Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2016г. <адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лисейкина С.В.,
с участием пом. прокурора Грачевой Д.Л.,
истца Кашковой Е.П.
при секретаре Мурайкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Кашковой Е.П. к администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Кашковой Е.П., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей по тем основаниям, что Кашкова Е.П. ДД.ММ.ГГГГр. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>. Нанимателем данного жилого помещения или иного жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма Кашкова Е.А. не является, в собственности жилых помещений не имеет. В январе 2016 года Кашковой Е.П. завершено получение среднего профессионального образования. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Министерства образования и науки <адрес> от 08.04.2015г. Кашкова Е.П. поставлена на учет для предоставления ей жилого помещения за номером №. До настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Кашковой Е.П. не предоставлено, чем нарушено ее право на жилое помещение, гарантированное ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Просит обязать администрацию <адрес> предоставить Кашковой Е.П. на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. Обязать Министерство образования <адрес> перечислить из краевого бюджета в местный бюджет <адрес> денежные средства в сумме необходимой для приобретения жилья, с целью предоставления его Кашковой Е.П.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Грачева Д.Л. поддержала заявленные в интересах Кашковой Е.П. требования по доводам, изложенным в исковом заявлении в части обязать администрацию <адрес> предоставить Кашковой Е.П. на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. от исковых требований заявленных к Министерству образования <адрес> отказалась.
Истец Кашкова Е.П. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> поддержала, просила их удовлетворить, суду пояснила, что ее мать была лишена родительских прав, жилья у матери не было. Она зарегистрирована у деда, который в настоящее время умер, завещание он составил на сына, т.е. на ее дядю, своего жилья она не имеет.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставил возражение на исковые требования, где указал, что предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется в порядке очередности, сформированной Министерством образования <адрес> в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кашкова Е.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в <адрес>, однако в настоящее время в собственности муниципального образования <адрес> нет свободных жилых помещений, которые можно передать по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам. Для приобретения жилья детям-сиротам, в т.ч. и Кашковой Е.П. субвенции из краевого бюджета на 2016 год не предусмотрены, в связи с чем, в настоящее время администрация <адрес> не имеет возможности обеспечить всех детей-сирот, состоящих на учете, жилыми помещениями. В отсутствие финансирования из краевого бюджета на указанные цели, администрация города не имеет возможности предоставить Кашковой Е.П. благоустроенное жилое помещение.
Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес>, будучи уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки … детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 вышеназванного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу подп. 2 п. 1.1 Постановления <адрес> от 27.12.2013 N 706-п "Об утверждении Положения о министерстве образования <адрес>" министерство образования <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, который осуществляет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, законов края, правовых актов <адрес> и <адрес>: оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью … в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка (в том числе в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних), за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края;
Согласно п. 3.52 и 3.53 вышеуказанного постановления формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в целях предоставления благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений...
В силу ч. 1 ст. <адрес> от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" наделить на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей <адрес> от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно п. 14 ст. <адрес> от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. <адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. <адрес> жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений определяется исходя из нормы предоставления - 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Как установлено в судебном заседании Кашкова Е.П. ДД.ММ.ГГГГр. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, мать Кашкова Н.О. лишена родительских прав, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении на основании заявления матери. Опекуном несовершеннолетней Кашковой Е.П. был назначен Кашков О.И., что подтверждается справкой администрации <адрес> от 29.07.2016г.
ДД.ММ.ГГГГ Кашкова Е.П. завершила обучение в КГБПОУ «Техникум горных разработок имени В.П. Астафьева» по специальности повар, кондитер.
В настоящее время Кашкова Е.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>73. При этом, собственником или нанимателем указанного жилого помещения, либо членом семьи собственника или нанимателя данного жилого помещения Кашкова Е.П. не является.
По сообщению Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 17.11.2014г. объекты недвижимости до 05.04.1999г. за Кашковой Е.П. в Бородинском производственном участке Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не зарегистрированы.
Министерством образования и науки <адрес> на основании решения краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам от 08.05.2015 г., Кашкова Е.П. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлена на учет для предоставления ей жилого помещения в <адрес>. Истец состоит в очереди Министерства образования и науки <адрес> для получения жилья за №.
Однако до настоящего времени Кашкова Е.П. органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установлено, что Кашкова Е.П. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в настоящее время проживает в <адрес> края, жилым помещением не обеспечена и имеет право на жилое помещение в соответствии с Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996г.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Кашковой Е.П. удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> края предоставить Кашковой Е.П. ДД.ММ.ГГГГр., на территории <адрес> края по договору найма специализированного жилого помещения изолированное благоустроенное жилое помещение, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через <адрес> суд в течение месяца.
Судья Лисейкин С.В.