дело № 2-1457/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2018 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пятовой Д.В.
при секретаре Федоровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Китаев А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района Красноярского края в интересах Китаев А.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о признании решения Управления социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки от <дата> в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 3 группы Китаев А.В. незаконным; возложении обязанности Управление социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края предоставить инвалиду 3 группы Китаев А.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с <дата>. Требования мотивированы тем, что Китаев А.В. является инвали<адрес> группы, зарегистрирована по месту жительства: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, <адрес>12. Китаев А.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной статьей 17 Федерального закона <дата> N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). В соцзащиту района поступили сведения о наличии задолженности у Китаев А.В. по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца. В связи с имеющейся задолженностью, Управлением социальной защиты населения Китаев А.В. с <дата> приостановлено предоставление мер социальной поддержки. С <дата> предоставление мер социальной поддержки Китаев А.В. были прекращены на основании решения ответчика от <дата>. Прокурор полагает, что решение УСЗН администрации Березовского района Красноярского края является не соответствующим действующему законодательству. Просит суд признать решение Управления социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки от <дата> незаконным, обязать ответчика возобновить предоставление инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 01.04.2018г.
Представитель истца - помощник прокурора Березовского района Красноярского края ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика УСЗН администрации Березовского района Красноярского края Цёма О.Г., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явилась, представила суду письменные возражения на исковое заявление, мотивированные следующим. Наличие задолженности по оплате ЖКУ (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как в отказе в предоставлении субсидии или компенсации, так и в приостановлении перечисления данных выплат, а впоследствии и в прекращении их предоставления. При этом в случае приостановления предоставления таких выплат, как только имеющаяся задолженность погашена должником, возникает основание для возобновления их предоставления. Кроме того ЖК РФ предусматривается возможность предоставления субсидий или компенсаций при наличии задолженности, но при заключении гражданином-должником с кредитором (управляющей организацией, товариществом или жилищным кооперативом) и выполнении соглашения по рассрочке погашения долга. При этом решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках отношений, регулируемых жилищным, гражданским законодательством, и осуществляется организациями жилищно-коммунального комплекса предусмотренными законодательством методами и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий, в частности мер социальной поддержки по оплате ЖКУ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений предусмотрена частью 2 статьи 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги. Буквальное толкование статей 154, 160 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что формирование задолженности по любой из данных статей расходов, исключает предоставление компенсации в полном объеме. Китаев А.В. является инвали<адрес> группы. На основании сведений, предоставленных Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, о наличии у Китаев А.В. задолженности на <дата> по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, превышающей сумму оплаты услуг за два месяца в жилом помещении по адресу проживания: Красноярский край, <адрес>12, предоставление мер социальной поддержки с <дата> прекращено, поскольку в течении одного месяца со дня принятия управлением решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки не поступили документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности или её погашение. Считает, что решение управления о прекращении предоставления Китаев А.В. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является законным и обоснованным. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района Красноярского края отказать в полном объеме.
Материальный истец Китаев А.В., представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст.7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Китаев А.В. является инвали<адрес> группы с <дата> на бессрочный срок, что подтверждается справкой МСЭ-2009 №.
Китаев А.В. является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>12.
Китаев А.В. была предоставлена субсидия как инвалиду 3 группы по оплате жилищно-коммунальных услуг с <дата>, что подтверждается протокол назначении субсидии отдельным категориям граждан.
Решениями УСЗН администрации <адрес> Красноярского края с <дата> приостановлено, а с <дата> прекращено предоставление Китаев А.В. указанных мер социальной поддержки, в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.
Принятие ответчиком решения по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на Китаев А.В. обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Ссылки ответчика на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004г. №13-2804, которые не оспорены и являются действующими, являются не состоятельными в силу следующего.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Правовые гарантии, установленные ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятые ответчиком решения прекращении предоставления мер социальной поддержки является незаконным.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Китаев А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 3 группы Китаев А.В..
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края возобновить предоставление инвалиду 3 группы Китаев А.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Д.В. Пятова