Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-45/2021 (2а-964/2020;) ~ М-1006/2020 от 18.12.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2021 года Безенчукский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи:                                         Перцевой Ю.В.

при секретаре                                                                   Шешуновой О.Ю.

с участием представителя административного истца        Сорокина К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-45/2021 по административному исковому заявлению Святовой ФИО7 к Администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области об отмене Постановления и обязании предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,

                У С Т А Н О В И Л:

Святова Л.В. обратилась в Безенчукский районный суд Самарской области с указанным выше административным иском, требуя признать незаконным постановление администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и обязать административного ответчика предоставить соответствующее разрешение.

В обоснование заявленных требований Святова Л.В. указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> указанном земельном участке административным истцом был возведен объект капитального строительства- жилой дом, однако не было соблюдено минимального расстояния от жилого дома до границы земельного участка.

Для оформления права собственности в установленном законом порядке административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предоставив копию паспорта, копию свидетельства о государственной регистрации права в отношении принадлежащего ей земельного участка и ситуационный план.

Постановлением администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Святовой Л.В. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок согласно схеме территориального планирования м.р. Безенчуккий Самарской области, располагается в зоне подтопления, что влечет запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления, в силу п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

Святова Л.В. с указанным постановлением не согласилась, считая его не законным, поскольку зона подтопления либо затопления не зарегистрирована в установленном законом порядке в Управлении Росреестра, она считается не установленной, в связи с чем обратилась в суд за защитой своих нарушенных прав.

Представитель административного истца- Сорокин К.С., действующий на основании доверенности от 15.12.2020, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Дополнительно пояснил, что его доверителем на принадлежащем по праву собственности земельном участке возвела объект капитального строительства- жилой дом. Жилой дом был возведен без получения соответствующего разрешения на строительство, то есть является самовольной постройкой. Святова Л.В., получив разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, имела намерение зарегистрировать право собственности на возведенный жилой дом в упрощенном порядке, на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие обеспечения инженерной защиты объектов от затопления, Святова Л.В. одновременно с подачей заявления в администрацию сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области, не предоставляла, поскольку считает, что принадлежащий ей участок в зону подтопления и затопления не входит, данная зона отсутствует по причине отсутствия регистрации в Управлении Росреестра.

Представитель административного ответчика- администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и отзыв, согласно которому просил вынести решение по существу заявленных требований на усмотрение суда.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2)    соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Если по результатам рассмотрения административного дела будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению /п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ/.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Как установлено судом, а также следует из материалов настоящего административного дела, Святова Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

В 2019 году ФИО2 в границах земельного участка с кадастровым номером возведен одноэтажный жилой дом, площадью <данные изъяты>. м., что подтверждается техническим планом, копия которого представлена в материалы административного дела.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под термином "строительство" понимается создание зданий строений и сооружений.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, направление уведомления о соответствии (о несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Вместе с тем, с 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ) утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые ранее предусматривали обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на котором до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ (4 августа 2018 года) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2021 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ).

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, - предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 года строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство; для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ).

В то же время, судом установлено, что жилой дом был возведен истцом в 2019 году.

29.05.2020 Святова Л.В. обратилась в администрацию сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предоставив копию паспорта, копию свидетельства о государственной регистрации права в отношении принадлежащего ей земельного участка и ситуационный план.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Материалами дела подтверждается, что по заявлению Святовой Л.В. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, были проведены публичные слушания и дано соответствующее заключение.

Постановлением администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Святовой Л.В. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок согласно схеме территориального планирования м.р. Безенчуккий Самарской области, располагается в зоне подтопления, что влечет запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления, в силу п.1 ч.6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360).

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. К числу таких ограничений, в частности, относится нахождение земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается наряду с иными на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По делу установлено, что схемой территориального планирования м.р. Безенчукский Самарской области, утвержденной решением Собрания представителей м.р. Безенчукский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне затопления, на него распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий (пункт 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие сведений о зоне затопления, в которой находится принадлежащий Святовой Л.В. земельный участок, в ЕГРН само по себе не свидетельствует об обратном, в связи с чем доводы административного истца в указанной части признаются судом не обоснованными.

Иных доводов и оснований по которым административный истец считает оспариваемое поставленные незаконным, в ходе рассмотрения суду не приведено.

Кроме того, суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, учитывает, что схема территориального планирования м.р. Безенчукский Самарской области, незаконной не признана, административным истцом не оспаривается.

Кроме того, суд учитывает то, что административный истец Святова Л.В. фактически на момент обращения к административному ответчику уже возвела жилой дом, а не имела намерение его возвести, направив уведомление о планируемом строительстве, в связи с чем, обжалуемое решение не нарушает ее законных интересов, поскольку признание ее прав на возведенный индивидуальный жилой дом возможно в порядке искового производства в порядке ст. 222 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Святовой ФИО8 к Администрации сельского поселения Екатериновка м.р. Безенчукский Самарской области об отмене Постановления и обязании предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.

            Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2020 года.

Судья Безенчукского районного суда

Самарской области                                                  Ю.В. Перцева

2а-45/2021 (2а-964/2020;) ~ М-1006/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Святова Л.В.
Ответчики
Администрация с.п. Екатериновка м.р. Безенчукский
Другие
Сорокин Кирилл Сергеевич
Суд
Безенчукский районный суд Самарской области
Судья
Перцева Ю.В
Дело на сайте суда
bezenchuksky--sam.sudrf.ru
18.12.2020Регистрация административного искового заявления
18.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Подготовка дела (собеседование)
11.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2021Предварительное судебное заседание
18.01.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.01.2021Предварительное судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021Дело оформлено
23.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее