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судом, Каменскому В.С. отказано в предоставлении земельного участка в собственность по выкупной цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка по причине не соответствия вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>: «для размещения гаража», объекту недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке: «сарай».
Между тем, уполномоченным органом не принято во внимание, что классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 540 от 01.09.2015.
В пункте 2 указанного Приказа установлено, что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
В соответствии с пунктом 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
На основании изложенного, суд приходит к выводу незаконности решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащегося в письменном сообщении № 52-13-3381 от 17.04.2019, об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов Каменскому Виталию Сергеевичу земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что решение ДИЗО ВО об отказе в предоставлении земельного участка за плату в собственность судом признано незаконным, восстанавливая нарушенное право административного истца, суд возлагает на ДИЗО ВО обязанность повторно рассмотреть заявление Каменского Виталия Сергеевича от 05.11.2018 о предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что вопрос о предоставлении в собственность за плату земельного участка отнесен законодательством к компетенции соответствующих органов, к которым суд в силу закона изначально не относится, а реализация Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области своих полномочий выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований в части возложения на ДИЗО ВО обязанности предоставить в собственность Каменского В.С. земельный участок с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по выкупной цене согласно приказу ДИЗО ВО от 19.12.2016 г. №2079 (в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка), подготовить и направить Каменскому В.С. проект договора купли-продажи земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Каменского Виталия Сергеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащееся в письменном сообщении № 52-13-3381 от 17.04.2019, об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов Каменскому Виталию Сергеевичу земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность повторно рассмотреть заявление Каменского Виталия Сергеевича от 05.11.2018 о предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административные исковые требования о возложении на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности предоставить земельный участок в собственность оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято судом 19.04.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
Дело №2а-1714/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменского Виталия Сергеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области
- о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность по выкупной цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка,
- о возложении обязанности предоставить в собственность Каменского В.С. земельный участок с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по выкупной цене согласно приказу ДИЗО ВО от 19.12.2016 г. №2079 (в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка), подготовить и направить Каменскому В.С. проект договора купли-продажи земельного участка,
У с т а н о в и л:
Каменский В.С. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области. Просил признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность по выкупной цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, возложить на ДИЗО ВО обязанность предоставить в собственность Каменского В.С. земельный участок с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по выкупной цене согласно приказу ДИЗО ВО от 19.12.2016 г. №2079 (в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка), подготовить и направить Каменскому В.С. проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование требований указал, что является собственником нежилого здания, сарая 8, площадью 12,3 кв.м, расположенного на дворовой территории <адрес>, кадастровый №.
09.11.2018 года обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 15 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для размещения гаража», расположенного по адресу: <адрес> и заключении договора купли-продажи данного участка по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке находится нежилое здание, собственником которого он является, а иных объектов недвижимости на указанном земельном участке не имеется. Совместно с заявлением им был приложен пакет необходимых документов для разрешения данного вопроса.
Письмом заместителя руководителя ДИ"ЗО Воронежской области от 13.12.2018 № 52-17-19764з в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 15 кв.м., расположенного но адресу: <адрес> было отказано.
Основанием для отказа послужил вывод о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка «для размещения гаража» расположенному на нем объекту недвижимости - п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Полагает, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плазу без проведения торгов противоречит закону и нарушает права Каменского В.С., обладающего исключительным правом на его куплю-продажу или аренду.
Административный истец Каменский В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судом удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Саранская Н.И. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской Родина М.Л. считает иск не подлежащим удовлетворению. Представлены письменные возражения.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по предоставлению земельных участок в собственность.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Как установлено судом на основании материалов дела, Каменский В.С. является собственником нежилого здания, сарая 8, площадью 12,3 кв.м., расположенного на дворовой территории <адрес>, кадастровый №, принятого в эксплуатацию Постановлением главы администрации Центрального района г. Воронежа № 57 от 25.01.2001 года.
09.11.2018 года обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 15 кв.м., с кадастровым номером № с разрешенным использованием «для размещения гаража», расположенного по адресу: <адрес> и заключении договора купли-продажи данного участка по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке находится нежилое здание, собственником которого он является, а иных объектов недвижимости на указанном земельном участке не имеется. Совместно с заявлением им был приложен пакет необходимых документов для разрешения данного вопроса.
Письмом заместителя руководителя ДИ"ЗО Воронежской области от 13.12.2018 № 52-17-19764з в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 15 кв.м., расположенного но адресу: <адрес> было отказано.
Указанный отказ административный истец просит признать незаконным.
В силу ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лип. за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными Законами могут находиться в частной собственности.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, определены п. 7. ст. 39.5, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ст. 1 ЗК РФ).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Для приобретения права собственности на земельный участок собственники здания, сооружения или помещений в них обращаются в уполномоченный орган.
Перечень документов, прилагаемых к заявлениям о приобретении прав на указанные земельные участки, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
В соответствии со ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность за плату на основании договора купли-продажи.
Согласно п.1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, в иных в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно приказу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016 № 2079 «Об утверждении Правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» цена земельного участка определяется в размере 50 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судом, Каменскому В.С. отказано в предоставлении земельного участка в собственность по выкупной цене в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка по причине не соответствия вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>: «для размещения гаража», объекту недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке: «сарай».
Между тем, уполномоченным органом не принято во внимание, что классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 540 от 01.09.2015.
В пункте 2 указанного Приказа установлено, что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
В соответствии с пунктом 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
На основании изложенного, суд приходит к выводу незаконности решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащегося в письменном сообщении № 52-13-3381 от 17.04.2019, об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов Каменскому Виталию Сергеевичу земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что решение ДИЗО ВО об отказе в предоставлении земельного участка за плату в собственность судом признано незаконным, восстанавливая нарушенное право административного истца, суд возлагает на ДИЗО ВО обязанность повторно рассмотреть заявление Каменского Виталия Сергеевича от 05.11.2018 о предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что вопрос о предоставлении в собственность за плату земельного участка отнесен законодательством к компетенции соответствующих органов, к которым суд в силу закона изначально не относится, а реализация Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области своих полномочий выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований в части возложения на ДИЗО ВО обязанности предоставить в собственность Каменского В.С. земельный участок с кадастровым №, площадью 15 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по выкупной цене согласно приказу ДИЗО ВО от 19.12.2016 г. №2079 (в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка), подготовить и направить Каменскому В.С. проект договора купли-продажи земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Каменского Виталия Сергеевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащееся в письменном сообщении № 52-13-3381 от 17.04.2019, об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов Каменскому Виталию Сергеевичу земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанность повторно рассмотреть заявление Каменского Виталия Сергеевича от 05.11.2018 о предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административные исковые требования о возложении на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности предоставить земельный участок в собственность оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято судом 19.04.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко